Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды делового общения





Деловая коммуникация - это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, на­учной, педагогической и пр.

В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению все­гда выступает как личность, значимая для другого.

Основные задачи деловой коммуникации - продуктивное со­трудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнер­ских отношений.

Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих ус­ловий:

1) обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;

2) предметно-целевое содержание коммуникации;

3)соблюдение формально-ролевых принципов взаимодейст­вия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обя­занностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;

4)взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных на­мерений; 1

5)коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж);

6) формальные ограничения:

а) конвенциональные ограничения, то есть соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например, действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям предприятия и пр.);

б) ситуативные, то есть с учетом ситуации делового общения (например, деловая беседа, совещание, презентация, переговоры и пр.) взаимодействовать целенаправленно, в заданном регламенте, используя адекватные коммуникативные средства, создавая соответствующую пространственную среду и достигая прагматического
ожидаемого результата;

в) эмоциональные, то есть независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявлять стрессоустойчивость - управлять собой, демонстрировать эмоциональную культуру;

г) насильственные, то есть допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех случаях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, или когда исчерпано отведенное для коммуникации время, а также когда реакции партнера неадекватны ожиданиям и нормам (например, агрессивное поведение).

Основной способ организации коммуникативной деятельности при взаимодействии двух партнеров - диалог. Типичными единица­ми диалога являются действие, высказывание и слушание.

Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуника­тивных формах:

монологической, где преобладают коммуникативные действия -высказывания личности как субъекта - организатора процесса слу­шания у других субъектов - участников общения;

диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны;

полилогической, организующей многостороннее общение, ко­торое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением макси­мально эффективной ее реали

Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь в тех видах общения, которые пред­полагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Специалисты в сфере общения разли­чают пять его видов: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства(таблица 1.3).

Таблица 1.3- Основные виды делового общения

вид Цель Условия организации коммуникации Коммуникативные формы Коммуникативные средства и технологии Ожидаемый результат
Познавательное общение расширить информационный фонд партнера, передать не­обходимую для профессиональной деятельности информацию, про­комментировать инновационные сведения. учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных воз­можностей для ее переработки, понимания и восприятия. лекции и семинары, доклады сообщения, беседы проектные работы, позволяющие оценить степень освоения теории вопроса, просмотр видео- и телевизионных обучающих передач. комментарий, аргу­ментация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; рациональное структурирование ин­формации; интерпретация новой лексики, выделение "ключевых" слов и положений, резюмирование, использование вербальных и не­вербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестети­ческий каналы, речевая культура и ораторское мастерство. освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие.
Убеждающее общение вызвать у деловых партнеров определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в право­мерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником. опора на восприимчи­вость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру. убеждающая, призывающая к дейст­вию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор, полемика, перегово­ры, напутствие, комплимент, беседа, презентации, "круглые столы". аргументация, де­монстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, свидетельствующие о преимуществах; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кине­стетического канала с помощью вербальных и невербальных клю­чей доступа; учет контраргументации и критического настроя парт­нера; психологические приемы присоединения, формирование ат­тракции, создание атмосферы доверия. привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориента­ция целей.
Экспрессивное общение сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социаль­ному действию опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы делового партнера: аудиальный, визуальный, кинестетический. речи по специальному поводу; пре­зентации; беседы и собрания; митинг; рассказ о ситуации, о фирме, о человеке; брифинг; мозговой штурм, синектика, а также демонстрация видео-, кинофрагментов; анализ потенциальных проблем, возможных последствий; лозунги и призывы. аудио-, видео- и ху­дожественные средства; краткость речевых конструкций; эмоцио­нально окрашенный, образный лексикон; актерское мастерство: аф­фектация, акцентация и фасцинирование через улыбку, голос, взгляд; демонстративный характер поз; яркость жестикулирования, интони­рования, мимики; демонстрация конгруэнтности; ситуативная обу­словленность информации, опора на актуальные потребности слуша­телей; искренность демонстрируемых чувств. изменение настроя партнера; провоциро­вание необходимых чувств: сострадания, сопереживания, вовлечение в конкретные акции и действия.
Суггестивное общение оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентации и установок, поведе­ния и отношения. внушаемость партнера (суггерента), его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы дове­рительности. беседа, митинг, речь-напутствие, пресс-конференция, брифинг, дебаты, реклама, собрание, консульта­ция, тренинг. разъяснение вну­шаемых установок; управление эмоциональным напряжением; вну­шение через приемы: идентификация, ссылки на авторитет, персо­нификация; предупреждение, угроза, шантаж, психологический тер­рор, моббинг и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение и интонационное стимулирование. изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентации.
Ритуальное общение закрепить и поддерживать конвенциональные отношения в деловом мире; обеспечивать регуляцию социальной психики в боль­ших и малых группах людей; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые. ритуальный (церемо­ниальный) характер акций, художественно оформленная простран­ственная среда; соблюдение конвенций; праздничное или адекватное ситуации ритуала настроение; опора на национальные, территориаль­ные и профессиональные традиции и нормы общения. рамочная, торжественная, траурная ре­чи, речь в дружеском кругу; ритуальные акты, церемонии, обряды; празд­ники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания. использование вер­бальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический сенсорные каналы участников; включение участников в активную массовую деятельность; импровизации и неординарность сюжетов при сохранении ритуальных и церемониальных тенденций. формирование чувства патриотизма и нацио­нальной гордости; сохранения традиций, закрепление новых ритуалов.

Рассмотренные виды общения не охватывают все возможности де­ловой коммуникации, но позволяют определить специфику, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, полу­чить планируемый (прогнозируемый) результат. Кроме перечисленно­го знание видов делового общения позволит каждому деловому чело­веку более эффективно подготовиться к той или иной коммуникатив­ной деятельности, превентивно создать соответствующие условия для конструктивного взаимодействия, программируя собственный рече­вой репертуар, разрабатывая сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения с учетом инди­видуальных особенностей делового партнера.

Date: 2015-09-05; view: 2148; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию