Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура делового общенияСтр 1 из 30Следующая ⇒ Понятие и виды делового общения Структура делового общения Основные понятия: общение, уровень общения, структура общения, коммуникация,интеракция, перцепция, деловая коммуникация,познавательное общение,убеждающее общение,экспрессивное общение, суггестивное общение, ритуальное общение, функции общения.
1.Общая характеристика общения в профессиональной сфере Общение - многогранный процесс, изучаемый разными науками: психологией, философией, социологией, педагогикой, лингвистикой и др. Мы рассмотрим категорию "общение" как социопсихологический механизм, на который опирается функционально-ролевая деятельность специалиста. Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями. В общении можно различить: а) инструментальную направленность: на выполнение социально-значимой задачи, на дело, на результат; б) личностную направленность: на удовлетворение личностных потребностей. Таблица 1.1 - Основные функции общения
Если же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций.
Общение может происходить на разных уровнях (рисунок 1.1). Самый примитивный уровень общения - фатический (от лат. fatuus - глупый. Следующий уровень общения - информационный. Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Личностный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях и при определенных условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, ощущение счастья и т.д. Личностный или духовный уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Поэтому личностный уровень является просоциальным уровнем, т.е. полезным для общества, поскольку дополнительным эффектом такого общения выступает нравственное совершенствование людей. Что касается фатического и информационного уровней, то они могут иметь социально-положительный (просоциальный) и социально-отрицательный (антисоциальный) контекст. Так, фатический уровень может осуществляться при этикетных нормах (просоциальный) и вульгарных (антисоциальный). То же самое можно сказать и об информационном уровне. Информационный уровень бывает деловым, эмоциональным, эмоционально-деловым. При этом, каждый из трех подвидов данного уровня может быть как просоциальным, так и антисоциальным.
Рисунок 1.1- Уровни общения В.Н. Куницина выделила следующие уровни успешности общения: мастерства и свободы в общении, лидерский, радикально-партнерский, жестко-консервативный, авторитарно-агрессивный, невротического одиночества и застенчивости. При этом она дала характеристики каждого уровня, связанные с особенностями психических свойств, в совокупности образующих основу коммуникативного ядра личности (рисунок 1.2). 1. Уровень мастерства и свободы в общении предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивость, хорошую саморегуляцию, отсутствие отчужденности, фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования. 2. Лидерский уровень легко достигается экстравертами, хорошо владеющими навыками и умениями устанавливать и поддерживать общение. Это лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу, находящие взаимопонимание с людьми. Владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей, не авторитарны. 3. Радикально-партнерский уровень – характерен для людей комформных, умеющих выслушать и найти общее решение, хорошо работающих в группе, владеющих самоконтролем, практичных и неагрессивных. 4. Жестко-консервативный уровень отмечается у людей закрытых, расчетливых, нон-конформных, погруженных в себя и не контролирующих свои эмоции. У них не наблюдается эмпатия. 5. Авторитарно-агрессивный уровень достигается людьми, у которых авторитарность сочетается с высокой агрессивностью, нет гибкости в способах влияния, пониженное самоуважение и высокая тревожность. Часто они эмоционально не стабильны, фрустрированы, конфликтны, раздражительны, взвинчены, нетерпеливы, недоверчивы. 6. Уровень невротического одиночества и застенчивости обнаруживается у людей несмелых, робких, неуверенных в себе, глубоко одиноких, аутичных, плохо адаптирующихся.
Рисунок. 1.2- уровни успешности общения по В.Н. Кунициной
В целом, общение в современном мире определяется развитием общественных процессов, постоянного совершенствования технических средств связи между людьми, изменением некоторых социальных функций человека как индивида, личности и субъекта деятельности.Это приводит к существенным изменениям в сфере общения. Так, если ранее преобладало непосредственное общение между людьми, то на современном этапе доминирует массовое и опосредованное общение, а многие непосредственные контакты между людьми, особенно в больших городах, в силу из вынужденности многочисленны и поверхностны, что значительно снижает качество общения, обедняет взаимоотношения между людьми. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. С одной стороны, человек без особого труда может установить контакт даже с теми субъектами, которые находятся вдали от него; с другой - совершенствование средств связи не обеспечивает качество и глубину общения. Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствуют развитию ощущения взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что средний современный городской человек проводит у телевизора около 5 часов в день. Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним. Такое общение называют квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся и оно занимает все более значимое место во взаимодействии человека с окружающим миром. Наличие тенденций к поверхностным, неглубоким, принудительным контактам между людьми при их многообразии, увеличение доли квазиобщения, а также преобладание доминирующего массового и опосредованного общения существенно меняют его характеристики, что сказывается на качестве коммуникаций между людьми, организации общения между ними.
|