Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура делового общения





Понятие и виды делового общения

Структура делового общения

Основные понятия: общение, уровень общения, структура общения, коммуникация,интеракция, перцепция, деловая коммуникация,познавательное общение,убеждающее общение,экспрессивное общение, суггестивное общение, ритуальное общение, функции общения.

 

1.Общая характеристика общения в профессиональной сфере

Общение - многогранный процесс, изучаемый разными науками: психологией, философией, социологией, педагогикой, лингвистикой и др. Мы рассмотрим категорию "общение" как социопсихологиче­ский механизм, на который опирается функционально-ролевая дея­тельность специалиста.

Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникно­вению психического контакта, который проявляется в обмене ин­формацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонима­нии.

Психический контакт характеризует общение как двусторон­нюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

В общении можно различить: а) инструментальную направ­ленность: на выполнение социально-значимой задачи, на дело, на результат; б) личностную направленность: на удовлетворение личностных потребностей.

Таблица 1.1 - Основные функции общения

Функция общения Характеристика функции
Инструментальная характеризует общение как соци­альный механизм управления, позволяющий получить и передать ин­формацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения.
Интегративная используется как средство объедине­ния деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместно­го коммуникативного процесса: решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.
Самовыражения позволяет самовыразиться и самоут­вердиться, продемонстрировать личностный интеллектуальный и психологический потенциал.
Трансляционная служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.
Социального контроля для регламентации поведения и деятельности, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о ком­мерческой тайне) и речевых акций участников делового взаимодействия.
Социализации развитие навыков культуры делового общения, делового этикета.
Экспрессивная с помощью этой функции человек передает свое эмоциональное состояние собеседнику.

Если же рассматривать общение в опреде­ленной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций.

Психологические функции Социальные функции Инструментальные функции
обусловливают развитие человекакак индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индиви­дуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мысли­тельных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность). детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии на­личия общения во всех его видах, типах и формах.   определяют многочисленные свя­зи между человеком и миром в самом широком смысле слова; меж­ду различными социальными группами. Кроме того, они отвечают активной, преобразующей, деятельностной природе человека, социальных групп и общества.  

Общение может происходить на разных уровнях (рисунок 1.1). Самый примитивный уровень общения - фатический (от лат. fatuus - глупый. Следующий уровень общения - информационный. Информационный уровень общения носит обычно стимулирую­щий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Личностный уровень взаимодействия воз­никает в особых ситуациях и при определенных условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощу­щение единения с миром, ощущение счастья и т.д.

Личностный или духовный уровень характеризует только та­кое общение, которое нацелено на активацию позитивного отно­шения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Поэтому личностный уровень явля­ется просоциальным уровнем, т.е. полезным для общества, поскольку дополнительным эффектом такого общения выступает нравственное со­вершенствование людей. Что касается фатического и информаци­онного уровней, то они могут иметь социально-положительный (просоциальный) и социально-отрицательный (антисоциальный) контекст. Так, фатический уровень может осуществляться при эти­кетных нормах (просоциальный) и вульгарных (антисоциальный). То же самое можно сказать и об информационном уровне. Информационный уровень бывает деловым, эмоциональным, эмоционально-деловым. При этом, каждый из трех подвидов данного уровня может быть как просоциальным, так и антисоциальным.

 

    Личностный взаимодей­ствие, при котором субъекты способны к самому глубокому са­мораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира.
   
  Информационный Обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов актив­ности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).
Фатический Простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Рисунок 1.1- Уровни общения

В.Н. Куницина выделила следующие уровни успешности общения: мастерства и свободы в общении, лидерский, радикально-партнерский, жестко-консервативный, авторитарно-агрессивный, невротического одиночества и застенчивости. При этом она дала характеристики каждого уровня, связанные с особенностями психических свойств, в совокупности образующих основу коммуникативного ядра личности (рисунок 1.2).

1. Уровень мастерства и свободы в общении предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивость, хорошую саморегуляцию, отсутствие отчужденности, фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.

2. Лидерский уровень легко достигается экстравертами, хорошо владеющими навыками и умениями устанавливать и поддерживать общение. Это лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу, находящие взаимопонимание с людьми. Владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей, не авторитарны.

3. Радикально-партнерский уровень – характерен для людей комформных, умеющих выслушать и найти общее решение, хорошо работающих в группе, владеющих самоконтролем, практичных и неагрессивных.

4. Жестко-консервативный уровень отмечается у людей закрытых, расчетливых, нон-конформных, погруженных в себя и не контролирующих свои эмоции. У них не наблюдается эмпатия.

5. Авторитарно-агрессивный уровень достигается людьми, у которых авторитарность сочетается с высокой агрессивностью, нет гибкости в способах влияния, пониженное самоуважение и высокая тревожность. Часто они эмоционально не стабильны, фрустрированы, конфликтны, раздражительны, взвинчены, нетерпеливы, недоверчивы.

6. Уровень невротического одиночества и застенчивости обнаруживается у людей несмелых, робких, неуверенных в себе, глубоко одиноких, аутичных, плохо адаптирующихся.

 

Рисунок. 1.2- уровни успешности общения по В.Н. Кунициной

 

В целом, общение в современном мире определяется развитием общест­венных процессов, постоянного совершенствования технических средств связи между людьми, изменением некоторых социальных функций челове­ка как индивида, личности и субъекта деятельности.Это приводит к существенным изменениям в сфере общения. Так, если ранее преобладало непосредственное общение между людьми, то на современном этапе домини­рует массовое и опосредованное общение, а многие непосредственные контакты между людьми, особенно в больших городах, в силу из вынужденности многочисленны и поверхностны, что значительно снижает качество общения, обедняет взаимоотношения между людьми.

Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения и его содержа­нием, глубиной. С одной стороны, человек без особого труда мо­жет установить контакт даже с теми субъектами, которые находятся вдали от него; с другой - совершенствование средств связи не обеспечивает качество и глубину общения.

Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телеви­зионных программ способствуют развитию ощущения взаимодей­ствия с другими. Так, например, социологи определили, что сред­ний современный городской человек проводит у телевизора около 5 часов в день. Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним. Такое общение называют квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, ка­жущееся и оно занимает все более значимое место во взаимо­действии человека с окружающим миром.

Наличие тенденций к поверхностным, неглубоким, принуди­тельным контактам между людьми при их многообразии, увеличе­ние доли квазиобщения, а также преобладание доминирующего массового и опосредованного общения существенно меняют его характеристики, что сказывается на качестве коммуникаций между людьми, организации общения между ними.

Date: 2015-09-05; view: 1403; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию