Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические механизмы социального восприятияРассмотрим теперь, как реально осуществляется процесс восприятия человека человеком, какие психологические механизмы социальной перцепции, т.е. способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека, лежат в его основе. В процессе общения приходится взаимодействовать с людьми с людьми разных категорий - незнакомыми, малознакомыми, знакомыми. Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором – механизмов межличностного общения. К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении, в ситуации первичного знакомства относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Стереотипы — стандартные наборы упрощенных представлений о сложных явлениях и субъектах окружающего мира, содержащие их одностороннее описание, принимаемое за полное. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем в той группе, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Существует множество классификаций стереотипов. В рамках другой классификации (А.А. Реан) предлагается выделять шесть групп социально-перцептивных стереотипов: 1) антропологические, 2)этнонациональные, 3) социально-статусные, 4) социально-ролевые, 5) экспрессивно-эстетические, 6) вербально-поведенческие (рис.4.3). Все эти эталоны-стереотипы срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда необходимо судить о нем по первому впечатлению. Антропологические эталоны-стереотипы проявляются в том случае, если оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от его антропологических признаков, т.е. от особенностей физического облика. Этнонациональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе и т. д. Простейшие примеры - «педантичный немец», «вежливый англичанин», «легкомысленный француз», «загадочный русский» и т. д. Социально-статусные стереотипы состоят в зависимости оценки личностных качеств человека от его социального статуса.
Рис. 4.3 - Классификация социальных стереотипов по А.А. Реан Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций. Несмотря на наличие очевидной взаимосвязи между понятиями «социальная роль» и «социальный статус», социально-статусные и социально-ролевые стереотипы различны. Социальный статус — понятие «вертикальное», иерархическое. Социальная роль — понятие, по преимуществу, не формально-иерархическое, а содержательно-функциональное. Существуют определенные социально-ролевые стереотипы военного (дисциплинированный, с характером), учительницы (добрая, справедливая, назидательная), профессора (умный, рассеянный) и т. д. Эти стереотипы не являются универсальными: они субъективны, индивидуальны; к примеру, стереотип военного у разных людей может формироваться из прямо противоположных характеристик (умный — ограниченный, жесткий — добрый и т. д.). Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»): чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными чертами он наделяется и наоборот, если он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонные считать его более умным, хорошим, интересным и т.д Вербально-поведенческие стереотипы также связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.). Однако в данном случае фактор «привлекательность» не является значимым. Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей. 1. Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов. 2. Социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу. 3.Каждый социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, что вполне соответствует компонентам человеческого «Я». 4. Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в «доброго царя» (президента, генерального секретаря), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше. Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро- и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций. Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего «Я». Наиболее распространенны психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, проецирование, каузальная атрибуция, децентрация, аттракция. И дентификация. Простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему, сознательная постановка себя на его место. Человек как бы ставит себя на место другого, берет на себя ту роль, которую выполняет его партнер, примыкает к его позиции, определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях, строит свое поведения таким же способом, как и партнер. Эмпатия -постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Социальной рефлексией - процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте. Здесь под рефлексией понимается осознание каждым из участников процесса межличностного восприятия того, как он воспринимается своим партнером по общению. Это не просто знание другого, понимание другого, но знание того, как другой знает (понимает) меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир-первого исследователя. Проецирование. Механизм проецирования заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему. Децентрация, под которой понимают способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека. Децентрациянетождественна способности встать на позицию другого, рассуждать и действовать, «как он». Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. Литература 1. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. – 2-е изд. – М.: НПО «МОДЭК», 2002. – 256 с. 2. Злобина С.Н., Семерич О.А. Основы делового общения. Учебно-методическое пособие для подготовки студентов и преподавателей, Брянск, Издательство БГПУ. 2000. – 107 с. 3. Коноплёва Н.А. Психология делового общения: учеб. пособие / Н.А. Коноплёва. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 408 с. 4. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведений. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 576 с.
|