Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всемирный потоп





(с 6 главы по 9 включительно)

И вот так историю каинитов и историю людей перед потопом соединяет таблица 5 главы, и вот этих допотопных патриархов: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной – 10 человек. Но явно, что цифра круглая. Цифра круглая – значит, выброшены какие-то второстепенные звенья.

Следовательно, дальше мы переходим к очень важной теме, к потопу, который стал наказанием Божиим за грехи людей.

Смотрите, говорится, что Ною было 500 лет, когда родились у него дети. А вот в шестисотый год жизни Ноевой начался потоп. Говорится точно. Затем Ной жил после потопа 300 лет. Следовательно, всю историю допотопного мира он устно передал как последний очевидец. Вот связь допотопного мира с послепотопным идет через Ноя, который жил еще 300 лет. И за 300 лет внукам своим и правнукам мог свидетельствовать все, потому что это было живое предание, живой свидетель всех событий допотопного мира. Вот значение долголетия – Господь давал долголетие этим могиканам и с тем, чтобы они передавали это предание. Вот идет такое священное предание, устная передача. А вы сами знаете, что свидетельство очевидца имеет особое значение, особый вес, потому что Господь спас род человеческий в восьми душах. Ради Ноя была спасена его семья. Иоанн Златоуст скажет, что люди грешили и в ковчеге. Я думаю, говорит, что Ханаан был зачат в ковчеге. Поэтому ради Ноя была спасена вся его семья в восьми душах.

Итак, вы можете решать вопрос, какой потоп был, всемирный, глобальный, то есть при современном представлении о нашей планете были покрыты оба полушария; или потоп имел локальный характер, то есть водой покрылись только те места, где жило на тот период человечество, где оно распространилось, – это вопрос открытый. Одни признают, что потоп был всемирным в прямом смысле, другие придерживаются мнения, что он охватил только тот ареал, где на то время жили люди.

Причины потопа. Трудно выяснить нам причины потопа. Их могло быть сразу несколько, но нравственная сторона в объяснении потопа должна превалировать. Смотрите:

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, – кто это сыны Божии? Это сифиты, потомки Сифа. Вот родословная их и дается. А дочери человеческие? По святоотеческому учению, это потомки Каина, Каин, линия каинитов. Иоанн Златоуст скажет, сифитам уже здесь именование их сынами Божиими служит в осуждение, это павшие сыны Божии, не устоявшие в своем достоинстве. Они смешались с каинитками, и от этого смешения грех, как зараза какая, охватил тех и других. Сыны Божии увидели каиниток, увидели – что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал 18. Конечно, когда человек утрачивает понятие о красоте небесной, красоте внутренней и духовной, он восхищается и пленяется красотой внешней. И через это происходит умножение зла. Умножение зла, потому что в данном случае красота будит в человеке похоть. А похоть не удовлетворяется каким-то одним способом естественным, она измышляет всевозможные другие виды разврата, о которых стыдно и говорить. И вот здесь так и написано, что Господь говорит: Не вечно духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть, духовных запросов, духовного ничего нет, человек стал полностью плотяным. Он вычеркнул из своей жизни Бога и все духовные запросы. Под духовными запросами мы разумеем, в первую очередь, религиозные. Не искусство, не литературу, не музыку, а религиозные запросы.

Не вечно духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть, – вот есть плотской человек, душевный человек, духовный человек. И мне кто-то из первых курсов очень хорошую работу подал о духовном, плотском и душевном.

Пусть будут дни их сто двадцать лет – понимается двояко этот текст: во-первых, вот с таких сотен лет сокращается жизнь до ста двадцати, и сто двадцать лет – сейчас редкость; второе понимание - за 120 лет до потопа Господь предупреждает людей о грозящей беде. То есть дает на покаяние, на обдумывание своего поведения 120 лет. Вот какое толкование вас удовлетворяет, то и берите. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. Вот только вопрос, чем они славные, эти исполины. Вот один из них упоминается, сильный зверолов пред Господом Немврод19, или Нимрод20. Вот они и создавали первые государства, первые цивилизации, основанные на насилии, вот они и были известны. Они и в прямом смысле были исполинами высокого роста – вот Голиаф – 3 метра с лишним – и, понимаете, исполины по своим грехам, издревле славные люди.


И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время, – и увидел, и услышал, и раскаялся – это антропоморфные выражения. Никакого раскаяния. Кто может раскаиваться в своих поступках? Человек, который не знает следствий своих советов, своих дел, – вот он может раскаиваться: я-то думал, что будет вот так, а вышло вон что. Да, человек раскаивается в силу того, что у него нет такого всеведения. А когда мы говорим, что Бог раскаивается, это говорится только с тем, чтобы нам понять, как Богу неприятно было видеть, что его творение, созданное по Его образу и подобию, любимое его творение, оно так быстро пало, используя этот царственный дар свободы.

Иногда прямо думается, что Господь в любви Своей нас переоценил. Он нас переоценил и наделил с такой щедростью этими благами, что мы просто с ними не справились. Он дал нам религию, союз с Собой, Он дал нам дар мысли, дар слова, дар творчества, дар свободы. И все это во что мы превратили? Да в похоть, в сплошную похоть, в служение греху. В первую очередь стали отрицать и хулить Бога, поносить Его имя. Хула на Духа Святаго. Ведь это хула на Духа Святаго, которая не прощается ни в сем веке, ни в будущем 21. Хула на Духа Святаго – это хула на Его благодать, на Его дары, на Его щедрые дары, которые человек профанирует и над ними смеется.

<…>зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека, – потому что в других местах вы найдете подобные антропоморфные выражения. Откройте Первую книгу Царств. 15 глава, читаю вам с 10 стиха:

И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. Вы посмотрите, вот праведник – даже когда Бог осуждает человека – ему жалко этого человека. Вот свойство праведника. И посмотрите 28 стих:

Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. Вот в таком контексте нам нужно понимать. Иначе, если мы не будем находить тексты, которые помогают объяснять вот эти антропоморфные выражения, мы можем думать о Боге совершенно неправильно и приписывать Ему и гнев, и злобу, и зависть, и голод, и сон, и прочее. То есть будем мыслить о Боге недостойно Бога. Не раскается Верный Израилев, ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему.

Еще можно пояснить это таким примером. Открывайте пророка Иеремию. Вот одно тянется за другим, просто вот Писание являет собой такое поразительное единство, что удивительно. 18 главу, вот смотрите, 7 стих:

Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Итак, зло не в Боге, а в нас. И вот Господь хочет истребить это зло, выжечь его, как инертное тело, которое мы в себя приняли, и для этого производит наказание, а зло не в Нем, а в нас.


Теперь смотрите 6 главу книги Бытия дальше, 7 стих:

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Истреблю – почему? Ибо Я раскаялся, что создал их. А при чем тут скоты-то и гады? Скоты-то и гады не нарушили ни одного закона, ни одной заповеди. Животные-то святые, и растительный мир святой, и он реагирует на поведение людей22. А человек что сделал? Он втянул в эту бездну, в эту греховную воронку весь мир, и растительный, и животный. Они страдают за него. Вот, они предъявят нам тоже свой счет, все животные, что по нашей вине они страдают: ибо Я раскаялся, что создал их.

Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. Вот попробуйте в таком аду, можно сказать, обрести благодать пред очами Господа. Как же этому злу нужно противостоять, чтобы устоять против такого течения? Попробуйте плыть против течения. Дальше говорится о Ное.

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный,– внимание, – в роде своем, – да, в роде своем он был праведный и непорочный. Но если нашу праведность и непорочность, так сказать, поставить пред лицом Божиим, сравнить с праведностью и непорочностью Христа, скажем, Богоматери, то, конечно, наша праведность и непорочность проиграет. Дальше: Ной ходил пред Богом, вот, что сказано о Енохе, то сказано и о Ное: Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. И вот дальше: Но земля,–смотрите, – растлилась пред лицом Божиим,– не земля растлилась, здесь имеются в виду люди, – и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. Повторяю 11 стих: и наполнилась земля злодеяниями. Значит, она наполнилась, дальше конец.

И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. И дальше подробнейшее описание ковчега трехпалубного. Те размеры, которые даются там, они и на сегодняшний день достаточно большие размеры. 300 локтей. Все цифры, какие даются – в следующий раз я должен дать вам литературу по тому, как понимать нам числовые указания в Писании. Потому что очень много числовых указаний, и они, конечно, даются не зря. Вы делите все эти цифры наполовину: 300 локтей – это значит 150 метров, 60 локтей – это 30 метров. Это нужно иметь в виду. Вот он строил в течение многих лет этот ковчег. Строил, благоговея.


И вызывал на себя насмешки: старик, ты из ума выжил. Как Нектарий, епископ, объяснял: вот старик-то, говорят, из ума выжил, ковчег строит, корабль строит, о каком-то потопе говорит, а природа прекрасная, а никаких признаков нет того, что на людей уже надвигается этот потоп. Они ничего не видят в упоении этим злом и страстью, ничего не хотят видеть. Вот это все хорошо раскрывает, знаете кто, Нил Мироточивый23. Вот Посмертные речения Нила Мироточивого – вот он касается этого вопроса, и текст библейский звучит совершенно по-иному. Ной строит этот ковчег, дальше ему Бог велит взять чистых и нечистых животных, и все готово к тому, что вот разразилась катастрофа. Воспоминания об этой катастрофе существуют у всех народов земли. В искаженном виде, но существуют у всех племен и народов воспоминания смутные о том, что некогда землю поразила катастрофа – водный потоп. Нужно запомнить еще, что потоп длился не 40 дней, 40 дней лился только дождь, а общая продолжительность потопа – год. Год – общая продолжительность потопа. Вот в 7 главе в 11 стихе вы и прочтете:

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые. По-моему, кто-то из оптинских старцев сказал: 120 лет Ной проповедовал, – а ведь Ной-то не молчал, а проповедовал по-прежнему, предупреждая их, – и, говорит, его послушались только звери и вошли в ковчег. Конечно, это по силе Божией было сделано. А вот относительно разговоров – как же в течение года там он их кормил и они могли там вообще разместиться, да мыслимо ли это представить? – ну, конечно же, это мифология. Прочитайте «Почему я верю в Бога» Виктора Лейника. Он говорит: да, для животных это время, год, прошло как от утренней кормежки до вечерней, а для человека то же самое время стало как год. Для них Он спрессовал время, для нас – нет. У Бога тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет 24. И все эти разговоры, конечно, напрасные. И вот теперь посмотрите, 24 стих:

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней. Вот в 8 главе говорится, что ковчег остановился на горах Араратских. А гора Арарат, она и в Турцию входит, и в Армению. И обе страны взяли в герб гору Арарат. Экспедиции были на эту гору Арарат. Кто-то, может быть, читал такие материалы: нашли ковчег. «Я нашел Ноев ковчег», – сенсационные были всякие заявления.

Это древнейшая стоянка, поэтому кавказские народы, согласно тому, что там остановился ковчег, – это древнейшая раса.

И вот прошло, в общей сложности, время в год. Вода постепенно стала иссякать; возвращаясь с земли, стала убывать; и, наконец, Ной, после того как выпускал дважды ворона, а потом голубя, который принес масличную ветвь, вышел по повелению Божию из ковчега, и, первое, что он сделал, он принес Богу жертвы. Спаситель говорит: и как было во дни Ноя, ели, пили, покупали, продавали, женились, выходили замуж и никто не думал ни о чем, пока не пришел потоп и потребил все, так будет и во дни Сына Человеческого 25. Вот история учит, да ничему она не учит, эта история. Если сам человек не будет принимать это к сердцу, никто его ничему не научит. Он так и будет жить по тем стандартам, по каким живет толпа. Вот эта масса, народная масса. Если человек не примет свидетельства Писания, свидетельства умного человека, свидетельства родителей, он так ничему и не научится.

Время исчерпано. Я потом закончу, потому что 9 глава – очень важная глава. А так, читайте материал на эту тему: потоп. Посмотрите словари, и там тоже очень хорошо раскрыто. И потоп – он проходит через всю нашу историю. Мы тоже погружаемся в потоп свой личный, нас тоже захлестывают, как потоп, страсти, грехи, озлобления, ропот, недовольство. Смотрите, мы тоже наполняем себя, как сосуд, чем-то. И когда наполним – чем наполним, таков и будет исход.







Date: 2015-09-05; view: 365; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию