Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №17





Кланяюсь всем вам и приветствую. Присаживайтесь.

И продолжаем занятия по Священной Библейской истории, которая, и это надо повторять как можно чаще, ставит перед собой одну задачу. Прежде чем заниматься богословием, спекулятивным мышлением, надо хорошо знать по содержанию источник нашего вероучения – Священное Писание. Конечно, все Писание богодухновенно, скажет апостол Павел. Но уровень богодухновенности в книгах разный. Вот чем заканчивается книга Иова? А ведь она входит в Канон. Книга Иова заканчивается обращением Господа к Елифазу, старшему из друзей Иова: Горит Мой гнев на тебя и на двух друзей твоих, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов 1. Вот мы все говорим далеко не так верно, а следовательно, и недостойно Бога. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы говорить верно. Кропотливо, с молитвой, с верой большой, с благоговением изучать Священное Писание – это единственный наш источник.

Правда, говорят, что вот кроме этого, есть источник внешний – природа. Окружающая природа носит на себе следы Того, из Чьих рук она вышла, как любое произведение. Чем гениальнее произведение, – какой мы делаем вывод? – тем гениальнее и автор этого произведения. А вот такое мироздание, как космос, нас окружающий, он тоже носит на себе следы Творца своего и отражает Его величие и красоту, хотя мы живем уже не в том космосе, какой был до грехопадения. Грех отразился и на мироздании; и вся тварь, все творение совокупно с нами стенает и страдает 2– а по чьей вине страдает? По нашей вине. Поэтому экология служит нам обличением. Посмотрите, озоновые дыры, как они образовались, эти озоновые дыры? А ведь это защитный пояс вокруг земли, чтобы лучи солнечные, ультрафиолетовые или красные не обжигали кожу и не было раковых заболеваний. И вот если в этом поясе сделать дыры, когда съедается этот защитный пласт, то мы становимся беззащитными совершенно. Отдыхать-то теперь опасно под солнцем; нужно уходить, можно заболеть раковыми какими-нибудь заболеваниями. И кто все это сотворил и творит? Человек. Вот преследуя сиюминутную выгоду, он бесшабашен, безумен. Почему? Потому что в его мыслях нет Бога.

Какое было изобилие рыбы в Ладожском озере? А почитайте о Валаамском монастыре – игумен Дамаскин, маленький Петр Великий на этом острове, как его называли. Он уже тогда заботился, чтобы не было перепада, и миллионы мальков разных рыб спускали они. Это озабоченность. Не трогали лес, а использовали только те деревья, которые повалила буря. Вот подход Божий к природе. Вот она и благодарила за это, и давала сторицей в изобилии все, что нужно было для жизни этого монастыря. А ведь требовалось много – это маленькое государство. Оно снабжало прекрасными огурцами весь Петербург.

Лучшей пищи, какую готовили в монастырях, нет никакой – пища благодатная. Варсонофий говорит, что нужно не по келиям питаться, а обязательно сидеть в трапезе, в общей, потому что через пищу Ангел-хранитель исцеляет человека. Она вся благословенная. И вот готовят, скажем, в Пюхтицком монастыре обед. Каждая монахиня отвечает за свою операцию, и все они творят молитву. Зажигается огонь в Троице-Сергиевой лавре (ну сейчас газ, а когда топили дровами, в определенный момент на Полунощнице монах подходит с фонарем и зажигает свечку от лампады у преподобного Сергия), и этим огнем растопляют печь. Все продумано, все с благодатью, и, раз это с благодатью, все было целительно. А сейчас мы едим, и не насыщаемся 3; пьем, и не напиваемся. И от той же еды заболеваем. Потому что над ней нет благословения Божия.

Несет один мужик, поймал рыбу, и несет ее на двор к епископу, а епископ был святой жизни, идет мужик и матом ругается. Приготовили эту рыбу, епископ говорит: я не буду эту рыбу есть, от нее дурной идет запах. Да как же? Только что выловлена… А вот мат что делает. Матерное слово, оно отражается и на продукции. И продукция-то становится не целительной. А ведь через пищу человек исцеляется. Посмотрите, сколько Господь создал целительных трав, минералов – и все на пользу человека. Нет, человек не хочет видеть этой пользы, он преследует свои эгоистические интересы и губит эту природу беспардонно.

Уж какая у нас земля, сколько воды, святая вода была в Неве. Сейчас ее пить невозможно. Старый инспектор Лев Николаевич Парицкий, профессор этой академии, говорил, что когда они были мальчишками и учились здесь в семинарии, из Обводного брали воду на чай. Возьмите себе на чай сейчас эту воду из Обводного – и окочуримся все, окочуримся. А ведь когда-то все можно было. Вот теперь покупаем воду. И на ней делают бизнес. А она из того же крана. Из того же крана, а мы платим деньги.


Кто все это творит? Вот это творит человек после своего падения, он потерял ориентир, и в первую очередь, у него нет чувства благодарности. Люди должны благодарить, за все благодарите4, сказано, и поскольку они не возблагодарили, то осуетились в умствованиях своих5. Как они осуетились в умствованих своих? Стали свой разум превозносить и обожествили свой разум, а от обожествлений своих перешли к обожествлению самих себя. Вот это уже крайний предел безумия. Крайний предел безумия. И пока люди не обратятся, природа, образно говоря, она не выдерживает этой хулы, этой неблагодарности. А ведь как надеялись пророки, что с приходом на землю Мессии восстановится райская жизнь.

Откройте пожалуйста Исаию и найдите 11 главу:

И произойдет отрасль от корня Иессеева, отрасль от корня Иессеева, скажем, Давид, а вот, – иветвь произрастет от корня его,– это Христос, сын Давидов, – и почиет на нем Дух Господень, а что дальше идет? А дальше идут дары Святаго Духа. Что это за Дух Господень? это – дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится <…> Переходим к 6-ому стиху: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, то есть, что было в раю, – и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида,– ядовитой змеи, – и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. И змея его не тронет. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море,– вот что ожидал пророк.

Почему же это не произошло? Не потому, что это невозможно и он ошибся, а потому, что опять Господь встретился с тем же упорством, с тем же богоборчеством, с тем же противлением бесовским. Вот, а люди не веруют. Значит, они что? Хуже демона, выходит, в этом отношении. Хуже демонов. Так вот и не происходит этого ведения Господа, потому что не хотим сами допустить до себя это ведение. Ведь надо измениться. Любой сосуд надо приготовить. Если молоко вливается в нечистый сосуд, оно прокисает моментом. Любое дело требует стерильной, можно сказать, чистоты. Так же здесь и внутренность наша. Мы тоже сосуды и наполняемся. Чем мы наполняемся?

А то, что это действительно все исполнялось, вы посмотрите, почитайте житие Марка Фраческого, преподобного Сергия, Серафима Саровского, которых не трогали дикие звери, а, наоборот, развлекали их, и играли пред ними, чтобы рассеять их некую такую тоску и одиночество, и служили. Иорданскому Герасиму лев служил, носил воду, Александрийский Макарий исцелил слепого детеныша у леопарда или у льва. Леопард принес к его ногам и бросил детеныша; он посмотрел, а детеныш-то слепой родился. Он плюнул ему в глаза, перекрестил и детеныш тот прозрел; и на другой день мать его приносит ему в благодарность шкуру овцы. Он ей говорит: так ты что, сожрала чужую овцу у пастуха? А шкуру приносишь мне? Как это ты? Она мотает головой и понурила голову, как будто понимает, что он говорит. Вот отношения какие были между животными и святыми.


Сбрасывают к голодным львам в пропасть пророка Даниила, а они ластятся к нему. А сколько было случаев на арене цирка, когда выводили христиан на казнь. Игнатий Богоносец, он предупреждает, что когда его выведут на арену цирка, пусть не отгоняют от него зверей, а пусть его лев перемелет своими зубами как пшеницу, угодную Господу, а их звери не трогали, чувствуя, что это святые.

О Христе что говорится? 40 дней был в пустыне, и был со зверями. А ведь там полно было хищных голодных зверей; и звери Его не трогали, а служили Ему, как служили первому человеку. И вот когда первый-то господин, царь всего творения, пал, зверье сразу почувствовало, что их господин пал и недостоин того почитания, какое они оказывали ему доселе; и все звери-то вышли из повиновения и стали агрессивны по отношению к человеку. Если даже сейчас звери практически не выдерживают взгляда – ну, наверное, крокодил только выдержит или змея, а вот все не выдерживают взгляда человека, – можно представить, в каком повиновении и послушании были эти звери. Как загнать в ковчег зверей? Как? Прутиком, что ли, загонял? Сила Божия, и вот они послушались проповеди Ноя и зашли в этот ковчег. Так. Поэтому звери, они обличают человека за его беззаконие.

Откройте пожалуйста Второзаконие, найдите 28 главу, читаем:

Если ты, когда перейдете [за Иордан в землю, которую Господь Бог ваш дает вам], будешь слушать гласа Господа, – если ты – вот условие, то есть свободное произволение, – Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бог твоего.

Благословен ты в городе и благословен на поле.

Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов и плод овец твоих.

Благословенны житницы твои и кладовые твои.

Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем.

Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя.

Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Поставит тебя Господь [Бог твой] народом святым Своим, как Он клялся тебе [и отцам твоим], при каком условии? – если ты будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и будешь ходить путями Его; и увидят все народы земли, что имя Господа [Бога твоего] нарицается на тебе, и убоятся тебя.

И даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать<…> Сделает тебя Господь [Бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте <…> если <…> не отступишь от всех слов Моих, вот условие, единственное условие – это заповеди. Другого нам не дано, потому что в заповедях выражена воля Божия. А воля-то Божия какая? – значит, ничего здесь и опротестовывать не нужно. – вот назначение было народа: быть светом во откровение языков, чтобы через это откровение к вере пришли и все другие народы. И был, как говорит апостол Павел9, уже такой этнос, в котором нет ни иудея, ни эллина, ни скифа, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, но всяческая во всех Христос. Был бы христианский этнос, была бы Церковь, а не государство. И разве плохо бы было – куда бы мы ни пришли, на какое бы полушарие (пускай культурологический элемент, он сказывается на внешнем виде, на постройке храмов, сосудов, одежд священных – это унифицировать не нужно), а когда единая догматика, единое вероучение, единый Символ веры и единая Чаша, и вы, куда бы ни приехали, вы можете исповедоваться, и причаститься, и засвидетельствовать это единство от Чаши – разве бы это плохо было?


А сейчас? Кому мы можем что-то говорить и свидетельствовать истину, когда мы все разделены? У нас и календарь, и праздники, и святые – проблема с почитанием святых. Вот святые, скажем, до разделения общие, после разделения у них святые свои, у нас свои. Да разве может быть такое? На уровне святой жизни не должно быть разделения. Как же это разделение происходит? Вот почитание святых. Вот все это уходит в такой грех, начало которому было положено на небе, а затем это перешло – – перешло на землю, и вот, несмотря на искупительный подвиг Христов, продолжается это противостояние. Оно завершится страшным Армагеддоном, последней битвой между силами добра и зла, которые персонифицируются в каких-то представителях зла: в антихристе и его пророке, а силы добра – в каких-то святых людях, но в первую очередь, в Енохе и Илии, которые тогда будут противостоять этому обольщению. И небольшое число,остаток, о котором говорит Исаия, вот он и будет по-прежнему играть роль. Откройте снова книгу пророка Исаии. И найдите 1 главу, 9 стих:

Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре, – вот чему мы уподобились бы. Но этому не позволяет, полной апостасии не позволяет осуществиться вот этот остаток. Он действует в народе, как закваска, и вот, судя по вашим работам, какие вы подаете, вот действие Духа Божия в этом хаосе ничем не отличается от того, что мы читаем в книге Деяний апостольских, когда Он сошел на апостолов и началась их проповедь. Так же и сейчас удивительные чудеса происходят обращений, исцелений, таких явлений, которые никак нельзя объяснить никаким стечением обстоятельств, никакими другими причинами, только вмешательством Бога в историю, в душу каждого.

Не оперирует Писание этими ходульными выражениями: массы; по требованию масс; по требованию народов; пролетарии всех стран, соединяйтесь. Зачем соединяйтесь, спрашивается? Во имя чье соединяться? Оно, Писание обращается к личности, даже народ персонифицируется в личность:, – говорит Осия-пророк, да ведь это указание на исход еврейского народа из Египта – вышел не народ, а сын Мой, Я усыновил этот народ Себе. Персонификация или олицетворение – разве это не прекрасно? Что из этого выражения мы получаем? Что Бог есть Личность, Индивидуум, Троичный. И мы – личности, и общение может быть не с каким-то абсолютом, не с каким-то мировым разумом или еще каким-то понятием отвлеченным «бог», а с Личностью. Только личностное отношение ценно, а не растворение в какой-то нирване, квиетизм, полное усыпление и растворение, я не знаю в чем. Гасится сознание искусственным путем, какими-то приемами, в то время как сознание-то должно, напротив, очищаться, и в сознательной части Бог-то и обитает. Он Сам есть Ум, «Нус», и Его ведение, всеведение; и наше знание является отражением Божия всеведения. Разве это плохо? «Я сказал: вы – боги»12 – вот какого удостоен человек наименования. «Народ, взятый в удел», «царственное священство», «народ Мой»13 – и какие же это прекрасные выражения. Нет, все это нужно отвергнуть и быть. Имя-то Божие15, Отца-то не могли называть по имени Авва, Отче; не могли называть, потому что под гневом находились, под проклятием. Как можно назвать отцом того, кто нас проклял?.. Упразднив клятву – что? Проклятие, которое тяготело –проклят ты от земли, проклята земля за тебя, тернии и волчцы произрастит она тебе, и сам ты – прах – вот материальное начало, оно приведет к разрушению. И тогда отступила благодать, конечно, жизненная сила в человеке-то остается, как и отрубленная ветвь еще какую-то неделю-другую может жить теми соками, какие в ней содержатся; потом все это гибнет, она засыхает, увядает. Так и человек, оказавшись вне Бога, без Бога, он какое-то время еще жил – вон какое долголетие. Но потом все это быстро пришло к концу, и вот вам предел человеческой жизни 70 лет, мы летим, и большая часть из этой жизни –. Вот вам и бытие наше.

Отсюда неудивительны и целые пессимистические теории. Если все заканчивается смертью, сколько ни живи, то какой же может быть взгляд на жизнь? Пессимистический. А от этого пессимизма идет параллельно с ним, или рука за руку, отчаяние, и, когда человек, теряя свои физические силы и возможности брать от жизни, видит, что он не может наслаждаться всеми утехами, он вот и кончает жизнь самоубийством. Жизнь неинтересна. Как трудно со стариками! Вот вышла брошюра о. Сергия Филимонова, врача нашего и священника «Как исповедовать людей престарелого возраста?» Вот там описана психология этих стариков, у которых и нет и не было за душой и мысли о Боге. Вот чем они живут? Как к ним подойти? В том же хосписе или дома и заговорить с ним на эту тему: а надо бы поисповедаться, а вот хотя бы тебе крест надеть, а не пора ли подумать о душе и помолиться? Ведь приближается… Как подойти? Он этого и не хочет и воспринимать. Травит анекдоты, один хуже другого, а ему осталось жить всего несколько дней. Ну что это такое? И не чувствует, куда пойдет душа после всех этих разговоров, что с ней станет. Вот и боятся, когда начинает открываться этот ангельский мир, мир духовный, который они отрицали, и, в первую очередь, вот и кажутся зверообразные лики демонические. Об этом в строке одной, в своих дневниках, когда заболел, Осипов, протоиерей и ректор семинарии, вот он говорит: какие ужасы, и я был там и видел. Так вот что отрицал, то реалии. То реалии. Оказывается, все это есть.

Вот Блез Паскаль так и построил свое заключение: хорошо, допустим, Бога нет. А мы в Него верим. Мы ничего не теряем. А если Он есть, а вдруг да Он есть, а мы в Него не верим? Мы теряем все. Мы теряем все. А вдруг да Он есть? Вот это «а вдруг да» – очень сильное, так сказать, потому что отрицать полностью нельзя и у человека нет таких веских доказательств, которые бы действительно были настолько убедительны, что, да, он изменил свое мировоззрение и стал таким атеистом. «Атеист Александр Осипов…». Ну кому, кому нужна эта надпись? Кому нужна эта надпись? «Атеист Александр Осипов желает счастья, долголетия людям и пр..» Кому нужна эта надпись? Ни креста, ни молитвы. Лермонтов тоже, как бы предчувствуя, в 1831 году писал в стансах: «Как жизнь я кончу? где душа моя блуждать осуждена <…>? Кровавая меня могила ждет, могила без молитв и без креста»20. Вот предчувствие было такое. Не знаю, сколько им дано было от Господа Бога! И вот оптинский старец Варсонофий уподобил таких людей тем, которые стали на церковной паперти. Конечно, и на церковную паперть, на улицу доносятся какие-то отдельные отрывочные фразы. Но не сделали усилия, чтобы войти в Церковь.

В Церковь надо войти, воцерковиться нужно. Вот об этом воцерковлении и о Церкви и речь идет на уровне семей патриархов. Вот Церковь в зачатке, в начале своем в раю и дальше идет через линию благочестивых сифитов, мы проследили эту линию по 5 главе кн. Бытия, она заканчивается Ноем и его сыновьями. Дальше идет тема потопа, и мы просмотрели, какие благословения дал Ной детям своим. И я просил вас выучить 25-27 стихи наизусть. Они войдут в экзаменационную программу вашу. Потому что самое ценное в Ветхом Завете – это не история, хотя и она имеет цену. Но не она, а мессианские пророчества, всё, что относится к Христу. Мы изучаем с вами Ветхий Завет христоцентрично. Христоцентрично. Но для начала требуется полистать все книги, а потом вы сами сориентируетесь и увидите, что главная-то тема во всем ветхозаветном Писании – Иисус Христос ожидаемый. Вот Его и нужно усматривать во всех установлениях, прообразах, символах, действиях, словах, пророчествах, знамениях. Вот это все нужно собирать вкупе, и вы увидите, что Ветхий Завет в Новом раскрывается, а Новый Завет в Ветхом скрывается. Отсюда их онтологическое природное единство. Вот нельзя рассечь организм человеческий на две половины и затем изучать его. И Писание нужно изучать в его целостности и за словесной тканью усматривать Того, Кто скрыт за этой словесной тканью. Вот я вам сейчас прочитаю немного Дионисия Ареопагита. Слышали такого. «Псевдо-Дионисий» почему-то он называется. Это неверно. Нужно так его и называть – Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Вот он Тимофею пишет о божественном мраке.

Откройте все Исход 20 главу, посмотрите там 10 заповедей, а после этих заповедей мы с вами читаем удивительные слова, 18 стих:

Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, – вот необходимость посредника. Настолько низкий уровень в народе, что они отказываются слушать непосредственно Бога. Да ведь это безумие: говори ты с нами, но пусть с нами не говорит Бог. О чем это говорит? Уровень-то ниже куриного. Кого он вывел из Египта? Вот такое, понимаете, стадо рабов, с психологией рабов. Вот эта психология и сказывается: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог [к вам] пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.

И стоял [весь] народ вдали, – как и сейчас стоит вдали, – а Моисей вступил во мрак, где Бог.

Вот есть понятие божественный мрак. Мрак – это облако, темное облако, которое покрывало вершину, и Моисей вошел в это облако. «Во мрак, – и вдруг, – там, где Бог». Это не простое выражение. Вот смотрите, какую молитву читает Дионисий об этом мраке. Мы так не говорим, у нас в лексиконе и слов таких нет.

О, Пресущественная <…> – Пресущественная «Ипер усион», то есть, нет у Бога и природы, какую бы мы могли представить. О, Пресущественная, Пребожественная и Преблагословенная Троица, христианского богомудрия наставница, вознеси нас на неведомую, пресветлую и высочайшую вершину познания священнотайного Писания, где совершенные, неизменные и подлинные таинства богословия открываются в пресветлом мраке тайноводственного безмолвия, в котором при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к духовному просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым сиянием. Да будут таковы всегда мои молитвы. Сравните наши молитвы. Вот этот лепет. Ну что это? Что? Только и делаем, что с утра у Бога просим: того подай, этого подай, это продли, а у того отними. Так? Ну а где хоть бы раз мы в своем лексиконе употребили: О Пресущественная, Пребожественная, Преблагословенная Троица?

Дальше он обращается к Тимофею: И если ты, мой возлюбленный Тимофей, ревностно стремишься приобщиться к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности, и чувств своих, и разума, и от всего чувственно воспринимаемого, и от всего умопостигаемого, и от всего сущего, и от всего несущего, дабы в меру своих сил устремиться к сверхъестественному единению с Тем, Кто превосходит любую сущность и любое ведение. Поскольку, только будучи свободным и независимым от всего, только совершенно отказавшись и от себя самого, и от всего сущего, то есть все отстранив, и от всего освободившись, ты сможешь воспарить к сверхестественному сиянию божественного мрака. Вот это, я понимаю, уровень между учителем и учеником. Вот это наставление.

Но смотри, как бы не стало известно это кому-нибудь из непосвященных, под коими я подразумеваю тех, которые настолько прилепились к дольнему миру, что возомнили, будто кроме естественного не существует никакого сверхъестественного бытия, наивно полагая при этом, что, благодаря своим познаниям, они могут уразуметь Того, Кто соделал мрак покровом Своим. И если посвященные в божественное таинство превосходят подобных, то что можно сказать о тех, совершенных безумцах, которые Бога, то есть запредельную Причину всего сущего, низводят из горнего мира в дольний, полагая, что Он ничем не отличается от множества созданных ими богопротивных изваянии, – вот этих идолов, которых изобрело их воображение, фантазия. А ведь им необходимо было бы знать, что все законы бытия утверждены именно Им, – Богом, – поскольку Он – Причина всего сущего, хотя в то же время Он совершенно непричастен сущему, поскольку превосходит все сущее и сверхсущен. Вот какой бы у нас должен быть с вами и разговор, и уровень, но мы пали. Пали. И не воспитанные в такой атмосфере, конечно, рассуждаем о Боге на очень примитивном уровне. А вот Василий-то Великий в Шестодневе говорит, что о Боге надо говорить «достойно Бога». Поэтому удобее молчание. Нам нужно больше молчать. Вот молчанием мы можем больше научить, чем своими словами. Молчание больше даст, чем слово.

Итак, вот Ной благословляет своих детей и говорит Симу: – впервые имя Божие сочетается с именем человека, и это неслучайно, – да распространит Бог Иафета, – от которого происходим и мы, – и да вселится он в шатрах Симовых. Войти в шатер Симов, а шатер – символ Церкви, значит принять его веру. Ханаан же будет рабом ему. 10 глава дает нам этносы, которые происходят от трех сыновей Ноя. Семиты, хамиты и иафетиты – нас интересуют семиты в первую очередь. Потому что наша задача – не заниматься библейским этносом, народами, а Церковью, Церковью, откуда исток-то идет самый. И вот мы – в силу того, что Ной сказал: благословен Господь Бог Симов, – вот мы и смотрит этих семитов. Следовательно, 9 глава кн. Бытия – это благословение Ноем, а 10 – знаменитая глава этнографическая, происхождение от его детей народов.

Смотрим 22 стих:

Сыны Сима: Елам – и было государство Елам, Ассур – родоначальник ассирийцев, Арфаксад, Луд – Лидийцы, Арам – это сирийцы, Арамея. Дальше сыны Арама даются. Теперь упоминается Евер, а у Евера родились два сына, имя одномуФалек, потому что во дни его земля разделена, – речь идет о вавилонском столпотворении и разделении, – а имя брата его Иоктан. Так вот через Фалека пойдет родословная, а Иоктан остается в стороне.

В 11 главе говорится, что на всей земле был один язык и одно наречие 22. Вот какой был язык у первых людей: иврит или какой, древнееврейский или какой? В этом вопросе согласия нет. Могут отвечать только филологи, которые занимаются группой семитских языков. И действительно, во всех языках включаются какие-то слова, которые являются общими для всех. Это самое такое доказательство того, что когда-то все говорили на одном языке.

И вот перед тем как рассеяться, они решают оставить после себя богоборческий памятник. Строят башню до небес – Зиккурат, семиступенчатую пирамиду, а это ведь вызов небу: подниматься, чтобы бороться с небом и с Богом. Вот в гордыни своей мы создаем произведение, которые уйдет в самое небо. Так и город, вот этот град земной, олицетворяет собой все богоборческие силы. Ему противостоит Церковь – Град Небесный. И вот этот град земной и Град Небесный существуют параллельно, сосуществуют. Между ними нет ничего общего. Это полярные образования. В одном – все светло, в другом – все тьма.

А вот человек, который обитает во граде, он является творением Божиим, поэтому в нем неистребим этот образ Божий – это как тавро, которое нанесли, как печать, которая несмываема, и, даже в бездне греховней валяяся, он являет на себе черты царского образа. Он все-таки стремится к Богу, и мы видим вот эти переходы из града Божьего. Сыны Сифовы не оказались на высоте, перешли в град земной. Но видим и примеры обращения в Град Небесный из града земного. И вотпока в ноздрях человека дыхание его 23, ни на каком человеке нельзя ставить крест – ах, погибший – и определять его судьбу. Это может сделать только Господь, потому что покаянное чувство может посетить человека за несколько мгновений до его смерти. И Бог это покаяние примет. Он только и делает, что ждет его возвращения. И вот этот глас Божий в раю: «Адам, где ты?» – он звучит и сейчас. Это обращение и к человечеству, и к каждому индивидууму: человек, где ты? Где ты, далеко ли ты ушел от Бога? Вернись. Вот Господь ждет обращения, как из притчи тот отец, который ждет возвращения блудного сына. И издали увидев его, бежит к нему навстречу. Бежит к нему навстречу. Бог называется Зовущий. Судия Илий говорит молодому отроку Самуилу: Если услышишь глас Зовущего, скажи Ему: говори, Господи. Слушает Тебя раб Твой24. Вот надо только прислушаться, чтобы услышать этот глас Зовущего, и сказать Ему: Говори, Господи; слушает Тебя раб Твой. Хорошо.

Стали строить башню. 11 глава, 3 стих:

<…>наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, – вот у Бога есть имя: как Твое имя? 25 И человек, подобно Богу, ищет самоутвреждения, но без Бога. Сделаем себе имя сами, – прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. Нужно дожидаться, какое Господь наречет нам имя, а не делать себе имя.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие, – как будто Он не видит с высоты Своей. Сошел – атнропоморфные выражения показывают, что Бог вмешивается в эту историю, входит в эту историю. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, – это не значит, что они заговорили все на иностранных языках. Ефрем Сирин говорит, что у них не стало согласия, пошли бесконечные раздоры относительно того, как строить, и дальше другие. И в конце концов переругались так, что забросили и строительство, и стали расходиться, ибо совместная жизнь стала невозможной. И вот сохранилось общее предание у всех, но постепенно эти предания из общего источника стали теряться, искажаться и к ним стали добавляться всевозможные фантазии, которые инициировались уже демоническими силами. И вот, все эти мифологии древних язычников, вот, они есть не что иное, как искажение предания, которое когда-то было единым. Вот поэтому – рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Кондак на Троицу освещает вот эту тему: Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Это вот кондак на Троицу. Так вот слово языкимеет здесь два смысла: этнос и наречие. Когда Ты сошел и смешал речь у людей, народы вынуждены были разойтись, ибо перестали понимать друг друга. Когда же в день Пятидесятницы послал Святаго Духа, Ты всех собрал опять во единую семью, все стали понимать друг друга в Духе Святом. И согласно славим Всесвятаго Духа, подателя единомыслия, подателя языка универсального, который был когда-то, и вот, люди стали все понимать.

Откройте книгу Деяний и найдите 2 главу. Во 2 главе речь об излиянии даров Святаго Духа, 3 стих:

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

А в Иерусалиме, – поскольку это был праздник-то в честь Пятидесятницы, – находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их, –апостолов, – говорящих его наречием. Вот что это был за дар языков, дар глоссолалии? То ли они получили дар говорить на всех иностранных языках, то ли они по-прежнему говорили на арамейском диалекте, но происходило чудо перевода духовного, а каждый понимал. Вот апостол говорил на арамейском диалекте, а каждый из присутствующих понимает его речь. Ибо происходит удивительный чудесный перевод; и вот это единство восстановил Господь в день Пятидесятницы. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва.И вот это единство идет не только на духовном, но и на языковом уровне. И это чудо Божие, потому что семья народов, конечно, она настолько уже сформировалась, каждый народ в своем регионе и приобрел индивидуальность. А на индивидуальность народа немалую роль оказывает и географический фактор. И, тем не менее, в Церкви это человек во Христе: нет мужеского пола, ни женского; нет ни скифа, ни раба, ни свободного, но всяческая во всех Христос26.

Вот Христос объединяет всех, сохраняя индивидуальность каждого. Нет обезличивания, индивидуальность ощущается; и вот единство в многообразии – это и есть величайший дар Божий, когда не клонируются люди, как сейчас хотят клонировать людей. Это, я не знаю, это сатана учит такому, сатана. Он хочет опять исказить план Божий. Вот вы единство создаете, и мы создаем единство – сатанинское. Ведь есть единство во Христе, и тот требует единства и общения. И вот Господь, не уничтожая индивидуальности, Он создает такую общность: знаю человека во Христе, который был восхищен до третьего неба и слышал глаголы, которые невозможно передать на языке человеческом27.

И вдруг после этого вавилонского столпотворения мы видим 10 стих и снова: вот родословие Сима. Да оно уже было дано в 22 стихе предыдущей главы. И вдруг снова повторяется: вот родословие Сима. Зачем второй-то раз давать? А второй раз давать нужно родословную с той целью, чтобы дать богословскую схему, таблицу, которая бы, знаете, вывела нас, в самый нерв привела, к самому нерву истории и вывела на какое-то семейство. Этим семейством будет, смотрите 10 стих: Сим, Арфаксад, Каинан, Сала, затем Евер; затем Фалек, Рагав – 18 стих; Серух, Нахор, Фарра. А вот Фарра – особая личность, 26 стих: Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. Вот родословную Сима по 11 главе я буду спрашивать наизусть. Выпишите столбиком эти имена: Сим, Арфаксад, Каинан, Сала, Евер, <…> - Бытия 11 глава, 10 – 26 стихи - и снова 10 патриархов, ну, конечно, круглое число. Вот здесь есть ключевое имя Аврам, Нахор и Аран. Аврам. Вот мы и вышли в самый нерв истории народа Божия. В силу значимости этого семейства дается его родословная особо. 27 стих: Вот родословие Фарры. Родословную Фарры я буду спрашивать.

И с 12 главы мы переходим уже ко 2-ой части книги Бытия, которая носит характер семейной хроники. Моисей прекращает заниматься всеми планетарными вот этими темами и сосредотачивает все свое внимание на Церкви, на ветхозаветной Церкви, основу которой составляют 3 человека: Авраам, Исаак, Иаков.

А как начинается Евангелие от Матфея? «Книга родства», или по другому переводу: «Родословие» – опять генеалогия, опять начинается генеалогия, Ветхий Завет. Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, Сына Авраамова. Поэтому надо знать, каких корней Авраам, как он пришел к вере. Как он пришел к вере? Очевидно, только через откровение, потому что в семействе Фарры, скажет Иисус Навин28, уже было идолопоклонство. Поэтому Аврааму и говорится: выйди из родства твоего29.

Вот смотрите, теперь нужно записать тему, которая будет звучать таким образом:

4. История праотцев народа Божия: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.

Вот из 12 сыновей Иакова будет особую роль играть Иосиф и кто еще? Какой сын, через которого пойдет линия Нового Завета? Правильно, Иуда. И отмечайте: Бытия, 12 глава, ст. 12-50. Вот эту вторую часть вы должны приготовить к следующему занятию.

А я вам скажу следующее. 12 глава начинается с мессианского пророчества. Отмечайте: Бытия 12, 1-3. И пишите: наизусть. Пора вам тренировать мозги, которые никак не хотят воспринимать мессианские пророчества. Это до каких же пор вы позволяете им блаженствовать в дурном смысле? Смотрите:

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя <…> и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. Вот это и есть самая суть. Кто, какой потомок Авраама по плоти, принесет благословение всем племенам земным? Христос.И благословятся в тебе все племена земные. Значит, начинается история патриарха Авраама. Она заканчивается в 25 главе. Приготовьте историю патриарха – с 12 до 25 главы включительно, с 1 по 11 стих. Вот в этих главах и заключается жизнеописание Авраама.

Вот теперь нужно дать характеристику патриарха Авраама. Что о нем нужно сказать? Лучше того, что сказал апостол Павел в Послании к Евреям, и не скажешь. Поэтому смотрим Новый Завет, Послание к Евреям,11 главу.

Нам надо не 3 года заниматься, а 10 лет, не выходя отсюда? заниматься Библейской историей, чтобы постигнуть ее по содержанию. А всю оставшуюся жизнь заниматься экзегезой, истолкованием библейского текста. 10 лет необходимо на знание текста, а всю оставшуюся жизнь – на истолкование этого текста.

Вот апостол Павел в 11 главе Послания к Евреям приводит примеры веры из Ветхого Завета. Смотрите 4 стих – уже знакомые нам лица:

Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Потому что кровь Авеля, – а в лице Авеля все неправедно умученные, – эта кровь вопиет к Богу об отмщении, но голос крови всех праведников, начиная с Авеля, перебивает голос крови Христовой, которая сильнее имеет голос30 и вопиет к Богу об искуплении и прощении.

Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Вот не хотят подчиниться этой строке: это почему это мне предписание – приходящему к Богу надо веровать, что Он есть? А я хочу не с веры начинать, а с познания. Почему это меня заставляют слепо верить? Как пошли на эту тему рассуждать, так и закрыли себе доступ к Богу вообще. Надо сначала принять, что говорит Писание, а уж после этого разводить свои рацеи, никому не нужные. Дальше:

Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, – за 120 лет, – благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он [весь] мир, и сделался наследником праведности по вере. Вот какое объяснение Ветхого Завета.

Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель – Бог.

Верою и сама Сарра, [будучи неплодна], получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

Все сии умерли в вере, не получив обетований, – то есть не дождавшись исполнения, – а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, – тот же Ур, Харран или какой-нибудь Сихем, – то они имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Царство Божие.

Помолимся.







Date: 2015-09-05; view: 338; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию