Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и феноменология надситуативной активности





В пользу самостоятельной потребности в поиске свидетельствует исследование, проведенное В. А. Петровским. Он изучал явление так называемой надситуативной активности у человека.

В его экспериментах испытуемые получали задания, которые могли быть выполнены очень легко, а могли быть усложнены самими испытуемыми, хотя такое усложнение ничем не поощрялось и как будто бы не влияло на оценку выполненной задачи. Например, испытуемые должны были нажатием кнопки остановить движущийся игрушечный поезд на некотором отрезке пути так, чтобы он не успел достичь определенного пункта. Остановка могла быть произведена на любом расстоянии от этого пункта. Естественно, что чем ближе к критическому месту подпускался поезд, тем больше было шансов не успеть задержать его, т. е. совершить ошибку. При оценке же выполнения, согласно инструкции, учитывалось только число ошибок. Но основной задачей опыта, известной одному лишь экспериментатору, было установить, какую стратегию поведения предпочтут испытуемые – будут ли они без всякого риска неудачи останавливать поезд тот час при его появлении на заданном отрезке пути, или они захотят остановить его как можно ближе к критической точке, невзирая на риск неудачи. Эта последняя стратегия выбиралась не так уж редко – значит, испытуемые сами усложняли задачу, не будучи заранее уверенными, что они с нею справятся. В реальной жизни некоторые люди тоже склонны к совершению неоправданно рискованных, с точки зрения стороннего наблюдателя, поступков, когда выигрыш не только маловероятен, но и не так существен, как более вероятный проигрыш. Мы склонны называть таких людей авантюристами. Ими руководит неудовлетворенная потребность в поиске, которая при надлежащем воспитании могла быть более удачно использована.

Надситуативная активность – способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи.

Посредством надситуативной активности субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения деятельности. Поэтому она выступает в явлениях творчества, познавательной активности, бескорыстного риска, сверхнормативной активности.

Содержательной характеристикой неадаптивной (сверхадаптивной или надситуативной) активности является рассогласование цели и результата активности: «… Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел – с его итогом …», - пишет В. А. Петровский [Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону,1996, с.26].

Неадаптивная активность содержательно характеризуется особой мотивацией: действовать в ситуации неопределённого (непредрешённого) исхода: «… говоря об активно-неадаптивных тенденциях, мы допускаем существование особой мотивации, суть которой в самой притязательности действий с непредрешённым исходом …» [Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону,1996, с.163].

Используя неадаптивность как главный критерий субъектности, В.А.Петровский связывает субъектность с выходом за пределы, с преодолением ситуации: «… В фактах активно-неадаптивного выхода человека за пределы изведанного и заданного проявляется … собственно субъектность, тенденция человека действовать в направлении самоиспытания, оценки себя как носителя «свободной причинности» …» [там же, с. 91].

В идее надситуативности при ближайшем рассмотрении мы можем увидеть идею трансцендирования как способа преодоления своих конечных пределов за счёт собственной деятельности. «Развитие деятельности, вызывая изменение как субъекта, так и предметных условий его деятельности, приводит к коренному преобразованию самой исходной формы деятельности. «Скачок» к новой форме деятельности, определяющийся существенно новыми условиями и требованиями её, также выступает в виде явлений надситуативности. Субъект как бы порывает с предшествующей ситуацией, находя себя измененным в новой ситуации деятельности …» [там же, с. 90].

Надситуативная активность как механизм трансцендирования действует в первую очередь как механизм избыточного целеобразования: «… при надситуативной активности индивид строит образ возможного, но избыточного преобразования ситуации, что и становится для него целью деятельности…» [там же, с.89]. Именно за счёт такого избыточного целеобразования возникают новые возможности, которые уже потом реализуются в форме надситуативной активности как преодоление ограниченности исходной ситуации, т.е. как трансцендирование.

Человек протестует против любой наличности и внешней заданности. Человек есть существо, преодолевающее барьеры своей природной и социальной ограниченности. Эта тенденция к преодолению зафиксирована в различных вариантах другими учеными: "...Созидание одно не знает границ..." (А.Н. Леонтьев); "Психика не административное учреждение" (В.П. Зинченко); жизнь человеческой культуры и человека в ней как "диалогика" (В.С. Библер); "не человек принадлежит телу, а тело человеку" (Г.С. Батищев); "индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов).

Таким образом, в концепции надситуативной активности механизмом преодоления ситуации, т. е. механизмом трансцендирования признаётся рефлексия, существующая сразу в двух формах: ретроспективной и проспективной: «…Акт осуществления деятельности завершён, однако движение деятельности продолжается, находя своё выражение в активности по построению образа системы условий, которые способствовали бы достижению цели: осваивая новые возможности, порождённые в уже осуществлённом акте деятельности. Оба процесса – построения образа условий, приведших к цели, и освоение новых возможностей действия – являются в широком смысле проявлением рефлексии. Первый – это рефлексия в форме ретроспективного восстановления истории акта деятельности, второй – характеризует проспективный момент рефлексии, относится к возможному будущему …» [там же, с.68].

Date: 2015-09-05; view: 2612; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию