Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мозг и машина





С появлением кибернетики и кибернетических систем (ЭВМ) материалистическая трактовка психики приобрела новый важный аспект и обоснование. Кибернетика — наука о связях и управлении в системах. Она опирается на два основных понятия — информации и систем с обратной связью и управлением. Информация, согласно творцу кибернетики Н. Винеру, есть мера упорядоченности, мера организованности в системах. Наиболее распространенная интерпретация информации заключается в трактовке информации как величины, обратной вероятности: чем менее вероятно событие, тем больше информация. За единицу информации принимается бит, связанный с выбором одного из двух равновероятных событий. Информация — величина, обратная системной энтропии — меры неупорядоченности, неопределенности состояния системы.

Система — это совокупность взаимодействующих элементов. Кибернетическая система — такая совокупность взаимодействующих элементов, в которой конечные состояния действия системы влияют на начальные (обратная связь), благодаря чему осуществляется управление поведением системы. Кибернетическая система включает две подсистемы: управляющую и управляемую.

Появление кибернетики и создание ЭВМ все более сложных поколений (в настоящее время разрабатывается пятое и ведутся работы над шестым и седьмым поколениями) — одно из наиболее революционных событий современной истории. Главное в этом событии — появление машин, имитирующих работу мозга и способных осуществлять функции, аналогичные мыслительной деятельности. Благодаря этому коренным образом преобразуется технический базис общества, многократно возрастает производительность труда, усложняется его содержание, возникают такие продукты труда, которые были ранее принципиально невозможны. Современное общество вступает в процесс тотальной компьютеризации, который по существу поднимает человеческую цивилизацию на новую ступень, черты которой еще только приоткрываются перед нами.

Появление машин, все более глубоко имитирующих деятельность мозга, — подтверждение неограниченных возможностей, заложенных в развитии материальных систем, что является дополнительным мощным аргументом в пользу материалистического истолкования мира. Вопрос о связи и различии мозга и машины еще в 60-х гг. принял заостренную форму в виде утверждения, что машина может мыслить и, более того, превзойти в этом человека.

Теория и практика создания кибернетических систем свидетельствуют о том, что машине передаются все более сложные функции мозга, при этом многие из них выполняются лучше, чем это делает человек. Неограниченные качественно, вычислительные способности человеческого мозга весьма существенно ограничены количественно. Известно, что для создания первой атомной бомбы американцам потребовались тридцать тысяч счетчиков, выполнивших работу, которую сейчас легкостью выполнит достаточно мощная ЭВМ. В настоящее время созданы ЭВМ с быстродействием 1 триллион операций в секунду. Некоторые ученые полагают, что человеческая цивилизация в будущем уступит место цивилизации роботов, по крайней мере — в освоении космоса (И.С. Шкловский).

Вопрос может ли машина мыслить не допускает однозначного решения, поскольку термин машина скрывает по крайней мере три значения. Возможны поэтому три варианта решений. 1. Если под машиной подразумевать абстрактную систему взаимодействующих элементов, то следует признать, что такая система не может мыслить, ибо на языке абстрактных систем не существует понятия мышления. Последнее есть конкретное понятие психологии, логики, философии. 2. Вопрос получает положительное решение при втором значении термина, поскольку нам уже известна одна мыслящая машина — человеческий мозг. Однако это решение не содержит ничего нового. 3. Наибольшую остроту вопрос о мышлении и машине приобретает в том случае, если под машиной понимается то, с чем мы имеем дело в настоящее время, — система, построенная из физических элементов, кремниевых или германиевых кристаллов и т. п. Обсуждение вопроса о возможностях ЭВМ зашло в тупик, когда пытались найти границы этих возможностей, рассматривая конкретные формальные операции. Теория и практика создания ЭВМ свидетельствует о том, что не существует никаких функций, которые не могли бы имитироваться достаточно сложными ЭВМ будущего. Ключ к решению проблемы необходимо искать в фундаментальной философской его подоплеке.

Возможности мозга и машины можно определить лишь на основе учета их места на «шкале сложности» мира, т. е. в иерархии основных форм материи. Составленная из физических элементов, ЭВМ находится на несколько порядков, или уровней сложности, ниже человека, мыслящего мозга и, следовательно, не может обладать равным с человеком творческим потенциалом. Основным элементом или единицей деятельности машины является физический процесс — электронный импульс, магнитное состояние и т. п., единицей деятельности мозга — идеальный образ, отображающий качества вещей. Информация — это формальная величина, не выражающая, как таковая, никаких качеств. Информация представляет собой отражение, но отражение формально-структурное. Сознание, психика — отражение и формальное, и содержательное. Информация поэтому выступает лишь формальной стороной психического отражения. За формальной единицей информации — битом может скрываться как выбор между ничтожными по значению событиями (пойти налево или направо), так и выбор между крупными событиями (жизнью или смертью). Поэтому информационное описание действительности, несмотря на всю свою важность для современной науки и техники, имеет ограниченное значение и нуждается в качественной интерпретации, которая дается на основе внеинформационных факторов.

На одной из дискуссий по проблеме внеземных цивилизаций американский астроном К. Саган, возражая против переоценки информационных критериев подхода к проблеме, спросил: сколько бит информации содержится в соотношении Эйнштейна E=mc2? Ясно, что непосредственная информационная оценка этого соотношения совершенно не сопоставима с его действительным значением.

На основе изложенной ранее философской концепции единого закономерного мирового процесса можно высказать гипотезу о том, что информационные описания различных явлений или предметов могут быть сопоставимыми только в том случае, если учесть, к какому уровню организации материи (физическому, химическому, биологическому, социальному) они относятся, и выяснить закономерности соотношения этих уровней. Бит информации на социальном уровне отнюдь не тождествен (хотя формально и тождествен) биту информации на физическом уровне. Необходимо, очевидно, ввести своего рода коэффициенты или кванторы сложности для каждого уровня организации материи, которые позволили бы «переводить» бит информации одного уровня в определенное количество бит другого уровня.

Огромный интерес к кибернетике в последние десятилетия, наряду с серьезными исследованиями, привел и к некоторым поспешным и прямолинейным попыткам объяснения психического с помощью понятий теории информации и кибернетики. К ним можно отнести прежде всего выдвинутую Д.И. Дубровским «информационную концепцию» идеального. Согласно этой концепции психика, идеальное есть информация, данная человеку «в чистом виде». «...Идеальное есть не что иное, как данность информации в чистом виде». Эта информация, или идеальное, «необходимо воплощена в определенных мозговых нейродинамических системах». В этом аспекте, поскольку «всякая информация выступает как объективно существующая кодовая зависимость,.. для категории идеального не остается места»1. Прежде всего, бросается в глаза, что информация понимается автором концепции не в ее строгом научном смысле (как мера организации), а в расхожем, «бытовом» значении, в каком мы говорим, например, что «получили информацию по данному вопросу». Такое понимание информации не вносит ничего нового в понимание психического. Информация, далее, никогда не дана человеку «в чистом виде»: сознание всегда есть единство субъективного и объективного. Информация составляет лишь одну из сторон объективного содержания сознания. Наконец, идеальное, психическое нельзя трактовать как информационное содержание физиологических процессов, к тому же как «объективно существующее», т. е. материальное. Психическое и физиологическое — это два качественно различных относительно самостоятельных уровня деятельности мозга. Более того, психика человека — это сложнейший внутренний мир, а отнюдь не мера упорядоченности физиологических процессов. «Информационная концепция» психического, таким образом, совмещает в себе упрощенное понимание психического как зеркального отображения действительности («информация в чистом виде») с вульгарно-материалистическим пониманием психического как материального (в отношении к мозгу).

Date: 2015-09-05; view: 557; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию