Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммуникативная функция эмоций
Из всех живых организмов, населяющих нашу планету, наиболее развита эмоциональная сфера у человека. Это объясняется тем, что в процессе эволюции намного удлинился период развития и научения детеныша человека. Для того чтобы ребенок мог не остаться один и выжить, должна была возникнуть связь между ним и матерью, между ним и другими членами сообщества. Фактором взаимной привязанности стали эмоции, обеспечившие безопасность и социальную связь. Эмоционально активный ребенок чаще оказывается на руках у матери или в поле зрения сородичей, что обеспечивает ему защиту от возможных нападений – безопасность, а также успешное научение – он имеет возможность наблюдать за действиями взрослых с близкого расстояния. В последнее время, особенно большое внимание к себе привлекает вопрос о роли контакта с матерью для развития психики ребенка. Высказывается мнение, что она обеспечивает его не только грудным молоком, но и служит источником жизненно важных раздражителей. Ребенок быстро устает, много спит, что защищает его от перегрузки впечатлениями. Вместе с тем, в обстановке бедной внешними воздействиями, полноценного развития быть не может. В начале XX столетия особое внимание привлек к себе тот факт, что в американских приютах зарегистрировали почти 100 % смертность грудных детей. Изолированные от матери дети становились апатичными, переставали есть и спать, худели и слабели. Дети выздоравливали, если их вскоре возвращали матерям. Было выявлено, что лишение контакта с матерью оставляет наиболее глубокий след, если оно приходится на первые дни, месяцы или годы жизни. Такие дети, жившие в последствии в условиях заботливого, любовного к ним отношения, уже взрослыми обнаруживали признаки психического инфантилизма, агрессивность в реакциях, импульсивность в поступках, недостаточную инициативность. У них были нарушены взаимоотношения с другими людьми. Наблюдения за развитием детей показали, что более поздние формы поведения и механизмы, определяющие взаимоотношения между людьми, особенно семейные взаимоотношения, формируются на базе того опыта, который приобретается очень рано, сразу после рождения. Основным в этом процессе является чувство любви и привязанности к матери, которое потом переносится на других людей и в далеком будущем определяет отношение к собственным детям. Если это звено в воспитании выпадает, процесс психоэмоционального развития ребенка оказывается искаженным. Итак, коммуникативная функция эмоций обеспечивает выживание, развитие, физическое и социальное благополучие индивида. Развитая эмоциональная сфера способствует большей вариативности поведения в сравнении даже с поведением высших животных, что необходимо для успешного взаимодействия человека с себе подобными и для успешной адаптации в обществе. Даже взрослому человеку трудно бывает справиться с житейскими неурядицами, если он одинок и испытывает отсутствие любви. Такое состояние приводит к различным психологическим нарушениям, например, депрессии. Эмоции стали одним из признаков человечности. Обедненная эмоциональная сфера считается признаком психического расстройства. Не обладая эмоциями и не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. В современном словаре присутствует огромное количество слов, обозначающих различные психические феномены, которые, так или иначе, относятся к сфере эмоций. Исследования внутренней структуры эмоций (Люсин Д.В., 1999) выявили 135 наиболее типичных примеров названий структурных категорий, в которые входили слова обозначающие: - собственно эмоции (радость, гнев); - личностные черты (вспыльчивость, импульсивность); - внешние проявления эмоций (смех, слезы, улыбка, крик); - психические состояния мотивационной природы (влечение, желание, ожидание). Из них наиболее типичными при сопоставлении отечественных и зарубежных данных можно считать следующие тринадцать эмоций и эмоциональных состояний: 1. веселье; 6. испуг; 11. страх; 2. восторг; 7. радость; 12. удивление; 3. восхищение; 8. раздражение; 13. ярость; 4. гнев; 9. слезы; 5. злость; 10 смех; Наиболее типичные из названных эмоций можно подразделить на 5 групп, соответствующих базовым эмоциям: Радость – веселье, восторг, восхищение, радость, смех. Гнев – гнев, злость, раздражение, ярость. Страх – испуг, страх. Горе – горе, слезы. Удивление – удивление. Люди склонны относить к эмоциям, прежде всего, психологические феномены ярко выраженной интенсивности, протекающие с видимыми изменениями физиологического состояния человека - ярость, восторг и др. – в научной психологии называемые аффектами. Кроме того, больше всего названных примеров относится к позитивным эмоциям, входящим в группу «радость». Вполне понятно стремление людей из различных этносов и различного уровня развития культуры к переживанию положительных эмоциональных состояний. О них чаще вспоминают и чаще упоминают в речи. В современном обществе переживание положительных эмоций является признаком личной и профессиональной успешности, тогда как с переживанием отрицательных эмоций обычно связывают отсутствие успешности, потери личного характера, предрасположенность к психическим заболеваниям. При таком психологическом давлении культуры на внутренний мир человека, отрицательные эмоции вытесняются из сознания людей как негативные и разрушающие внешний «образ преуспевания», поэтому они реже воспроизводятся в речи и сознании респондентов (людей, с которыми проводится интервью). Нейтральные эмоции – удивление, интерес, сомнение и др., – одинаково не воспринимаемые как приятные или неприятные, часто называют «интеллектуальными эмоциями». Ряд авторов (А.Ортони, Дж. Клор, А.Коллинс,1988) утверждают, что эмоциями могут называться лишь полюсные психологические состояния, воспринимаемые как позитивные или негативные чувства. Однако, экспериментальные данные (Люсин Д.В.,1999) доказывают, что в число самых типичных эмоций респонденты включают «удивление» и другие не «окрашенные» переживания. Кризисы жизни и состояния, возникающие как результат их последствия, переживаются с определенными эмоциями. Эмоциональный фон постоянный спутник нашей жизни.
Вопросы к теме.
1. Дайте определение понятия «базовая эмоция». 2. Назовите отличительные признаки базовых эмоций. 3. Расскажите о характере физиологической обусловленности эмоций. 4. Перечислите основные функции эмоций. Расскажите подробно о каждой из них. 5. Охарактеризуйте понятие аффективно-когнитивной структуры и расскажите о путях формирования адаптивных поведенческих реакций. 6. Расскажите о теории возникновения эмоций Джемса-Ланге и Кеннока-Барда. 7. Перечислите эмоциогенные стимулы. 8. Охарактеризуйте влияние ректикулярной формации на динамические параметры эмоциональных состояний. 9. Расскажите о физиологическом механизме формирования и регуляции эмоциональных состояний. 10. Чем отличается теория прямой мотивации от теории иерархии потребностей А. Маслоу. 11. Назовите примеры структурных категорий эмоций.
Date: 2015-09-05; view: 596; Нарушение авторских прав |