Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мотивирующая функция эмоций
Существует ряд общих предпосылок, из которых развиваются дальнейшие представления о происхождении, структуре, сущности и значении эмоций. Одной из таких существенных предпосылок стало представление о том, что эмоции служат организующим и мотивирующим фактором поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. На заре развития органической жизни на Земле, простейшие организмы уже обладали способностью приближаться к необходимым для их жизнедеятельности теплу, свету, пище, что соответствует термину «получение удовольствия». Или избегать опасного для жизни и физической целостности контакта с темнотой, холодом, ядовитыми веществами - «избегание неудовольствия». Описанное является простейшей мотивационной системой, основанной на электрохимических процессах и обеспечивающей сохранение целостности индивида и его развитие. Теория прямой мотивации с механизмом по типу «приближение – избегание» или «получение удовольствия – избегание неудовольствия» позволяет объяснить происхождение мотивации и то, каким образом удовлетворяются биологические потребности, но не объясняет особенностей поведения человека. Как, например, понять то, что уже абсолютно сытый человек соблазняется и съедает еще кусок пирога или продолжает пить, хотя он давно утолил жажду? (Годфруа Ж..,1996). В процессе эволюционного развития появились разумные формы поведения человека и мотивы деятельности, возникающие в результате воспитания и обучения. Одной из наиболее популярных теорий мотивации поведения человека в настоящее время является теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (Maslow, 1971). А.Маслоу считал, что люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей. Потребности варьируют от самых примитивных до самых утонченных, связанных с механизмом эмоций, и, кроме того, проявляется особое сочетание этих потребностей. При этом порядок появления потребностей связан с процессом индивидуального развития человека и его состоянием на данный момент. Высшие потребности (любовь, альтруизм, удовлетворение от работы, потребность в уважении) не могут появляться, если более примитивные в настоящий момент не удовлетворены (голод, жажда, чувство безопасности). Согласно концепции А.Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются семь классов потребностей (см. рис. 5). Суть каждой потребности (желания) состоит в выполнении тех действий, в результате которых потребность удовлетворяется. Очевидно, что смысл любой потребности описывается через указание тех действий, которые требуются для удовлетворения данной потребности. Например, действие приема пищи производят для удовлетворения голода (первый уровень потребностей), питья – для удовлетворения жажды (первый уровень потребностей), в гости ходят для удовлетворения потребности в общении (третий уровень потребностей), действия, подчиняющие других, способствуют удовлетворению потребности во власти (четвертый уровень потребностей) и т.д. Эту книгу вы читаете, скорее всего, для того, чтобы удовлетворить потребности пятую и седьмую.
7. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности 6. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ гармония, симметрия, порядок, красота 5. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ знать, уметь, понимать, исследовать 4. ПОТРЕБНОСТЬ УВАЖЕНИЯ (ПОЧИТАНИЯ) компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет 3. ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ принадлежность к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими 2. ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ голод, жажда, половое влечение и др.
Рис. 5. Схема потребностей человека согласно концепции Абрахама Маслоу.
Чем выше уровень развития человека и его потребностей, тем сложнее становятся мотивы и эмоции, тем теснее их взаимовлияние. Наши потребности побуждают нас к действию, наши эмоции лежат в основе наших поступков. Date: 2015-09-05; view: 424; Нарушение авторских прав |