Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сигнальная функция эмоций





Сигнальная функция эмоций состоит в том, что при удовлетворении актуальной потребности, т.е. потребности наиболее значимой в данный момент времени, появятся положительные эмоции, которые будут служить сигналом, что с организмом все в порядке: потребность удовлетворена, и через какое-то время начнет проявляться другая потребность. И наоборот, если актуальная потребность не удовлетворяется, будет возникать отрицательная эмоция, переживаемая как побуждение к продолжению поиска способов удовлетворения потребности.

Эмоции – это некоторые субъективно переживаемые ощущения.Эмоции мотивируют наше поведение (о том, как это происходит см. далее: мотивирующая функция эмоций). Эмоции мобилизуют энергию и побуждают человека к совершению определенных действий.

Эмоции являются особым классом психологических состояний и выражают непосредственное переживание в данный момент. Возникновение и характер эмоций, по Симонову П.В.1981, зависит от актуальной потребности человека и информации необходимой для осуществления этой потребности.

 

Эмоция = потребность (необходимая информация – имеющаяся информация)

 

Отрицательные эмоции возникают, когда человек обладает недостаточным количеством информации для достижения потребности, а положительные – когда информации оказывается в избытке. Это согласуется с теорией когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей, положительное эмоциональное переживание наблюдается у человека в момент, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления (представления на основе знаний) воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции появляются и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие – диссонанс.

Каждый человек воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию характерным для него образом, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую информацию может воспринимать по-разному.

Таким образом, эмоции носят относительный характер, так как зависят от субъективной оценки человеком происходящих событий и существующих ситуаций. Ситуация может быть оценена как положительная или отрицательная, исходя из актуальной в данный момент потребности и степени ее реализованности. Соответственно на физиологическом уровне возникнут ощущения комфорта или дискомфорта, сопровождаемые положительными (стеническими) или отрицательными (астеническими) эмоциями. Стенические эмоции усиливают психические возможности человека. Астенические – негативно влияют на его деятельность, поведение и психологическое состояние.

Ситуация оцененная положительно обычно вызывает состояние эмоционального подъема, повышается активность, снижается утомляемость. Повышение интереса в любой ситуации приводит к достижению наилучших результатов. При этом переживаются чувства уверенности, радости, интереса и удовольствия. Происходит значительный подъем жизненного тонуса.

Ситуация, оцененная отрицательно, вызовет эмоцию страха, гнева, печали. Что на физиологическом уровне проявится как снижение физической и психологической активности, уменьшение результативности действий. При этом возникнет ощущение напряженности, чувство растерянности и неуверенности. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении, поведении. Изменения настолько существенны, что их не возможно игнорировать. Если адекватная реакция на раздражитель (источник страха, гнева, печали) в ситуации «здесь и теперь» не возможна по причинам социального характера: строгое воспитание, требования приличий, табу и др., и ситуация длительное время не будет иметь разрешения, она может привести к возникновению психосоматических расстройств различной степени тяжести: депрессии, заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, гипертония, сахарный диабет, эндокринные нарушения, онкологические заболевания и др.

То же самое происходит, если эмоция имеет сглаженную, «подпороговую» форму, не достигающую полного осознавания, но при этом имеет длительный период воздействия. Такие эмоциональные состояния часто называют «настроениями». Соматические реакции не интенсивны, но продолжительность их воздействия даже умеренной интенсивности становится опасной, проявляясь такими же физическими и психологическими расстройствами. Испытывающий в течение долгого времени страх, тревогу, злость, гнев (в скрытой форме) имеет больше шансов заболеть.


Итак, сдерживание аффективной разрядки, возникающих в процессе жизнедеятельности индивида эмоций, неизбежно приводит к нарушениям в иммунной системе организма и адаптивной способности в целом.

Когда определенная эмоция появляется в ответ на определенный образ, говорят о возникновении аффективно-когнитивной структуры. Чувство уныния, печаль могут потребовать от человека компенсации и подтолкнуть его к мысли, что он должен каким-то способом утешить себя. Если человек охвачен гневом – будет проявлять агрессию, а если испуган – затаится или бросится прочь. Когда человек счастлив – он склонен умиляться привычным вещам и игнорировать неприятные моменты в отношениях. Пример образования аффективно-когнитивной структуры (см. рис.2):

 

Стимул

 
 


Эмоция

 

Когнитивный процесс (переработка имеющейся информации)

 
 


Ответная реакция

 

Рис. 2. Принцип образования аффективно-когнитивной структуры.

Рассматривая эмоции как средство адаптации Плутчик (Plutchik, 1962, 1980) выделил соответствующие базовым эмоциям аффективно-когнитивные структуры и проследил пути их формирования, начиная с раннего младенчества (см. табл. 4).

 

Таблица 4. Пути формирования адаптивных поведенческих реакций.

Стимул, или прототипический адаптивный комплекс – источник эмоции   Эмоция - первичная базовая эмоция Ответная реакция, или Аффективно-когнитивная структура
Поглощение пищи и воды Принятие Инкорпорация  
Реакция отторжения, экскреция, рвота Отвращение Отвержение
Устранение препятствий на пути удовлетворения Гнев Разрушение
Первоначально в ответ на боль или угрозу боли Страх Защита
Реакции, сопутствующие репродуктивному поведению Радость Репродуктивное поведение
Утрата объекта, приносящего удовольствие Горе Депривация
Реакция на контакт с новым, незнакомым объектом Испуг Ориентировка
Более или менее беспоря-дочная деятельность, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды Интерес, надежда или любопытство Исследование

 

Основное положение работы Плутчика заключается в том, что эмоция формируется и проявляется в раннем младенческом возрасте как ответная реакция на определенное воздействие со стороны внешней среды.

Например, радость вызывается появлением и прикосновением матери; отвращение – некачественной пищей, гнев – препятствиями при желании достичь чего-либо, недостаток материнского молока –голод, отобранная игрушка – злость, и т.д.

При этом само переживание будет оставаться в памяти ребенка и в дальнейшем составит его общий эмоциональный фон – настроение, даже при отсутствии (исчезновении) самого источника переживания.

Например, если в младенчестве ребенок часто пребывал в состоянии покинутости и одиночества и испытывал, связанные с ними испуг и страх, то, став взрослым, он будет нервным, раздражительным, будет вздрагивать при неожиданном появлении кого-либо или чего-либо. И, наоборот, если ребенок в младенчестве чаще испытывал эмоции радости при кормлении и общении с матерью, то, став взрослым, он будет веселым и жизнерадостным.


Плутчик (Plutchik, 1980) предлагает рассматривать эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов. В аффективно-когнитивной структуре на определенный образ (стимул) формируется определенная эмоция. В ответ на различные стимулы – различные эмоции.

                 
 
 
   
 
   
 
   
 
   

 


Рис. 3. Возникновение эмоции

по теории Джемса – Ланге.

Для разных эмоций – интерес, счастье, волнение, испуг, гнев, страх, - характерны определенные физиологические состояния, т.е. соответствующие телесные изменения. Именно органические изменения в системе организма, по теории Джемса – Ланге, являются первопричинами эмоций (см. рис. 3).

Но, в настоящее время, наибольшее распространение получила психоорганическая теория эмоций Кеннока – Барда, в которой показано, что телесные изменения и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают в ответ на стимул – активатор эмоции – практически одновременно (см. рис.4).

 

                   
   
 
   
 
   
 
   

 


Рис. 4. Возникновение эмоций по теории Кеннока – Барда.

 

Источниками эмоций (эмоциогенными стимулами), в настоящее время принято считать следующие типы активаторов:

1. Нейронные и нервно-мышечные активаторы:

1) естественно вырабатываемые гормоны и нейромедиаторы;

2) наркотические препараты;

3) экспрессивное поведение (мимика, пантомимика);

4) изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы.

2. Аффективные активаторы:

1) боль;

2) половое влечение;

3) усталость;

4) другая эмоция.

3. Когнитивные активаторы:

1) оценка;

2) атрибуция;

3) память;

4) антиципация (предвосхищение, представление о предмете или ситуации до того, как они появились в реальности).

 







Date: 2015-09-05; view: 701; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию