Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имя числительное





Упражнение 23. Перепишите, выбирая нужные числительные из данных в скобках и вставляя пропущенные буквы. Объясните Ваш выбор.

 

1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро употребляются редко) сочетаются:

а) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных: трое сыновей – норма литературного языка, двое мальчиков - норма литературного языка, четверо медвежат – норма литературного языка, двое подруг - сочетание не рекомендуется употреблять даже в разговорной речи, оно является просторечным;

б) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: трое щипцов, четверо саней;

в) с существительными, обозначающими парные предметы: двое туфель, трое сапог;

г) с личными местоимениями: Нас было пятеро. Запомните: собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола: Две ученицы – норма литературного языка, двое учениц – просторечие.

2. К собирательным числительным можно отнести слово оба (обе), которое в мужском и среднем роде имеет основу обо-, а в женском – обе-.

Картины располагаются на (оба, обе, стороны) зала – существительное стороны относится к женскому роду, поэтому мы выбираем основу обе -; ставим в нужную форму существительное сторонырасполагаются на чем? на сторонах, задаем от этой формы вопрос каких?, добавляем к выбранной основе обе - окончание - их из вопроса - на обеих сторонах зала.

Картины располагаются на обеих сторонах зала.

 

 

I. 1. (Четыре, четверо,друзья) отправились в поход. 2. (Шесть, шестеро,девушки) поступили на курсы секретарей. 3. В семье старого якута было (три, трое, сыновья); все (три, трое, охотники). 4. Так и обманули злого волка (три поросенка, трое поросят).

II. 1. По (оба, обе, стороны) улицы устроены газоны. 2. Город расположен на (оба, обе, берега) реки. 3. У (оба, обе, сестры) были одинаковые платья.

 

Упражнение 24. Перепишите, раскрывая скобки и заменяя числа словами.

 

Какой из вариантов будет правильным: несколько про'стынь, несколько просты'нь или несколько простыне′й?

На этот вопрос поможет ответить словарная статья. Обратите внимание, что словарная статья в толковом словаре содержит информацию о том, как правильно образовать ту или иную форму слова. Эта информация располагается непосредственно перед толкованием слова, например: ПРОСТЫНЯ, -и, мн. простыни, -ы'нь и -ей, -ям, ж. Предмет постельного белья - длинное полотнище в ширину постели, одеяла. Льняная п. Мохнатая п. || уменьш. простынка, -и, ж. || прил. простынный, -ая, -ое. Простынное полотно.

Согласно словарной статье, слово простыня в Р.п. ед.ч. будет иметь окончание –и, в Р.п. мн.ч. по нормам современного литературного языка возможны только варианты просты'нь с ударением на –ы и простыне′й; вариант про'стынь для Р. п. является просторечным. Также словарная статья указывает на форму Д.п. мн.ч. (простыням) и род существительного (ж.р.).

.

 

 

11 (апельсины, мандарины и лимоны), 10 (яблоки), 6 пар (сапоги и ботинки), 4 пары (чулки и носки), 500 (граммы, вермишель), 15 (килограммы, помидоры), 8 банок (баклажаны, томаты), 4 пары (туфли), 7 (полотенце, простыня).

Упражнение 25. Запишите числительные прописью. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную форму. Обоснуйте выбор формы.

 

1. В количественных числительных склоняются все части. Количественное числительное указывают на количество предметов и отвечают на вопрос сколько: В аудитории пять окон; (окон (сколько?) пять), пять – количественное числительное.

2. При склонении количественных числительных можно придерживаться следующего алгоритма.

Школьная библиотека располагает 2483 книгами.

а) Определить разряд числительного по вопросу от рядом стоящего существительного (количественное числительное в сочетании с существительными – единое синтаксическое целое): книг (сколько?) 2483.

б) Определить падеж числительного. Для этого нужно найти слово в предложении, от которого к существительному, стоящему рядом с числительным, можно задать вопрос: располагает (чем?) книгами. В каком падеже существительное, в таком и числительное: существительное книги стоит в Т.п., следовательно числительное также в Т.п.

в) Выписать прописью в Им.п. числительное и выделить в нем все части: две/тысячи/четыре/ста/восемь/десят/три – всего в числительном можно выделить 7 частей.

г) Поставить каждую часть в нужный падеж: две – двумя, тысячи – тысячами, четыре – четырьмя, сто – стами, восемь – восемью или восьмью, десять – десятью, три – тремя.

Итак, предложение можно записать следующим образом: Школьная библиотека располагает двумя тысячами четырьмястами восемьюдесятью тремя книгами.

3. Будьте осторожнее с частью сто:

а) Если сто – второй корень в слове (три/ ста, девять /сот и т.д.), то сто склоняется как обычное существительное: трех/сот – Р.п., трем/стам – Д.п., о трех/стах – П.п., девятью/стами – Т.п. В этом случае форма Р.п. у корня сто будет –сот: девятисот – норма литературного языка, девятиста – просторечие.

Если сто – первое слово в числительном (сто девяносто пять), то в этом случае следует руководствоваться правилом: числительные сорок, девяносто, сто, полтора в И.п. и В.п. имеют форму сорок, девяносто, сто, полтора; в Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорока, девяноста, ста, полутора. Обратите внимание, что в числительном девяносто не выделяется корень сто (выделив корень сто, мы поменяли бы девять десятков на девять сотен,.т.е. изменили бы состав числа).

В качестве примера просклоняем числительное 195: И. п. - сто/девяносто/пять, Р.п. - ста девяноста пяти, Д.п. – ста девяноста пяти, В.п. – сто девяносто пять, Т.п. – ста девяноста пятью, П.п. – о ста девяноста пяти.

1. Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2. От 8753 отнимите 4587. 3. Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 4. Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 5. Книга с 480 страницами иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 6. Пароход с 498 пассажирами отошел от пристани. 7. Партизаны захватили вражеский склад с 895 винтовками, 311 автоматами и 16500 патронами. 8. Библиотека института ежемесячно пополняется 300-400 книгами. 9. Разность между 87 и 58 составляет 29. 10. Вес искусственного спутники Земли был равен 1327 килограммам. 11. В работе кружка принимало участие около (полтора) десятков студентов. 12. Для 199 чертежей было сделано около 99 расчетов.

 

Упражнение 26. Запишите числительные прописью. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную форму. Обоснуйте выбор формы.

1. В порядковых числительных изменяется только последняя часть, а все остальные части сохраняют форму Им.п.

Порядковые числительные обозначают порядок предмета при счете и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?): Второй этаж мне нравится больше, чем первый; этаж (какой?) второй, второй – порядковое числительное.

2. При склонении порядковых числительных можно придерживаться следующего алгоритма.

В 1912 году начались перебои с продовольствием.

а) Определить разряд числительного по вопросу от рядом стоящего существительного: в году (каком?) одна тысяча девятьсот двенадцатом.

б) Определить падеж числительного. Для этого нужно найти слово в предложении, от которого к существительному, стоящему рядом с числительным, можно задать вопрос: начались (в чем?) в году. В каком падеже существительное, в таком и числительное: существительное году стоит в П.п., следовательно порядковое числительное также в П.п.

в) Выписать прописью в Им.п. числительное и выделить в нем все части: одна/ тысяча/ девять/сот/ двенадцать.

г) Необходимо поставить в нужный падеж только последнюю часть, сохранив без изменений остальные части: в одна тысяча девятьсот двенадцат ом году.

Приходится часто сталкиваться с просторечными вариантами: в одн ой тысяч е девятьсот двенадцатом годуП.п. здесь поставлена не только последняя, но и первая и вторая части ), в одна тысяча девят и сот двенадцатом году (в П.п. поставлена третья часть числительного).

Итак, предложение можно записать следующем образом: В одна тысяча девятьсот двенадцатом году начались перебои с продовольствием.

 

 

1. Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года. 2. В 1884 году вышел первый сборник рассказов Чехова. 3. 19 ноября 1887 года состоялось первое представление драмы «Иванов». 4. 18 марта 1899 года в Ялте Чехов встретился с А. М. Горьким. 5. 31 января 1901 года состоялось первое представление «Трех сестер» в Художественном театре, а 17 января 1904 – первое представление «Вишневого сада». 6. 2 (15) июля 1904 года А. П. Чехов скончался.

 

Упражнение 26 (повторительное). Запишите числительные прописью. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную форму. Обоснуйте выбор формы.

 

1. Наш город с 8990 (жители) расположен на берегу Волги. 2. Из 999 необходимо вычесть 70. 3. Мой родной город расположен по (оба) стороны реки. 4. Отряд противника насчитывал около 660 (штыки). 5. (Два, двое) студентов получили именные стипендии в этом году. 6. (Четыре, четверо) суток мы пробирались по глухой тайге. 7. Если к 25367 прибавить 46838, то получится 72205. 8. В банк я вошел с 45898 (рубль). 9. Ближайший телефон находился в деревне, то есть в (полтора километра) от станции. 10. 24 (клещи) заказал цех на складе. 11. (Три, трое, котята) уже открыли глаза. 12. (Пять, пятеро) актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета. 13. В 1961 (год) человек впервые преодолел земное притяжение и вырвался в космическое пространство. 14. Вышел в свет новый анатомический атлас человека с 2647 (иллюстрация). 15. (Оба) дочерям удалось поступить в университет в этом году. 16. В (оба) государствах приняты законы по охране авторских прав. 17. У (оба) стран есть проблемы с выплатой долгов международным финансовым организациям. 18. На сборы в поход у нас ушло (полтора) суток. 19. Строительство завода должно завершиться к 2012 году.

 

Упражнение 27 (повторительное). Найдите ошибки в употреблении числительных и существительных при них.

 

1. Начиная свое дело, молодой банкир располагал только десятью тысячами рублей. 2. По обоим стенам дома шли мозаичные рисунки. 3. Компания выплатила премию тридцати старейших сотрудников. 4. Трое подруг весело болтали всю дорогу. 5. Из девятисот девяносто девяти студентов дневного отделения семьдесят восемь – победители и призеры олимпиад. 6. Если из девятиста сорока отнять тридцать семь, то получится девятьсот три. 7. Эта знаменитая книга вышла в тысяча девятисот пятом году.

 

 

Date: 2015-09-05; view: 1857; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию