Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема систематизации трудового законодательства и механизм обеспечения реализации источников трудового права
Во многих странах официальная систематизация трудового законодательства отсутствует, и трудовое законодательство представляет собой совокупность различных законов, не сводимых в какой-либо единый акт (кодекс). Это характерно почти для всех стран развитой рыночной экономики, кроме Франции и Канады (в последней - в отношении федерального трудового законодательства). Из бывших социалистических стран отказалась от кодификации трудового законодательства Эстония. Не имеют трудовые кодексы многие развивающиеся страны Азии и Африки. Особенностью формы трудового права является отсутствие в большинстве стран Запада кодексов законов о труде. Исключение - Франция, где еще до второй мировой войны (в 1910 - 1927 гг.) комиссией экспертов была осуществлена систематизация трудового законодательства, относящегося только к частным предприятиям, на основе которой был создан и одобрен парламентом Кодекс труда (Code du travail). Правда, это не кодификация в традиционном смысле, а скорее инкорпорация и частичная консолидация законодательства. Оно не подверглось каким-либо существенным изменениям и переработке; были осуществлены лишь сбор, компиляция и группировка по определенной системе рассеянного по многочисленным правовым актам нормативного материала, причем далеко не всего. В 1973 г. на той же основе была осуществлена новая кодификация трудового законодательства. Предусмотрено, что в Кодекс ежегодно будут вноситься необходимые исправления и дополнения. В новом виде Кодекс труда имеет следующую структуру. Он подразделен на три главные части: 1) законы, т. е. акты парламента; 2) постановления, принимаемые правительством с учетом мнения Государственного совета; 3) простые декреты, принимаемые правительством. В качестве приложения приведены некоторые правовые акты, оставшиеся вне кодификации, а также тексты ратифицированных Францией конвенций МОТ. В Канаде с 1972 г. действует федеральный Трудовой кодекс, распространяющийся на предприятия федерального значения, т. е. входящие в сферу действия федеральных законов. Кодекс представляет собой консолидацию трудового законодательства. В таких странах, как США, Великобритания, Италия, Япония, Бельгия, Нидерланды, вопрос о кодификации трудового законодательства вообще не ставился ни в теоретическом, ни в практическом плане, а в ФРГ попытка создать трудовой кодекс не увенчалась успехом. Констатируя отсутствие в указанных странах общенациональных всеобъемлющих трудовых кодексов, следует отметить, что некоторые из стран Запада пошли по пути частичной консолидации трудового законодательства, т. е. создания своего рода «мини-кодексов» по отдельным институтам либо по совокупности институтов. Например, в Великобритании - консолидированный закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 г.; Закон о правах в области занятости 1996 г.; в Италии - Статут прав трудящихся 1970 г.; в Испании - Статут прав трудящихся 1980 г.; в Новой Зеландии - Закон о трудовых отношениях 2000 г.; в Ирландии - Закон о промышленных отношениях 1990 г. В некоторых странах Запада действуют специализированные трудовые кодексы, т. е. кодифицированные акты, относящиеся к определенным категориям работников (например, Промышленный устав в Германии, Кодекс труда моряков торгового флота во Франции). Отсутствие во многих странах всеобъемлющих трудовых кодексов не является случайным и отражает преобладающее в этих странах отрицательное отношение к кодификации трудового законодательства. Особенно активно выступают против нее предпринимательские и правительственные круги, а также часть профессионалов-юристов. Утверждается, что кодификация трудового законодательства делает его чересчур жестким, неповоротливым, не способным учитывать многообразие и движение жизни, требования изменчивой рыночной конъюнктуры, глобализирующейся экономики. Обычно в этой связи ссылаются на английское юридическое изречение «codified law is tough law» («кодифицированное законодательство - жесткое законодательство»). Как считается, отсутствие всеобъемлющей кодификации законодательства о труде усиливает его лабильность, динамизм, реакцию на нужду и потребности развивающегося производства. А это отвечает интересам экономической рентабельности, большей эффективности предпринимательства. Утверждается, что недостаточно продуманная и популистски ориентированная кодификация трудового законодательства может усилить экономические трудности, особенно в странах, переживающих падение производства или его застой. В этом случае кодификация трудового законодательства может оказаться контрпродуктивной. Главными ходатаями и борцами за кодификацию трудового законодательства являются профсоюзы и левые политические круги. Они не без основания полагают и доказывают, что отсутствие трудовых кодексов ослабляет защищенность наемных работников, усложняет восприятие трудового законодательства их главными пользователями - работниками, затрудняет для работников, не знакомых с тонкостями юриспруденции, возможность применять трудовые нормы в своих интересах. Наконец, разработка и принятие трудовых кодексов дают возможность привлечь внимание широкой общественности к нуждам и проблемам наемного труда, укрепляют позиции левых сил в политической борьбе, привлекает на их сторону симпатии избирателей и создают определенные гарантии необратимости социальных завоеваний трудящихся масс. Требование кодификации трудового законодательства, укрепляющей автономию трудового права, отражает, помимо прочего, стремление освободить трудовое отношение от «оков частного права». В настоящее время трудовые кодексы имеют более 60 стран мира. Это бывшие социалистические страны (кроме Эстонии), страны Латинской Америки и многие развивающиеся страны Азии и Африки. Хотя структура и содержание трудовых кодексов большинства стран аналогичны или близки, кодексы существенно различаются по объему. По этому признаку можно выделить три категории кодексов: кодексы-энциклопедии («макси-кодексы»), своего рода акты инкорпорации, кодексы-конституции («мини-кодексы») и «миди-кодексы», объем которых больше «мини-кодексов», но меньше «макси-кодексов». Из действующих кодексов французский кодекс труда относится к «макси-кодексам» (общий объем с приложениями - 2136 статей). Трудовой кодекс Вьетнама (198 статей) можно считать «мини-кодексом», Трудовой кодекс Белоруссии (468 статей) - «миди-кодексом». Что касается механизма обеспечения реализации нормативных актов, содержащих нормы трудового права, то здесь можно выделить две модели. Одна из них главное внимание уделяет формированию специализированных административных органов, призванных обеспечить исполнение норм трудового права. Вторая модель обеспечивает реализацию нормативных положений главным образом путем установления ответственности за их нарушение. Первая модель характерна для англосаксонских стран. Большинство американских федеральных законов о труде предусматривают создание специализированных административных органов, призванных следить за реализацией законов о труде, толковать их, рассматривать жалобы на их нарушение, т. е. осуществлять квазисудебные функции. Указанные органы формируются президентом США по совету и с согласия Сената. Органом осуществления некоторых законов является министерство труда США. Суд придает решениям этих органов обязательную силу и вправе их пересмотреть, хотя вопросы фактов, подтвержденных доказательствами и зафиксированных в решениях административных органов, не подлежат судебному пересмотру. Предпринимателям запрещено наказывать или увольнять работников, обратившихся в указанные органы с жалобами на нарушение своих прав. Если они уволены за такие жалобы, то подлежат обязательному восстановлению на работе с выплатой заработной платы за весь период вынужденного прогула. В Великобритании реализация многих норм трудового права осуществляется через систему административных органов, большинство из которых функционирует на трехсторонней основе: это Консультативная служба по примирению и арбитражу. Центральная арбитражная комиссия, Комиссия по трудовым ресурсам, Комиссия по обеспечению равных возможностей в области занятости, Комиссия по обеспечению расового равенства. Специфика Великобритании состоит в том, что функции, которые осуществляют в других странах министерства труда, в Великобритании выполняют трехсторонние органы автономного характера, относительно независимые от государственной администрации. Необходимо также отметить, что в англосаксонских странах инструментом быстрого и безусловного выполнения норм и предписаний трудового права являются судебные приказы, которые могут оперативно получать как предприниматели, так и индивидуальные работники и профсоюзы. Вторая модель характерна для трудового права стран Западной Европы, Китая, Вьетнама, некоторых развивающихся стран, а также стран Центральной и Восточной Европы. Во французском трудовом законодательстве имеется значительное число юридических норм, предусматривающих ответственность (материальную, административную и уголовную) за нарушение положений трудового законодательства, в частности касающихся прав работников и профсоюзов. Во французском Кодексе труда большинство книг включают титул, состоящий целиком из норм об ответственности за нарушение статей соответствующей книги. В Испании действует специальный закон об ответственности за правонарушения в трудовых отношениях. В Китае глава 12 Закона о труде содержит 17 статей об ответственности за нарушение тех или иных положений данной Закона. Предусмотрены различные виды ответственности, в том числе уголовные наказания. Оно грозит, в частности, предпринимателям, которые принуждают работников к труду путем насилия, угроз, незаконного ограничения личной свободы. В ТК Ирана имеется специальная глава, которая устанавливает ответственность за нарушение конкретных статей Кодекса. Например, за нарушение запрета принудительного труда виновному грозит тюремное заключение сроком от 91 дня до одного года и штраф в размере от 50 до 200 минимальных размеров дневной заработной платы. Кроме toi о, лицо, виновное в применении принудительного труда, обязано справедливо оплатить этот труд и выплатить работнику возмещение за нанесенный ему ущерб. Предприниматель, препятствующий деятельности инспектора труда, присуждается к уплате штрафа в размере от 100 до 300 минимальных размеров дневной заработной платы, а при повторном нарушении приговаривается к тюремному заключению на срок от 91 до 120 дней.
Тема 5. Новое содержание служебных функций трудового права
Традиционно трудовое право характеризовалось как право охраны труда. В этом, по наиболее распространенному мнению, выражается его главное социальное назначение. Однако в этот традиционный подход вносятся определенные коррективы. Во-первых, высказывается мнение о том, что функциональная направленность трудового права в новых условиях не должна быть односторонней - защита интересов только работников при игнорировании прав и интересов работодателей. При такой односторонней направленности, как утверждается, трудовое право может приобрести «контрпродуктивный характер» и нанести ущерб экономическому развитию, нормальному рыночному функционированию экономики и, в конечном счете, нуждам и интересам самих работников, как производителей и как потребителей. Во-вторых, многие юристы на Западе полагают, что социальная функция трудового права не должна быть замкнута только на охране труда. Сегодня выявляется еще одна грань этой функции - забота о наиболее полном закреплении и последовательном развитии прав человека в области труда. Это частично совпадает с охраной труда, но не тождественно ей. В работах по трудовому праву проблематике прав человека уделяется все большее внимание. По сути дела, на базе национального и международного нормативного материала складывается самостоятельный институт общей части трудового права – «защита трудовых прав человека». Как считают некоторые юристы, он может со временем превратиться в один из центральных институтов этой отрасли.
Date: 2015-09-05; view: 560; Нарушение авторских прав |