Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трудовое право развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки
Можно выделить шесть подтипов и разновидностей трудового права развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. 1. Трудовое право Латинской Америки. 2. Трудовое право стран Юго-Восточной Азии. 3. Трудовое право Турции. 4. Трудовое право Египта, Сирии, Иордании. 5. Трудовое право Ирана. 6. Трудовое право слаборазвитых стран. Латиноамериканский подтип трудового права характеризуется следующими главными особенностями: - Основные положения и конкретные нормы трудового права фигурируют почти во всех конституциях латиноамериканских стран. Это стало традицией после принятия в 1917 г. Конституции Мексики, в которой (впервые в истории) вопросы правового регулирования труда были подняты на конституционный уровень. В эту Конституцию в виде особого раздела был включен своего рода «мини-кодекс труда», в котором не только провозглашались основные трудовые права работников, но и фиксировались важнейшие нормы, вошедшие впоследствии в трудовые кодексы всех стран. Конституция Мексики, воплотившая концепцию «социального конституционализма», стала образцом для других латиноамериканских конституций, в которых содержатся общие положения и декларации, отражающие идеи социального католицизма. Последний высоко оценивает роль труда в жизни общества, заявляет о его приоритете по отношению к капиталу и рассматривает трудовое право как важный инструмент достижения социальной справедливости. - Латиноамериканские страны имеют, как правило, кодифицированное трудовое законодательство в виде трудовых кодексов (Бразилия, Мексика, Чили, Эквадор, Боливия, Коста-Рика, Никарагуа, Гватемала, Панама, Парагвай, Колумбия, Доминиканская Республика, Гондурас), либо специальных законов о труде, равнозначных трудовым кодексам (например, Венесуэла, Боливия). В ряде стран (Бразилия, Мексика, Панама) действуют трудовые «кодексы-энциклопедии», насчитывающие более тысячи статей. - Среди источников трудового права превалирующее значение имеет законодательство. Коллективно-договорное регулирование труда развито слабо, а в некоторых странах почти полностью отсутствует. - Во многих странах относительно высокий уровень индивидуальных трудовых прав сочетался на определенных этапах исторического развития с антипрофсоюзным законодательством, установлением правительственного контроля за профсоюзами, ограничениями права на забастовку. Специфика правового регулирования труда в странах Латинской Америки объясняется целым рядом факторов: - особенностями индустриализации, развития капитализма, социальной структуры общества, роли государства, классовой борьбы в этом регионе; - склонностью правящих кругов в ответ на революционные выступления масс идти на частичные уступки в целях ослабления профсоюзов, смягчения остроты социальных противоречий; - особенностями политической истории, характеризующейся установлением в ряде стран авторитарно-популистских режимов; - влиянием христианско-социальной идеологии, левых партий и боевых профсоюзов; - воздействием международных трудовых стандартов, разработанных Международной организацией труда (МОТ). При этом, уровень ратификации странами Латинской Америки конвенций МОТ значительно выше, чем другими развивающимися странами. Трудовое право стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия) изначально строилось по образцу определенных стран Запада: Тайваня - по образцу трудового права Германии, Республики Корея - по образцу трудового права США. Во всех этих странах на начальных этапах решающую роль в управлении экономикой играло государство, которое достаточно жестко осуществляло экономические преобразования, контролировало рынок труда, в частности, для того, чтобы не допустить обострения классовой борьбы, революционные потрясения. Широкое распространение получил государственный и хозяйский патернализм: гарантированная государством пожизненная занятость, социальные гарантии за счет предприятия (социально-бытовые льготы). Осуществление модернизации экономик этих стран, их индустриализация на современной основе, внедрение новых технологий, формирование мощных транснациональных фирм, включение указанных стран в систему международных экономических связей, обострение международной конкуренции, - все это сделало насущно необходимым проведение реформ трудового права в сторону его либерализации, усиления гибкости, дерегулирования. Это вызвало серьезное сопротивление работников и профсоюзов. В большинстве стран этого региона в настоящее время происходит постепенный переход от авторитарной к демократической системе, и в связи с этим остро встал вопрос о перестройке трудового права, о приспособлении его к новым экономическим и политическим реалиям, прежде всего к глобализации мировой экономики, о реализации признанных мировым сообществом прав и свобод человека. Особое место занимает национальная система трудового права Турции. Исторический путь Турции - это путь от патриархального общества с сильным влиянием мусульманской идеологии, общества, характеризующегося жесткой централизацией, огромной ролью государства и государственной бюрократии, армии, элементами авторитаризма в политическом режиме, патерналистским характером трудовых отношений, - к обществу со светским характером политического режима, относительно развитой экономикой и системой права, которая в результате реформ, проведенный в XX в., все больше приближается к европейской модели. Процесс «вес-тернизации» особенно затронул трудовое право, которое формировалось вне мусульманских традиций. В религиозном учении ислама присутствует всего лишь несколько правил, касающихся защиты интересов работников: должен быть оплачен труд работника сразу же после завершения работы, «пока не просох пот»; человек в этом мире не имеет права ни на что, кроме достойной платы за свой труд. Поскольку шариат не мог быть основой для развития трудового права, оно изначально развивалось на светской основе, сверху, по инициативе сил, заинтересованных в превращении Турции в общество западного типа. При этом принятие соответствующих законов подчас предшествовало формированию условий для их реального применения; развитие законодательства опережало социальную эволюцию общества, наталкивалось на сопротивление консервативных сил, что вызывало необходимость изменений законодательства, имеющих цель приспособить его к национальным традициям и особенностям. Существующее в настоящее время в Турции трудовое право близко по своим формальным характеристикам трудовому праву континентальных европейских стран. В значительной степени это связано с необходимостью гармонизации трудового права Турции с трудовым правом стран, учитывая общемировую тенденцию к экономической интеграции. В Египте, Сирии и Иордании действуют трудовые кодексы (основные законы о труде) с минимальным воздействием догм ислама. Для трудового законодательства этих стран характерна значительная роль государства и императивных норм в регулировании вопросов труда, слабое распространение коллективных договоров, подчиненное положение профсоюзов по отношению к государству и правящей партии, как правило, более низкий, чем в странах Запада, уровень социальных гарантий для работников. Большое внимание уделяется законодательному регулированию труда с иностранным участием (внешней трудовой миграции, труду иностранных работников в соответствующей стране). Трудовое право Ирана характеризуется тем, что в этой стране в 1990 г. принят Трудовой кодекс, отразивший роль ислама в жизни общества и особенности политического режима, носящего авторитарный характер. Кодекс запрещает эксплуатацию человека человеком, которая, как утверждается, противоречит принципам ислама и декларирует равенство работников независимо от расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, языка. Однако, политические взгляды и религиозные убеждения в этом перечне отсутствуют. Кодекс провозглашает право на свободный выбор профессии, но при условии, что это не противоречит принципам ислама. В частности, трудовой договор признается недействительным, если ислам запрещает работнику выполнять данную работу. Предприниматели обязаны выделить соответствующее помещение на предприятии для ежедневных молитв мусульман. Во время месяца рамадан работа должна быть организована таким образом, чтобы она не препятствовала соблюдению поста. Более того, предприниматели должны выделить оплачиваемое время для приема пищи перед началом поста и после его завершения. Каждый работник-мусульманин имеет право один раз в жизни на оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск для совершения хаджа (паломничество в Мекку). В системе трудовых отношений в Иране особую роль играют исламские советы по труду, создаваемые на предприятиях с численностью работников более 35. Они считаются представителями исламского трудового коллектива. Членами этих советов могут быть только граждане Ирана, благочестивые мусульмане. Они должны иметь хорошую репутацию и не иметь связей с бывшим, т. е. шахским, режимом. Исламские советы по труду наделены законом значительными полномочиями. В частности, без их согласия невозможно дисциплинарное увольнение. Трудовой кодекс допускает создание как профсоюзов работников, так и гильдейских союзов, объединяющих работников и предпринимателей. Профсоюзы подлежат обязательной регистрации в Министерстве труда и должны направлять в это министерство свои уставы для проверки и одобрения. В случае необходимости правительственные власти могут назначить своих представителей в любую организацию, в частности в профсоюзы. Цели и функции этих представителей не определены. Коллективные договоры подлежат обязательной регистрации в Министерстве труда и его одобрению. Хотя забастовки в Иране прямо не запрещены, но при возникновении трудовых конфликтов применяется принудительный арбитраж, который делает по сути дела невозможной забастовочную борьбу. К семье слаборазвитых стран Азии и Африки относятся такие страны, как Буркина Фасо, Центральная Африканская Республика, Кот д'Ивуар, Бангладеш. В этих государствах действует трудовое право, разработанное при участии экспертов МОТ по образцу трудового права стран Запада. Однако, существует оно в основном на бумаге, учитывая низкий уровень экономического развития, слабое распространение наемного труда в его современном виде, нищету населения, влияние традиционных обычаев морального и религиозного характера. В этих странах нормирование наемного труда носит не столько правовой, сколько естественно-природный и религиозный характер.
4. Трудовое право стран, осуществляющих переход от централизованно планируемой к рыночной экономике Указанный тип трудового права включает страны, которые можно сгруппировать в три подтипа: трудовое право РФ и других государств -республик бывшего СССР; трудовое право стран Центральной и Восточной Европы; трудовое право Китая и Вьетнама. Исходной основой развития законодательства о труде в странах, относящихся к первому подтипу, были кодексы законов о труде республик СССР, принятые в начале 70-х годов. Они строились по единому унифицированному образцу в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и с максимальным приближением по структуре и содержанию к КЗоТу РСФСР 1971 г. После распада СССР бывшие союзные республики, ставшие суверенными государствами, встали на путь демонтажа прежней экономической и политической системы, провозгласив приверженность рыночной экономике и начав рыночные реформы. Это потребовало серьезных изменений законодательства. Переход от централизованно-планируемой к рыночной экономике происходит в указанных странах эволюционным путем, различными темпами, что отражает значительную специфику государств: особенности экономической и политической обстановки, состояние народного хозяйства, социальную структуру населения и уровень его цивилизованности, национальные и региональные традиции, климатические условия, соотношение реформистских и антиреформистских сил в руководящих структурах. На самых первых порах рыночных преобразований рассматриваемые государства, как правило, ограничились внесением в трудовые кодексы и иные законодательные акты изменений и дополнений, аналогичных или близких тем, которые были внесены Федеральным законом от 25 сентября 1992 г. в Кодекс законов о труде РСФСР. Одновременно в 90-е годы в большинстве государств был принят комплекс законов и подзаконных актов по важнейшим вопросам трудовых отношений, частично обновивших многие институты трудового права. Новая кодификация трудового законодательства, заменившая действовавшие ранее советские кодексы законов о труде, была осуществлена в Туркменистане, Узбекистане, Киргизии, Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, России. Особый путь реформирования трудовых отношений избрала Эстония. В этой стране в течение 90-х годов принято более 10 законов, полностью обновивших основные институты трудового права. Каждый из этих законов заменял соответствующий раздел КЗоТа Эстонской ССР, в результате чего в настоящее время он практически не действует. Его изменила серия новых законов, главный из которых - Закон о трудовом договоре 1992 г. Оценивая в целом действующее в настоящее время законодательство о труде в республиках бывшего Советского Союза, можно констатировать, с одной стороны, сохранение, особенно в некоторых из них, немалого числа юридических норм и конструкций, существовавших в советский период и регулировавших конкретные вопросы трудовых отношений, а с другой стороны, почти повсеместный отказ от идеологических догм социализма, пропагандистских деклараций и пустой риторики, которыми изобиловали советские законы. Отменены или видоизменены многие нормы и положения прежнего трудового законодательства, противоречащие основополагающим принципам рыночной экономики, демократическим свободам и правам человека или просто устаревшие на исходе XX в. В новейшем трудовом законодательстве этих государств обнаруживается стремление учесть мировой опыт, притом как стран развитой рыночной экономики, так и коллективный опыт стран, проходящих путь от социализма к рыночному хозяйству. В новых конституциях, кодификационных актах по труду, принятых в этих государствах, провозглашены как незыблемая основа формируемой правовой системы цивилизационные начала, закрепленные в актах ООН и МОТ, общепризнанные принципы и нормы международного права. В трудовое законодательство стран Центральной и Восточной Европы в прошедшее десятилетие были внесены серьезные изменения. Из него исключены понятия, положения, конструкции, отражавшие идеологию и практику господствовавшей в странах социалистического лагеря общественной системы; в прежнее законодательство внесены многочисленные поправки и дополнения; началась активная рецепция многих норм, положений, а иногда целых институтов законодательства западных стран, прежде всего ФРГ и Франции, а также фундаментальных положений ООН о правах человека, норм, закрепленных в конвенциях и рекомендациях МОТ, в актах СЕ и ЕС. Вместе с тем нельзя не отметить, что в действующем законодательстве о труде указанных стран по настоящее время сохранилось немало норм и положений из социалистического прошлого, оправдавших себя, пользующихся поддержкой профсоюзов, популярных среди наемных работников и вместе с тем не противоречащих фундаментальным началам рыночной экономики, принципам демократии и международным трудовым стандартам. Эволюция трудового законодательства в бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы свидетельствует о том, что эти страны, формируя новое трудовое право, не «разрушали до основания» прежнее трудовое законодательство, а осторожно его реформировали, корректировали и переосмысливали, стараясь избегать крайностей, резких поворотов. По сути, в новом трудовом законодательстве стремились осуществить своего рода синтез социальных (социалистических) и рыночных (капиталистических) начал. Принципы правового регулирования труда, отвечающие требованиям рыночной экономики и политической демократии, были закреплены в принятых в 90-е годы новых конституциях, в которых, в частности, отсутствует право на труд в его социалистическом понимании, провозглашены свобода труда, право на забастовку. Можно выделить три главных способа реформирования трудового права в рассматриваемых странах: 1) принятие законов по отдельным вопросам трудовых отношений; 2) внесение поправок и дополнений в действовавшие трудовые кодексы; 3) осуществление новой кодификации трудового законодательства. Рассматривая развитие трудового права стран Центральной и Восточной Европы в послесоциалистический период, можно выделить общие для них черты. - Ограничение определенными пределами государственного вмешательства в сферу труда и трудовых отношений. Такое вмешательство остается необходимым для защиты и обеспечения нужд работников и общественных интересов. Сверх этого минимума и в рамках императивных установлений закона стороны трудовых отношений получили право согласовывать и формировать свои отношения автономно, в соответствии со своими интересами и повседневными нуждами и с учетом меняющейся экономической и рыночной конъюнктуры. - Установление равных прав и обязанностей для предприятий всех типов собственности, всех организационно-правовых форм; ликвидация льгот и привилегий для государственных предприятий; введение унифицированного понятия работодателя. - Повышение роли судов как в правоприменении, так и в обеспечении соблюдения законности в области труда. - Установление автономного статуса для государственных служащих путем приятия в большинстве стран специального законодательства о государственной службе. - Усиление гибкости в правовом регулировании труда, которое привело, в частности, к некоторой коррекции принципа «неухудшения положения работника». - Обеспечение свободы объединений как для работников, так и для предпринимателей; признание права на ассоциацию и профсоюзных прав в соответствии с международными стандартами. - Возрождение и активное развитие коллективных договоров как важнейшего источника трудового права, призванного существенно дополнить законодательство о труде. - Сохранение за профсоюзами монопольного права вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. - Передача функций государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, которые ранее осуществляли профсоюзы, государственной трудовой инспекции. - Усиление значения локальных актов предприятий. - Повсеместное законодательное закрепление права на индивидуальные и коллективные трудовые конфликты, включая право на забастовку. - Особое внимание, уделяемое при совершенствовании трудового законодательства европейским стандартам, закрепленным в актах Совета Европы и Евросоюза, стремление максимально рецепировать эти стандарты в национальное законодательство с тем, чтобы облегчить интеграцию этих стран в Объединенную Европу. Развитие трудового права в Китае и во Вьетнаме в последнее десятилетие проходит под знаком «социалистической модернизации», имеющей целью формирование «социалистической рыночной экономики». В обеих странах сохранились по настоящее время многие черты сложившейся ранее экономической, политической и правовой системы (преобладание государственной собственности; руководящая роль коммунистических партий; монопольное положение единых профсоюзов, выполняющих ряд функций, характерных для профсоюзов в социалистических странах; отсутствие или серьезные ограничения права на забастовку). Но вместе с тем в новых законах о труде и особенно в новых кодификационных актах проявились тенденции, свидетельствующие о стремлении сформировать национальные системы трудового права современного типа, соответствующие общепризнанным принципам и нормам международного трудового права, стандартам ООН и МОТ и учитывающие императивы формирующейся в этих странах рыночной экономики. Налицо рецепция как Китаем, так и Вьетнамом ряда положений и конструкций, присущих трудовому праву стран развитой рыночной экономики. В новом трудовом законодательстве Китая и Вьетнама находит отражение специфика этих стран, их особый пусть постепенного развития от командно-административной системы к рыночной экономике, характерные черты их политических режимов, стремящихся сохранить любыми средствами общественную стабильность, обеспечить максимальную мобилизацию всех имеющихся хозяйственных ресурсов для преодоления вековой отсталости, скорейшей модернизации экономики, подъема жизненного уровня народных масс. В структуре и содержании новых кодификационных актов по труду Китая и Вьетнама можно обнаружить сходство с советскими кодексами законов о труде. При этом социалистические компоненты в наибольшей степени присутствуют в коллективном трудовом праве, а также в отдельных формулировках пропагандистско-идеологического характера («оплата по труду», «трудовое соревнование», «потребности социалистической рыночной экономики», «стимулирование образцового груда», «участие работников в социальном добровольном труде»). В регулировании же индивидуальных трудовых отношений заметно заимствование западного опыта.
Date: 2015-09-05; view: 2181; Нарушение авторских прав |