Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






З РЕ ЛО СТ Ь П АР ТИ И О ПР ЕД ЕЛ ЯЕ ТС Я 1 page





Е Е О ТН ОШ ЕН ИЕ М КС ОБ СТ ВЕ НН ЫМО ШИ БК АМ Выступление по телевидению

по вопросу ор аб от е ОРО 1

26 м ар та1962 г од а

Прежде всего я хочу остановиться на высказывании

Ленина, который говорил, что деятельность, зрелость революционной

партии определяется прежде всего ее отношением к собственным

ошибкам. Наша зрелость как революционеров и руководителей

также будет определяться нашим отношением к своим

собственным ошибкам. Разумеется, враги всегда внимательно наблюдают

за этими ошибками. Когда эти ошибки совершаются и

не подвергаются критике, враг использует это в своих целях. Если

же совершаемые ошибки попадают под огонь самокритики, то враг

хоть и может воспользоваться этим, однако уже иначе, так как

оставление без последствий и преодоление ошибок —вещи совершенно

разные. Поэтому мы решили честно и серьезно отнестись к

нашим собственным ошибкам.

В этих целях мы, то есть группа революционных товарищей,

входящих в руководство Объединенных революционных организаций,

провели широкое обсуждение, сделали серьезный и честный

анализ, глубокий анализ развития всего этого процесса в целом

начиная с 1 января 2 и до сегодняшнего дня, разобравшись во всем

том, что мы сделали, проанализировали все то хорошее, что было

сделано, а также и совершенные нами ошибки. Таким образом, мы

изучили весь этот процесс образования Объединенных революционных

организаций. Это отнюдь не простая и не малая проблема,

проблема, имеющая чрезвычайно большое значение, поскольку

она явно касается политического руководства революцией, методов

революции и ее идеологических основ.

Всему миру известны характерные черты революции, процесс

ее развития, ее генезис, особенности исторического периода, в котором

развивалась победоносная революция, все обстоятельства,

характерные для этого процесса, известны силы, принимавшие в

пей участие, отдельные течения, отстаивающие свою точку зрения

в рамках революционного процесса, короче говоря, история всего

этого процесса известна.

1 Печатается с сокращениями.

2 1959 года.

Естественно, что революция, прошедшая через это горнило, поскольку

революционный процесс —это настоящее горнило для испытания

ее сил и энергии, будет стремиться создавать, организовывать

и укреплять свой революционный аппарат. Нельзя представить

себе революцию без того, чтобы она, естественно, не

создала свой революционный аппарат, который повел бы ее вперед,

занялся бы ее укреплением и дальнейшим развитием. Короче

говоря, аппарат, который определил бы ее развитие намного

вперед.

Естественно, что революция должна была заняться проблемой

организации своего политического аппарата, своего революционного

аппарата. Так начался весь этот процесс, который мы не раз

разъясняли здесь и в ходе которого объединились и сплотились

различные революционные силы, принимавшие участие в этом

процессе или представлявшие силы масс, силу идей, силу мнения.

Они также представляли собой опыт, сокровищницу тех ценностей,

которые революция должна была утвердить в рамках этого аппарата.

Все силы и все революционные течения, являющиеся результатом

этого же процесса, сближались и объединялись по мере

борьбы с псевдореволюционными течениями, с течениями реакционными,

правыми, консервативными, проимпериалистическими;

все революционные течения с каждым шагом все больше сближались

и объединялись.

На протяжении длительного периода этот процесс носил стихийный

характер, то есть он не был заранее определен, запланирован,

это был процесс стихийный, он явился порождением антагонистической,

революционной, поистине революционной борьбы;

в итоге те, кто не разделял идей, мыслей, не занимал подлинно

революционной позиции, оказались на одной стороне, все же те,

кто принял революционную позицию и придерживался ее линии,

кто воспринял революционную мысль, оказались на другой стороне.

Всему миру известно, что этот процесс, который продолжался

три года, был чреват различными эпизодами, событиями, борьбой,

что он не протекал гладко, что это не было спокойное развитие

событий; напротив, как и во всякой революции, а тем более в своеобразных

условиях и трудных обстоятельствах, при которых развивалась

Кубинская революция, он, естественно, должен был

столкнуться с целым рядом проблем, с целым рядом трудностей,

которые революция должна была преодолеть.

А сейчас давайте разберемся, был ли весь этот процесс объединения

революционных сил, все принятые в этом направлении


меры, были ли они свободны от ошибок? Нет, они не были свободны

от ошибок. Были ли эти ошибки неизбежны? Нельзя точно определить,

до какой степени эти ошибки были неизбежны. Я лично

думаю, что эти ошибки были неустранимы, то есть что их нельзя

было избежать.

РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА

ОБУСЛОВЛЕНО РЯДОМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Действительно, избежать некоторых проблем, некоторых

недостатков, некоторых поступков было если не невозможно

—а я думаю, что это было так,—то по меньшей мере очень

трудно. Почему? Потому что революция —очень сложный процесс,

потому что в ходе революции сталкивается много разных факторов,

различных идей и методов, мыслей, в ней действуют самые различные

люди при бесконечном разнообразии обстоятельств, которые

обусловливают процесс революции; ибо этот процесс складывается

в реальной действительности, складывается не идеально в голове

людей, но как живая реальность в условиях определенной экономической,

социальной и политической ситуации.

Поэтому процесс этот обусловливается целым рядом обстоятельств.

Мы не могли избежать некоторых проблем, связанных с

первоначальным периодом революции; это были проблемы, вызванные

рядом случаев дезертирства, предательства и актов противодействия

революции, включая и те или иные властолюбивые

устремления, а ведь в это время революция совершала лишь первые

шаги на пути своего развития. Но прежде всего революция

сразу же натолкнулась на противодействие господствующих классов,

затронула интересы этих классов, занимающих определенное

место в экономике страны, встретивших со страхом революцию,

видевших в ней для себя угрозу; революция столкнулась с идеологией

этих классов; революция столкнулась с их идеями, с самими

представителями всех этих классов, с их поведением и их

интересами; революция столкнулась с целым рядом установившихся

в нашей стране идей, навеянных реакцией, империализмом,

идей, распространяемых врагами прогресса, с рядом ложных, консервативных,

контрреволюционных идей, которые уже стали привычными,

так как существовали в течение многих лет, а иногда и

десятилетий и, можно сказать, даже веков. Они приобрели уже

силу предрассудка, силу, свойственную привычным обманчивым

представлениям, силу лозунгов, которые преподносились народу

как бесспорная истина, они обрели силу экономических, политических

и социальных догм, которые внушались в течение десятилетий

при помощи всех средств распространения идей: книг, университетов,

институтов, политических партий, отвечавших интересам

господствующих классов. Такова была сила всех этих идей,

с которыми столкнулись новые идеи революции.

В чем же заключалась сила идей революции? Состояла ли она

только в пропаганде этих идей? Или ее сила была в партиях, которые

могли образовываться для распространения этих идей? Или

в имевшихся в наличии газетах, радио и телевидении? Нет! Сила

новых идей, то есть революционных идей, заключалась в экономическом

и социальном положении, создаваемом в нашей стране.

Эти идеи представляли собой истины, но истины, которые должны

были соответствовать реальности, истины, которые должны были

преодолеть ложь, распространяемую врагами эксплуатируемых

классов, истины, которые должны были проложить себе путь.


Почему же истины революции проложили-таки себе путь?

Очевидно, потому, что эти истины, эти идеи отвечали глубоким

устремлениям масс, отвечали величайшим нуждам масс и их интересам.

Потому-то были низвергнуты вся ложь, все догмы буржуазии,

реакции, землевладельцев, империализма. Все их замыслы,

вся их ложь были опрокинуты сокрушительным продвижением

революционных идей, которые выражали интересы эксплуатируемых

масс.

Но это знаменовало собой и процесс борьбы, тяжелой борьбы.

Массы воспринимали революционные идеи; в этом поединке каждый

занимал определенную позицию, и не все оказывались сторонниками

революционных идей; одни выступали против революционных

идей, другие занимали иную позицию, то есть принимали

революционные идеи. Это был процесс, в ходе которого мнения и

выражающие их целые группы населения страны нельзя было отделить

друг от друга, разрезать, как режут хлеб ножом, ведь все

это было очень сложно, и нам нужно было анализировать, почему

один реагировал так, а другой этак.

В основе всего этого находились, разумеется, классовые интересы:!

крестьянин, рабочий, скромный гражданин, бедная семья

откликались на все в соответствии со своими классовыми интересами;

богачи, латифундисты, владельцы больших магазинов, банкиры,

люди, впитавшие идеи империализма, идеи, которые к тому

же отвечали их классовым интересам, реагировали по-иному.

Таким путем определялись границы между теми или иными

точками зрения. Нередко скромные люди из народа были настолько

сбиты с толку ложью и предрассудками, что их реакция по поводу

происходящего была направлена против их собственных

классовых интересов; некоторые же люди, с точки зрения классовой

принадлежности относящиеся к классу, который нельзя было

считать эксплуатируемым, становились, однако, на сторону революции.

Имелось очень много молодежи, еще не созревшей политически,

но обладавшей большими возможностями, хорошими задатками,

крепким бунтарским духом, духом справедливости и равенства,

большим пониманием нового, большой восприимчивостью

к революционным идеям, которая, однако, не была в достаточной

степени развита.

ПРАВДА РЕВОЛЮЦИИ ПОБЕДИЛА,

ДОГМЫ ЖЕ, ЛОЖЬ И ЛИЦЕМЕРИЕ

ПОТЕРПЕЛИ КРАХ

Все эти явления указывали на наличие большой борьбы,

большой идейной борьбы. Какие же идеи победили? Победили

революционные идеи. Победили идеи масс, победили новые идеи

революции. Потерпели поражение ложь, догмы, вымыслы и лицемерие.

Но означало ли это, что борьба закончилась? Нет, эта

борьба не закончилась. Борьба приняла совершенно иные формы,

иногда как будто неприметные. Это значит, что в первых больших

боях между новыми и старыми идеями новые идеи, революционные

идеи, победили старые. Однако борьба продолжается и будет продолжаться

еще долго, она будет вестись в национальном и в международном


плане, во всемирном плане. Именно эта борьба идей,

эта идеологическая битва идет в нашей стране —она идет между

социализмом, марксизмом, с одной стороны, и между империализмом,

капитализмом —с другой, между марксистской теорией, с

одной стороны, и буржуазной теорией, либерализмом —с другой;

эта битва ведется и здесь, и не только здесь; при этом каждый

использует свои аргументы.

Разумеется, когда представители революционной марксистской

идеологии совершают ошибки, противник пользуется этим. Когда

те, кто представляет революционные истины, допускают ошибки,

впадают в заблуждение, делают промахи, противник этим пользуется.

Вот, например, когда мы, защитники социализма, защитники

марксизма, сталкиваемся в результате империалистической

блокады и всякого рода давления со стороны международной реакции,

да плюс еще и в результате наших собственных ошибок,

с определенными трудностями в области снабжения, например с

тем, что мы не оказались в состоянии организовать в достаточной

мере производство определенных товаров, которые мы могли бы

производить, противник пользуется этим и заявляет: ≪Вот вам и

социализм, социализм, дескать, терпит поражение, а капитализм — нет, при капитализме не было распределения продуктов по карточкам,

во время капитализма этого не было...≫

Ясно, что здесь нужно дать более глубокий анализ и объяснить

людям, что во время капитализма одни ели, а другие —нет, во

время капитализма одни трудились, а другие не знали труда.

А затем показать, что социализм, несмотря на агрессии против

него —мы отодвинем в сторону все причины, связанные с маневрами

противника против революции, с попытками задушить ее

посредством голода,—независимо от этого означает возможность

получить работу для новых сотен тысяч граждан, означает повышение

доходов трудящегося и что если и теперь имеются люди,

которые жалуются на то, что получают меньше, чем прежде, то

каково же было положение тех людей, которые прежде вообще

ничего не получали?

Те, кто жалуются, что получают сейчас лишь ≪столько-то≫, признают,

что им в какой-то степени трудно приспособиться и полностью

удовлетворять свои потребности, располагая определенной

суммой, должны подумать и о том, каково было положение сотен

тысяч человек, которые не получали и этого, вообще ничего не

получали, каково было положение рабочего на плантациях сахарного

тростника, который не имел работы в течение восьми

месяцев, который; был бос и полуодет, который голодал, был лишен

каких бы то ни было благ культуры, которому не доступны

были ни школы, ни медикаменты, ни вообще что бы то

ни было.

Конечно, мы можем прекрасно ответить на доводы противников

и парировать их нападки, ибо, вне всякого сомнения, истина

на нашей стороне, на нашей стороне разум, на нашей стороне научные

концепции, совершенно неуязвимые для вымысла, для нападок

противника. Но бесспорно и то, что противник использует

наши ошибки и делает попытки вызвать замешательство.

Естественно, что в ходе этого процесса, в борьбе с противником

мы совершаем и ошибки. Каково же происхождение этих ошибок?

Те самые политические, экономические и социальные условия,

которые порождают борьбу, порождают, в свою очередь, и ошибки.

Итак, здесь происходит следующее: идет борьба против реакционных

идей, против империализма, против дезертиров, против консервативных

течений, и это борьба не на жизнь, а на смерть, поскольку

судьба революции зависит от того, какая идея победит —реакционная

или революционная, империалистическая концепция или

социалистическая, марксистская идея. В этой борьбе не на жизнь,

а на смерть, когда все силы, все внимание должны были быть прикованы

к данному фронту, появляются ошибки другого типа, ошибки,

которые революция в свое время также должна была бы исправить,

ошибки, с которыми революция в свое время также должна

была бы бороться.

Как и болезнь, как все негативное, вредное, ошибки имеют

свои симптомы; кто-то должен заметить, что совершаются определенные

ошибки. Однако борьбу с ошибками можно начинать только

с того момента, когда они станут очевидными, с момента, когда

эти ошибки начнут выражать определенную точку зрения, то есть

когда люди начнут осознавать, когда сами массы, а не только руководители

начнут осознавать эти ошибки.

Теперь мы и поговорим о совершенных ошибках. Это были,

однако, ошибки определенные, с которыми, по существу, можно

бороться только тогда, когда они становятся очевидными для всех,

когда все понимают, в чем заключаются эти ошибки и их дурные

последствия.

СЕКТАНТСТВО БЫЛО ОДНОЙ ИЗ ПРОБЛЕМ,

ВОЗНИКШИХ В ХОДЕ БОРЬБЫ

С РЕАКЦИОННЫМИ ИДЕЯМИ

Одной из основных проблем, возникших в ходе борьбы с

реакционными идеями, борьбы с консервативными идеями, борьбы

против дезертиров, против колеблющихся, против отрицательных

элементов, явилось сектантство. Можно сказать, что оно явилось

основной ошибкой, порожденной в пылу борьбы, борьбы идеологической.

Ошибки этого типа были порождены условиями развития революционного

процесса, порождены серьезной, затрагивающей

самые основы борьбой, которую пришлось вести революционным

идеям против консерватизма и против реакционных идей.

Какая же тенденция наметилась? Ее появление носило обратный

характер: это было стремление никому не доверять, не доверять

всем, кто не был старым революционером, испытанным марксистом.

Естественно, было бы правильным сказать: при некоторых

обстоятельствах указанного выше процесса, в ходе этого процесса,

когда велась серьезная идейная борьба, когда отмечалось

и смятение, когда многие испытывали колебания, когда нужно

было назначить товарища на пост, требующий большого доверия,

на какую-то особо важную работу, требующую людей надежных

в идейном отношении, то есть людей, не подверженных сомнениям,

колебаниям, было правильным выбирать для выполнения

различных обязанностей товарища, который по своим

взглядам, по своему длительному участию в борьбе был надежен,

на все 100 процентов был бы устойчивым товарищем, товарищем,

не испытывавшим сомнений в правильности революционного

пути.

В такой обстановке, когда становилось известно о том, что ≪такой-

то поверенный в делах дезертировал≫, ≪такой-то консул дезертировал

≫, ≪такой-то атташе дезертировал≫, республика не могла

позволить себе роскоши назначать людей, которые, не будучи политически

надежными и зрелыми, могли бы вызвать скандал, могли

бы опозорить революцию, создав впечатление, будто нет надежных

людей для назначения на такие посты.

Это было верно, и этого нельзя оспаривать. Определенные обстоятельства

порождали и определенные потребности. Но революция

продолжала развиваться. Революционное движение уже стало

мощным идеологическим движением; революционные идеи овладевали

массами. Массы кубинского народа переходили на сторону

революционных идей, воспринимали их. Общий порыв, дух мятежа,

дух возмущения и протеста против тирании, против злоупотреблений,

против несправедливости переходил в твердость, в революционную

сознательность масс нашего народа.

Революционные идеи завоевывали умы не меньшинства и не

каких-то групп населения, но широких масс нашей страны. Если

кто-нибудь в этом сомневается, то достаточно напомнить Гаванскую

декларацию, вторую Гаванскую декларацию, присутствие

на митинге миллиона кубинцев, энтузиазм, с которым эти кубинцы

поддержали революционные идеи, радикальные идеи, поисти-

не передовые идеи, содержащиеся в этой второй Гаванской декларации;

достаточно вспомнить энтузиазм, с которым они поддержали

ее, разделяя ту политическую зрелость, которая содержалась в

каждой ее фразе.

О чем же это свидетельствовало? О том, что массы стали революционными,

что массы повернулись к марксистской идеологии,

6 Фидель Кастро 161

что массы перешли к марксизму-ленинизму. Это было бесспорно.

Лагери определились; противники были определены как таковые;

рабоче-крестьянские массы, студенчество, беднота, малоимущие

слои населения нашей страны, большие группы средних слоев,

группы мелкой буржуазии, работники умственного труда присоединились

к идеям марксизма-ленинизма, поддержали борьбу против

империализма, вступили в битву за социалистическую революцию.

Это было сделано не по прихоти, это не было навязано массам.

Сами революционные законы, сами деяния революции завоевывали

массы на свою сторону, обращали их в революционеров. То был

целый ряд дел, начало которым было положено законами, пекущимися

о народном благе; законы о снижении платы за телефон,

об отмене кабальных контрактов, заключенных тиранией, проблема

городской реформы, о найме квартир и прежде всего снижении

квартирной платы и платы за аренду участка с жилым домом, далее

сама городская реформа, закон об аграрной реформе, вслед за

ними законы о национализации иностранных предприятий, далее

законы о национализации крупных предприятий —все они были

столбами, камнями, вехами на пути революции, отмечающими

продвижение вперед революции и. народа.

Народ быстро развивался, народ становился все более революционным.

Когда перед нашей страной возникла угроза вторжения,

когда казалось возможным даже нападение мощных империалистических

сил, когда стали думать об этой угрозе,—а эту угрозу

нам придется учитывать на протяжении длительного времени,— народ мобилизовался, были созданы отряды милисианос и тысячи

и тысячи представителей молодежи стали артиллеристами ПВО,

тысячи и тысячи рабочих, скромных людей из народа стали готовиться

к противотанковой борьбе, стали изучать различные

рода артиллерии; сотни тысяч мужчин и женщин вступили в батальоны,

в боевые! отряды, готовясь в случав необходимости принять

участие в самой героической битве, принять участие в самой

великой эпопее, в которой приходилось участвовать какому-либо

народу.

Это означает, что наш народ был готов перенести любые трудности,

готов был взять на себя все последствия своей революционной

позиции, готов был решительно выступить против империализма,

без всяких колебаний отдать, если понадобится, и жизнь

ради защиты революции и родины.

Кто может отрицать наличие энтузиазма, с которым массы становились

солдатами родины? Кто может не видеть энтузиазма,

с которым эти же массы осуществили целый ряд задач, трудясь

в добровольном порядке, откликаясь на любой обращенный к ним

призыв, являясь на митинг, который требовал их присутствия,

откликаясь на любое патриотическое и революционное начинание?

ОНИ ОТДАВАЛИ ВСЕ СИЛЫ В БОРЬБЕ

ЗА СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ

Вы помните день, когда было предпринято подлое нападение,

день 17, вернее, 15 апреля, когда самолеты с иностранных

баз напали на различные пункты нашей страны; нам затем

пришлось хоронить товарищей, погибших в тот день; нам приходилось

делать это и раньше; за несколько месяцев до того нам пришлось

хоронить жертвы взрыва на пароходе ≪Да Кубр≫, людей,

ставших жертвами реакции, империализма, реакционеров и эксплуататоров;

так вот, именно в тот день, накануне битвы против

империализма, а не после нее, было провозглашено, что наша революция

имеет социалистический характер, то есть сказано о том,

что уже существовало на деле. Кто же может забыть тот беспредельный

энтузиазм, с которым рабочие массы, вступив в батальоны

милисианос, подняли вверх свое оружие и, потрясая им, заявили

о своей готовности к бою, а затем вступили в бой! Можно ли

отрицать героизм, с которым сражались солдаты родины, ополченцы

—мужчины и женщины? Тот героизм, с которым сражался народ

против наемников на Плая-Хирон, ту самоотверженность, с

которой люди, не щадя своей жизни, бросались навстречу танкам,

пулеметам противника, не прекращая своего продвижения по открытой

местности, не считаясь с опасностью бомбардировок, несмотря

на налеты авиации противника, в результате которых гибли

люди, редели их ряды. Кто может это опровергнуть? Само

число погибших свидетельствует о том, с каким героизмом, с какой

самоотверженностью массы кидались в бой. Они сражались с невиданным

энтузиазмом, отлично сознавая, что защищают социалистическую

революцию! Что же это значит? Это значит, что произошло

большое качественное изменение в массах,—они стали

революционными. Это бесспорный факт. И тот, кто этого не понимает,

просто близорук. Тот, кто этого не понимает, слеп, грубо

говоря, просто кретин.

Итак, если произошли такие качественные изменения, могли

ли мы пользоваться в дальнейшем методами, соответствующими

прежним реальным условиям? Могли ли мы превратить в систему

методы, определяемые условиями борьбы определенного этапа?

Могли ли мы превратить прежнюю политику в догму? Могли ли

мы превратить в систему методы, по которым надо было выдвигать

на различные государственные и административные посты только

избранных товарищей? Нет, мы не могли превратить такие методы

в систему! Это бесспорно, ведь диалектика учит нас, что то, что

является правильным для определенного момента, позднее может

быть неверным. Этому учит нас диалектика. Стремление пользоваться

методами, соответствующими определенному моменту и

определенным потребностям, в другой ситуации, которая характеризуется

иными требованиями и обстоятельствами,—это догматизм,

механический подход к делу. Мы же превратили такого

рода методы в систему и, по существу, допустили явное сектантство.

Какого же рода было это сектантство? Мы полагали, что единственно

заслуживающими доверия революционерами, такими товарищами,

кого можно назначить на какую-то должность в народном

имении, кооперативе, в государственном аппарате, вообще

куда бы то ни было, являются только старые деятели, опытные

марксисты. Мы совершили эту ошибку, по-видимому, непреднамеренно,

то есть все указывает на то, что проблема сектантства возникала

стихийно, что она возникала с фатальной неизбежностью,

это был как бы вирус, зло, гнездившееся в мозгу многих людей,

с которым было трудно бороться. С ним в самом деле было трудно

бороться, и в особенности трудно было распознать его, пока этот

вирус не вызывал заболевания. Человек может быть болен гриппом,

но в течение 10 дней инкубационного периода болезнь находится

в скрытом состоянии. Человек замечает, что он болен, только

тогда, когда уже и слова произнести не может; человек может

быть заражен столбнячной палочкой; в течение 15 или 20 дней,

не знаю точно,—врачи должны знать, через сколько дней заболевание

должно обнаружиться,—человек может носить эту бациллу

в себе, не сделав ни одного укола против столбпяка, пока не ста-

пет страдать от этой болезпи.

Мы много раз спрашивали себя, говорили себе: чем вызван, в

чем коренится этот дух сектантства, неумолимый, постоянно проявляющийся

везде и повсюду, на всех уровнях? В чем здесь причина?

Где корни этого сектантского духа? Нам трудно было понять,

что он неизбежно возникает при известном стечении обстоятельств.

Иногда появлялась мысль: что же... это политика группы людей,

это политика партии, и за нее как будто ответственны многие.

Конечно, ответственность на нас всех, в большей или меньшей

степени; однако, когда мы стали анализировать эту проблему,

когда старые и новые товарищи (как-то мы должны называть себя

в этом случае, чтобы различать, поэтому будем называть себя старыми

и новыми; так мы будем именовать себя во время этой передачи,

а затем найдем правильное название для всех)... итак, когда

мы принялись анализировать все это, этот вирус уже завладел

умами многих людей, этот вирус превратился уже в настоящую

болезнь, я говорю —болезнь, так как сектантство, как таковое, конечно,

является злом по целому ряду причин, которые мы позже

перечислим; злом оно является особенно потому, что порождает

условия для возникновения болезней еще худших. Одна болезнь — это плохо, но еще хуже, если к ней присоединяется еще и другая

болезнь. Так же как различные виды физических заболеваний в

соединении с другими болезнями могут привести к гибели организма,

и в политической жизни некоторые отрицательные явления

в сочетании с другими могут привести к тяжелейшим последствиям

для революции.

В данном случае наши ошибки наносили вред именно революции.

Ведь что происходило: возникал целый ряд явлений просто

абсурдных, ряд ошибочных действий, доходящих до глупости. Развитие

нашей революции обнаруживало отклонение от главного







Date: 2015-09-05; view: 304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.099 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию