Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В сев ыд ум кир аз ве ян ы
Не говоря уже о жизни Маркса, о его деятельности, о его исключительной и самоотверженной любви к своим детям, о лишениях, которые он вынес,—только этого само по себе вполне достаточно для уничтожения одной из самых больших выдумок буржуазии, капитализма и империализма, распространяемых ими относительно марксизма: будто марксизм является врагом семьи, детей, женщин. Следует познакомиться с жизнью Маркса, чтобы начать понимать, какое количество бессовестной и глупой лжи распространялось вообще о нем; и, конечно, как только Маркс открыл великую истину, а эта истина, в свою очередь, стала оказывать влияние на развитие событий, все писатели, служащие реакции и эксплуатации, тотчас выступили со своими трудами против Маркса. Однако, несмотря на это, научный социализм, марксизм проложил себе дорогу и стал революционной теорией рабочего движения. До пего, конечно, существовало рабочее движение и оно было революционным; это видел Маркс, и он ясно понимал это; когда он открыл свою истину, то первыми, кто стали марксистами, первыми, кто приняли его теорию, были рабочие, рабочее движение всей Европы; ее приняли наиболее передовые отряды, наиболее организованные отряды рабочего движения; затем эта теория стала подлинной теорией рабочего класса. Однако для европейского рабочего движения было мало иметь лишь революционную теорию; эту теорию нужно было еще правильно толковать, и вот на ряде этапов истории в силу воздействия переволюциопной идеологии, буржуазного мышления и буржуазной идеологии была сделана попытка извратить учение Маркса. В чем состоит великая заслуга Ленина? Великая заслуга Ленина состоит в том, что, восприняв учение Маркса, он защитил его от всех ревизионистов, очистил от всяких извращений, от всяких ревизий и толкований, которые пытались внести в учение Маркса; вооружившись теорией Маркса, Ленин создает партию, борется внутри этой партии против всех мелкобуржуазных течений, против всяких псевдореволюционных течений, преодолевает внутри партии эти течения и, руководствуясь революционной теорией, завоевывает власть. Точнее, завоевывает революционную власть. В чем состоит великая заслуга Ленина? Чрезвычайная заслуга Ленина в том, что он верно истолковал учение Маркса, применил его на практике и развил его применительно к новым условиям, условиям, созданным революционной партией, находящейся у власти, развил учение в целом и, вне всякого сомнения, показал себя теоретиком исключительного масштаба. В этом великая историческая заслуга Ленина как теоретика и как вождя. Итак, Марксом было дано правильное толкование законов развития, были определены перспективы этого развития для опреде- лепного момента. Маркс не считал себя предсказателем. Иногда его спрашивали, что произойдет далее, когда коммунистический строй уже будет установлен; он отвечал, что не является прорицателем. Маркс объяснил законы развития общества, он дал рабочему движению научную теорию; эта теория получила дальнейшее развитие; вооруженный этой теорией, первым пришел к власти революционный рабочий класс России, который развивает далее эту теорию; Советский Союз накопил уже огромный опыт. В чем заключается этот опыт, накопленный Советским Союзом? Он состоит в строительстве первого в мире социалистического государства. Следует иметь в виду, что указанный опыт представляет собой величайшую ценность для человечества. Когда Советский Союз развивал эту теорию, пачал и осуществил строительство первого в мире социалистического государства, ему пришлось прокладывать совершенно новую дорогу для человечества, так же как теперь оп идет по новому, совершенно новому пути —пути строительства коммунистического общества. А это доказывает одно: марксизм является живой наукой, наукой развивающейся. Нам нужно изучать все, чему учил Маркс, но в то же время мы должны изучить и все, чему учил Ленин, изучать весь опыт, накопленный в строительстве первого в мире социалистического государства; мы должны также познакомиться со всем тем опытом, который имеется в строительстве первого коммунистического общества. Строительство социализма теперь уже поистине проторенная дорога. Это не значит, что условия во всех странах будут совершенно одинаковыми, что социализм будет строиться во всех странах одинаково, что нужно строго копировать форму, в которую он уже воплотился. Нет! Каждая страна имеет свои особенности, и каждая страна должна приспособить свою программу, свои методы, свою тактику применительно к особенностям своей страны; вот это именно и должны мы сделать. Имеется, однако, чрезвычайной ценности общий опыт, такой же, как в медицине, в астрономии, физике, опыт, который является истиной, проверенной уже исторической действительностью; мы располагаем преимуществом пользоваться всем этим опытом, всей техникой строительства социалистического общества. Р азумеется, это сказать сравнительно легко. Однако на деле осуществить это труднее. От теории до действительности —огромное расстояние. Сказать легко, что советские люди построили социалистическое общество; им, однако, пришлось строить это социалистическое общество, создавать это общество ценой огромных, колоссальных жертв. Они совершали и ошибки, совершили порядочно ошибок в первое время. Сам Ленин говорил о некоторых главных ошибках, которые они совершили. ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ ПРИШЛОСЬ СТОЛКНУТЬСЯ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ Помимо всего прочего, рабочему движению, победившей революции в Советском Союзе пришлось столкнуться с рядом трудностей, прежде всего с интервенцией. Одна из великих заслуг Ленина состоит в том, что он сумел определить момент, когда стало возможным революционному пролетариату взять власть в свои руки. Очень многие считали, что пролетариат не сумеет удержать власть; Ленин верил в революционную силу масс, так как соотношение международных сил, сама империалистическая война, приведшая к тому, что величайшим требованием народа стало требование мира, земли и хлеба, благоприятствовали этому; Леиин думал: в то время как империалистические державы еще сражаются, мы установим Советскую власть и сумеем укрепиться. И действительно, он воспользовался этим временем, прежде чем окончилась империалистическая война. Но окончилась империалистическая война, и империалисты сообща решили напасть на Советский Союз! И тут Советской власти пришлось преодолеть трудности, которые кажутся поистине почти немыслимыми. Во-первых, она оказалась вынужденной отражать натиск иностранной интервенции; ей нужно было отражать атаки сильной буржуазии; она должна была выступать против дворянства и всего наследия царизма; она должна была противостоять и сопротивлению мелкой буржуазии. Но Советская власть в конце концов добивается победы, одерживает победу; естественно, это далось трудящимся нелегко, ведь они взяли власть в необъятной стране, находившейся в труднейших условиях, оказавшейся расчлененной и полностью разоренной, стране, которая, помимо того, была и отсталой, жившей в такой нищете, что разруха и лишения иногда вызывали недовольство крестьян н даже рабочих Москвы и Ленинграда; люди страдали от этого и после того, как окончилась гражданская война. Сам Ленин признавал, что одним из самых трудных моментов для Советской власти был тот, когда сами крестьяне, сами трудящиеся выражали недовольство непрочностью своего экономического положения, разрухой в Советском Союзе. Именно тогда была введена новая экономическая политика. Был принят ряд мер, имеющих целью спасти положение. Советский Союз вынужден был пережить длительный период голода, лишений, жертв. Когда же после 20 лет строительства социализма вспыхивает пожар мировой войны, Советский Союз подвергается нападению; он теряет в этой войне 20 миллионов своих граждан. Надо думать, что в числе этих 20 миллиопов граждан были лучшие сыны Советского Союза, наиболее самоотверженные и храбрые его сыны, погибшие в подполье или на боевых фронтах. А империализм выходит и из этой войны с неповрежденными заводами, незатронутой экономикой; более того, все капиталистические страны с их атомным оружием противостоят разоренному Советскому Союзу, который должен вместе с тем помогать восстановлению стран, также пострадавших от сапога нацизма, и свои немногие ресурсы должен вкладывать также в помощь, идущую на восстановление других стран социалистического лагеря. В таких условиях наступает нынешний этап. Никто не рискнет оспаривать исключительный технический, культурный и научный прогресс Советского Союза. Я думаю, это было бы абсурдом, и только слепые могут не видеть, что в сфере науки Советский Союз, бесспорно, превзошел все капиталистические страны; что касается области культуры, то достаточно указать, например, на тот факт, что в Советском Союзе обучается в 3 раза больше инженеров, чем в Соединенных Штатах Америки; по строительству жилищ первой страной в мире па сегодня является Советский Союз; наименьшая детская смертность —в Советском Союзе; Советский Союз —страна, где продолжительность жизни с каждым днем все более увеличивается, она растет из года в год. Так выглядит в данный момент Советский Союз, и это несмотря па все превратности судьбы. Таким образом, марксизм —уже осуществленная реальность: история полностью доказала, полностью утвердила учение марксизма- ленинизма. Социалистическое строительство означает несравнимо более высокое развитие общества. После прихода к власти перед революцией открывались два пути: либо остановиться на существующем социальном строе, либо следовать далее; либо остаться в рамках капиталистической системы, в пределах империалистической орбиты, в рамках преступной политики империализма в Америке, Азии, Африке, в рамках политики, которая ассоциируется с Франко в Испании, с Аденауэром, с Чан Кайши, со всеми военными диктатурами, с французскими колонизаторами в Алжире, либо избрать политику, которая ведет нашу страну туда, где ей и должно находиться, то есть на сторону эксплуатируемых народов, на сторону угнетенных народов, на сторону колониальных пародов. Наша страна, если трезво взглянуть на вещи, никогда не согласилась бы встать на сторону Франции против алжирцев; на сторону Франко против испанцев; на сторону Чан Кайши против великого китайского народа; на сторону империалистов против жителей Южного Вьетнама, которые борются там за свою независимость; на сторону Португалии против ангольцев; на сторону Ромуло Бетанкура против Коммунистической партии и Левого революционного движения в Венесуэле; она не согласится встать на сторону Сомосы, встать на сторону всех такого рода режимов, ибо, несмотря на то что империалистическая пресса пыталась найти между ними различие, великая правда состоит в том, что политика империализма была одинаковой и в Испании, и в Никара128 гуа, одинаковой на Кубе, на Кубе при Прио или при Батисте, в Венесуэле —при Пересе Хименесе или при Бетанкуре, в Перу — при Одриа или при Прадо. МЫ НИКОГДА НЕ СМОГЛИ БЫ БЫТЬ НА СТОРОНЕ ИМПЕРИАЛИЗМА С точки зрения развития мировой истории, с точки зрения великих усилий, совершаемых всеми народами, чтобы освободиться от голода, нищеты, эксплуатации, колониализма, дискриминации, с точки зрения борьбы, которую ведут народы Азии, Африки, Латинской Америки, мы никогда не смогли бы сознательно встать на сторону империализма. Возможно, что некоторые люди, начитавшись до пресыщения журнала ≪Селексьонес≫, насмотревшись американских фильмов, напичкавшись чтивом журнала ≪Лайф≫ и сообщениями ЮПИ и АП, которые распространяют столько лжи, вообразили, что политика Соединенных Штатов правильна, достойна и человечна, какой ей бы и полагалось быть. Но разве тот, кто понимает что-то, кто думает, кто вглядится в то, что сегодня происходит во всем мире, мог бы честно перейти на сторону политики империализма? И, разумеется, логично, что наша страна, пусть не с точки зрения национальных ценностей и национальных чувств, по с точки зрения всеобщих интересов человечества, не могла оказаться на стороне их политики, но могла и стала на сторону политики, поддерживающей сегодня, защищающей повсюду права всех угнетенных народов. Возможно, что это некоторым людям еще более ясно, чем существо экономических проблем. Да и кто не поймет, что наша страна должна была выбирать между двумя политиками: политикой капитализма, империализма и политикой антиимпериализма, политикой социализма. Необходимо иметь в виду, что середины между капитализмом и социализмом нет. Те, кто хочет верить в возможность найти третий путь, становятся на фальшивые, совершенно утопические позиции. Это значило бы отмахнуться от действительности, значило бы оказаться соучастником империализма. Ведь совершенно ясно, что тот, кто остается безучастным к борьбе алжирцев,—сообщник французского империализма; тот, кто безучастно относится к интервенции США в Доминиканской Республике, тот —сообщник этой интервенции янки в Санто-Доминго; тот, кто остается безразличным к преследованиям, осуществляемым предателем Ромуло Бетанкуром против рабочих и студентов в Венесуэле, против тех рабочих и студентов Венесуэлы, которые нас защищают, тот — участник этих преследований; тот, кто безучастно относится к Франко в Испании, безразличен в вопросе вооружения Западной Германии, безразлично относится к тому, что германские поджигатели войны, нацистские офицеры ныне уже вооружены и требуют даже ядерного оружия, тот —сообщник империализма. 5 Ф ид ел ь К ас тр о 129 Тот, кто безучастен к событиям в Южном Вьетнаме, безучастен к тому, что происходит в Конго, в Анголе, кто безучастен ко всему этому и пытается вопреки всем этим фактам занять третью позицию, тот, по существу, отнюдь не занимает третью позицию, тот практически занимает позицию сообщника империализма. Имеются некоторые люди, считающие себя очень умными, когда говорят, что Кубинской революции надо было брать деньги п у американцев и у русских; вот ведь что они говорят! Есть ведь и такие люди, проповедующие столь отвратительный, столь трусливый, столь меркантильный и столь низменный политический тезис: иными словами, продавайте, продавайте страну, как какой-нибудь товар, торгуйте в угоду интересам империализма. Берите у империалистов, пугая их дружбой с Советским Союзом, иными словами —шантажируйте. Здесь были и такие, которые предлагали этот шантаж. Да, шантаж, и притом еще какой! Как им хотелось осуществить этот шантаж? Это был не просто шантаж. По существу, он, этот тезис, означал сохранение статус-кво в нашей стране, оставление в неприкосновенности здесь всех интересов империализма. Таким образом сохранялись бы все их тысячи кабальерий земли, все их сахарные заводы, их электрический концерн, их телефонная компания, их контроль над внешней и внутренней торговлей страны, контроль над банками. К тому же любая страна, которая бы решила освободиться от монополии североамериканской торговли, решила бы осуществить аграрную реформу, решила бы иметь свою собственную промышленность, вести независимую политику, должна была бы столкнуться с империализмом. ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ Таким образом, революция либо должна идти своим путем, либо совершить предательство. Революция должна была выбрать между этими двумя путями. И это должны были сделать мы, помнившие о людях, павших за эту революцию, помнившие о наших товарищах, павших в борьбе, как и обо всех революционерах, помнившие тех, кто пал вслед за Гитерасом, Мартинесом Вильеной —хотя Мартинес Вильена не был физически уничтожен, а стал жертвой бедствий того периода борьбы,—помнившие всех со времен Мельи, со времен всех тех революционеров. Это должны были сделать те, кто вспоминал не только революционеров нынешнего дня, но кто думал и о Марти; о Марти с его мышлением гения. Ибо в чем заслуга Марти, чем нас восхищает Марти? Был ли Марти марксистом-ленинцем? Нет. Марти не был марксистом-ле- нинцем. Марти сказал только о Марксе, что вследствие того, что тот встал на сторону бедных, он привлек к себе все его симпатии. Ш Ибо тогда Кубинская революция была национальной, освободительной революцией, направленной против испанского колониального господства; она не была революцией, характеризовавшейся социальной борьбой, это была борьба, которая прежде всего имела своей целью национальную независимость. Но уже в ту эпоху, в те времена Марти сказал о Марксе: ≪Вследствие того что он встал на сторону бедных, он заслуживает моего уважения≫. Сказать ли о предвидении Марти? Уже в 1895 году он обладал гениальным предвидением. Он предвидел возникновение североамериканского империализма, когда североамериканский капитализм еще не превратился в империализм. Это и есть дальновидная политическая прозорливость. Североамериканский империализм начинает быстро развиваться после интервенции на Кубе, во время которой он, по существу, захватывает все богатства страны; захватывает он и Пуэрто-Рико, захватывает Филиппины, и тут начинается империалистический этап в развитии североамериканского капитализма. В 1895 году Марти предвидел развитие Соединенных Штатов как империалистической державы, он писал и предупреждал народ относительно этого, высказывался против этого. Марти действительно был гениальным революционером, ведь он предугадал развитие империализма в 1895 году, когда империализм еще не проявил себя как мировая сила. Итак, следует подумать о тех, кто пал, о всех, кто погиб, о всех, кто боролся. Ради чего они боролись? Для того чтобы электрическая компания продолжала быть компанией янки? Для того чтобы 18 тысяч кабальерий земли компании ≪Атлантика дель Гольфо≫ продолжали оставаться в руках иностранцев? Для того чтобы оставались без земли, голодали, продолжали жить в нищете наши крестьяне? Для того чтобы банки оставались иностранной собственностью? Для того чтобы вновь наша страна ежегодно теряла сотни миллионов долларов? Для того чтобы в нашей стране сохранялся миллион неграмотных? Для того чтобы наши крестьяне не имели школ, не имели больниц, жилищ, ютились в лачугах и кварталах бедноты? Для того чтобы наш народ после 50 лет якобы завоеванной независимости продолжал жить в таких условиях? Разумеется, я говорю это здесь не для революционеров. Наверное, для революционеров уже нет необходимости говорить об этом. Нужно говорить это для ничего не чувствующих, равнодушных, заблуждающихся, тех, кто не понимает, почему это так, а не этак. Разве ради того погибли все эти люди, чтобы латифундисты продолжали оставаться хозяевами тысяч кабальерий земли? Всякий должен понимать, что нет; всякий понимает, что руководители революции оказались бы предателями, если бы, совершив такую революцию, бросив стольких молодых людей в бой, на борьбу, пожертвовали столькими жизнями ради этого. Ради столь ≪великой славы≫ не стоило, чтобы лишился жизни даже один кубинец! Ради такой ≪славы≫ ии одному человеку не стоило бы браться за оружие! Браться за оружие, драться, бороться, выстрадать столько, сколько выстрадала наша страна,—все это нужно было делать ради гораздо более великого, чем это. ЖЕСТОКО ОШИБАЛИСЬ ТЕ, КТО ДУМАЛ, ЧТО ВСЕ ОСТАНЕТСЯ ТАК, КАК БЫЛО Некоторые, однако, думали, что люди умирали именно за то, чтобы продолжала существовать эта эксплуататорская система, чтобы тысяча семей продолжала жить, как князья, в нашей столице и в наших городах, чтобы продолжал существовать прежний эксплуататорский режим, режим голода, нищеты, дискриминации, злоупотреблений. Некоторые это думали. И, по-видимому, именно они думали, что такой могла стать революция. Были и такие, которые в последнюю минуту даже купили кое-какие боны, сделав и еще кое-что. Как ошибались они! Как ошибались они, полагая, что не будут осуществлены даже некоторые завоевания нашей страны, которые были намечены еще во времена войны 1895 года, что все останется так, как было! Ясно, что наша честная политика, революционная политика, которая ведется в соответствии с ходом истории, в согласии с чувствами и интересами слаборазвитых и эксплуатируемых народов всего мира, которая соответствует интересам и национальной чести,— нелегкая политика. Она неизбежно должна была стать жертвенной политикой, ибо, раз мы желали избавить наш народ от невежества, безработицы, голода, нищеты; раз мы собрались развивать нашу экономику, свою собственную экономику, независимую экономику, а вместе с независимой экономикой вести и независимую политику, которая покончила бы с безработицей, невежеством, нищетой, отсталостью, бедностью, бескультурьем, болезнями, с тем безрадостным положением, в котором находилась подавляющая часть нашего народа, мы должны были вести последовательно революционную политику. Если бы мы не вели ее, мы не смогли бы осуществить все это. Осуществление же ее означало сопротивление империализму со всеми его силами, и мы это сделали. Разумеется, руководители революции должны быть революционерами; если бы мы не были революционерами, мы попросту не смогли бы совершить революцию. Я просто хочу сказать этим, что настоящие революционеры, то есть большая эксплуатируемая часть народа, готовы были принести те жертвы, которые были необходимы, они готовы заплатить той ценой, которая понадобится, ради осуществления всего этого. Эгоист, безучастный человек, человек, лишенный чувств, продажный человек мог бы сказать, что лучше было бы не создавать себе трудностей, что лучше было бы уважать все эти интересы. Только они это могли сказать, они это и сказали. Мы же должны были выбирать между тем, чтобы остаться под игом, терпеть эксплуатацию, мириться с наглостью империалистов, терпеть и далее здесь послов янки, которые продолжали бы командовать, держать и далее нашу страну в состоянии нищеты, в которой она пребывала, или осуществить антиимпериалистическую революцию, осуществить социалистическую революцию. И для нас здесь не было альтернативы. Мы избрали единственно честный путь, единственно возможный по отношению к нашей родине путь, соответствующий традициям наших ≪мамби- сес≫ *, традициям всех тех, кто боролся ради блага нашей страны. Таков путь, по которому мы следовали: путь антиимпериалистической борьбы, путь социалистической революции. Ибо здесь не было места ни для какой другой позиции; любая другая позиция была бы позицией фальшивой, абсурдной. И мы никогда не встанем на такую позицию, никогда не станем колебаться в этом вопросе, никогда! ИМПЕРИАЛИСТЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПИТАТЬ НИ МАЛЕЙШЕЙ ИЛЛЮЗИИ В ОТНОШЕНИИ НАС Империалисты __________должны знать твердо, раз и навсегда, что никогда у нас не будет ничего общего с ними; империалисты должны знать, что, сколь бы ни были велики наши трудности, какой бы тяжелой ни была наша борьба по строительству нашей родины, борьба за построение будущего нашей страны, за подлинно достойную историю нашей страны, им не следует питать ни малейших иллюзий в отношении нас. Многие не понимали этого, но теперь они все понимают. И они будут понимать с каждым разом все более. И для всех нас это становится все более ясным, более очевидным, более неоспоримым. Таков был путь, по которому должна была идти революция: путь антиимпериалистической борьбы и путь социализма. Иными словами, это означало национализацию всех крупных промышленных предприятий, крупной торговли. Национализация общественной собственности на основные средства производства, планируемое развитие нашей экономики такими темпами, какие позволяют нам наши ресурсы, позволит помощь, которую мы получаем из- за рубежа. Помощь эта оказалась подлинно благоприятствующей нашей революции, мы теперь располагаем помощью и солидарностью, которые позволяют нам без непосильных жертв,—эти огромные жертвы были принесены другими народами,—двигать вперед нашу революцию. Итак, нам нужно было осуществить антиимпериалистическую и социалистическую революции. Хорошо. Антиимпериалистическая 1 Мамбисес —так назывались участники освободительной борьбы на Кубе начиная с Десятилетней войны 1868—878 годов. и социалистическая революции должны составлять единство, слиться в единую революцию, ибо революция есть только одна. И такова великая диалектическая правда человечества: империализм, а против империализма —социализм. В результате: победа социализма, поражение капитализма и империализма, установление эры социализма, а затем эры коммунизма. Пусть никто не пугается, коммунизма пока еще не будет —я это говорю на случай, если здесь остался еще какой-нибудь антикоммунист,— он наступит не раньше, чем лет через 30. Вот в двух словах о том, дабы это поняли даже наши враги, что представляет собой марксизм; нельзя перепрыгнуть через исторический этап. Возможно, что некоторые слаборазвитые страны могут сегодня миновать один исторический этап, я говорю о капитализме; иными словами, можно начать развитие экономики страны путем планирования, путем социалистического строительства, но именно социализм нельзя перескочить. Даже Советский Союз после 40 лет своего существования только теперь начинает строительство коммунизма и рассчитывает значительно продвинуться на этом пути через 20 лет. Таким образом, мы находимся на этапе строительства социализма. Социализм, но какой социализм мы должны строить? Утопический социализм? Мы должны были воспользоваться учением о научном социализме. Поэтому я и стал вам говорить со всей откровенностью, что мы верим в марксизм, верим, что марксизм является самой правильной, самой научной теорией, единственно настоящей теорией, подлинной революционной теорией. Я здесь говорю это, испытывая полное удовлетворение, со всей искренностью своего убеждения: я марксист-ленинец и буду марксистом- ленинцем до последнего дня своей жизни. Что я такое сегодня? Наполовину ли я марксист-ленинец? Мы, революционеры, ни в чем не умеем действовать наполовину, мы умеем быть убежденными во всем на все 100 процентов. Этому мы отдаем все наши силы, всю нашу энергию, этому посвящаем себя целиком; помимо этого вызывает огромное удовлетворение и тот факт, что мы в 18 лет были еще неграмотными, но чувствовали себя революционерами, как я это чувствую сейчас, в тридцать с лишком лет... (лишек, я думаю, составляет шесть лет). За 18 лет я научился кое-чему, но сколько нам еще осталось! И это мы говорим народу с полной откровенностью, честно, ясно, так, как я говорил народу всегда,—с полной откровенностью. НА МЕНЯ ТОЖЕ ВЛИЯЛА ПРОПАГАНДА ИМПЕРИАЛИЗМА И РЕАКЦИИ Были ли у меня предубеждения?.. Думаю, что об этом стоит поговорить. Был ли я предубежден против коммунистов? Да. Подпадал ли я иногда под влияние пропаганды империализма и реакции против коммунистов? Да. Что я думал о коммунистах? Считал ли я, что они бандиты? Нет, вовсе нет; к коммунистам я всегда —в университете и повсюду —относился как к честным людям, честным... Ну, ладно, в этом нет никакой особой заслуги, ибо почти все признают это за ними. Думал ли я о них, что они сектанты? Да. Вот мнение, которое у меня было о коммунистах, но чем это было вызвано? Я совершенно убежден, что такое мнение, которое у меня было о коммунистах —не о марксизме, не о коммунистической партии,—сложилось, как и у многих других людей, просто в результате пропаганды и бесчисленных предрассудков, распространявшихся у нас практически почти со школьной скамьи, в университетах, повсюду, в кино и во всех других местах. Словом, это было так. Считаю ли я, что и они могли ошибаться? Да, я считаю, что они могли ошибаться, могли ошибаться и Маркс, и Энгельс, и Ленин, ведь они же первые признали, что могут ошибаться, могут совершать ошибки, ибо они не считали себя непогрешимыми. Мнение о членах коммунистической партии? Оно соответствует их действительным заслугам; я думаю: в течение длительного времени они пребывали в неизвестности, подвергались нападкам, их отовсюду исключали, повсюду отстраняли; создавался ли какой- нибудь комитет —их стремились не допустить туда, их хотели не допустить туда, считая, что это-де некая ≪чума≫, им не давали публиковать никаких заявлений в газетах; учитывая все, мы должны признать, что это следует отнести к их огромной заслуге, огромной честью стало быть коммунистом. А сегодня... О, сегодня мы возложим это на себя, сочтем своею обязанностью, дабы это стало честью, разумеется, сочтем своей обязанностью сделать так, чтобы быть коммунистом стало честью! И было большой заслугой считаться коммунистом в те времена, когда, как мне рассказывал Феликс Торрес, его переводили из тюрьмы Санта-Клара и он должен был идти до Ягуахая пешком, пешком до Ягуахая! И сколько такого же рода жертв и усилий пришлось ему вынести. Быть коммунистом тогда, когда их преследовали, когда для них были закрыты все двери, все издательства, все газеты, все возможности, было заслугой; это мы должны признать. Быть коммунистом в те времена было намного большей заслугой, разумеется, чем стать им сегодня. Сегодня уже иные условия. Поэтому я и говорю: мы должны приложить все усилия, чтобы социалисты, марксисты стали подлинными марксистами, в полном значении этого слова, дабы быть готовыми ко всем случайностям. Наконец, я хотел сказать, что у меня было предубеждение и против социалистической партии, возникшее главным образом во время кампаний. Я признаю это с той честностью, с какой следует это признавать. Я отнюдь не заискиваю перед социалистами, я говорю это теперь, когда мы прочно объединились, все стали товарищами, все стали социалистами., В какие-то моменты, в начальный период революционного движения, у нас были трения, вызванные, по-видимому, какими-то различными концепциями, какими-то различиями, главным образом тем, что мы не старались понять друг друга. Я должен также сказать, что здесь были люди, ставшие жертвами интриг в первые же дни; каждый раз, как только что-нибудь случалось, тут же говорили, что виновата в этом группа коммунистов, вызвавшая трудности и ≪бунт≫. Должен сказать даже, что в какой-то момент и я поверил, что именно коммунисты вызвали ≪бунт≫ в одном месте, где группа людей с кольями окружила одного гражданина; даже меня заставили поверить в это, я должен заявить это здесь. Потом же я выяснил, что меньше всего были виноваты коммунисты в том, что вспыхнул ≪бунт≫, что виноваты были именно раскольнические элементы, они и спровоцировали веоь тот ≪бунт≫ с кольями против нескольких граждан. ПРОЙДЕННЫЕ ЭТАПЫ Таким образом, на первом этапе приходили в столкновение два фактора: по существу, сталкивались предубеждения, целый ряд их. Если хоть один так называемый коммунист работал в какой-нибудь области, то использовать этого коммуниста надо было почти нелегально, так как немедленно ЮПИ, АП и все американские газеты начинали вопить, будто 10, 12, 15 коммунистов (хотя он только один!) работают в указанной области. Любопытно, что уже в те дни эта пресса всех наших товарищей именовала коммунистами, хотя многие из них вовсе не были членами коммунистической партии, являясь участниками ≪Движения 26 июля≫; но уже тогда на них указывали пальцем, выискивая у каждого что-нибудь такое, за что можно было бы назвать его коммунистом. Проводимая ими кампания имела даже некоторый отклик в тех или иных более или менее значительных районах, оказавшихся под влиянием пропаганды антикоммунизма и империализма. К счастью, благодаря общим усилиям тот этап был преодолен. Я думаю, что в первые дни отрицательно сказывалось отсутствие взаимодействия между различными организациями, мы до некоторой степени действовали каждый сам по себе. Но сама революционная борьба заставляла нас все более вступать в контакт между собой, с каждым разом обсуждать все больший круг вопросов, все больше обмениваться мнениями и все настойчивее добиваться объединения. Должен сказать об одном обстоятельстве из нашего тяжкого опыта; если будут писать историю этого этапа, если захотят отметить какую-либо заслугу данной революции, пусть укажут, что социалистическую революцию мы осуществляли без социалистов, ибо в те времена антикоммунистические предрассудки были столь велики, что, если на какую-нибудь скромную должность назна136 чался служащий-коммунист, тотчас же поднималась волна протестов, возникало недовольство, начинались всякие интриги. Уже тогда наши мероприятия были социалистическими, я имею в виду мероприятия по созданию народных имений, кооперативов, национализированных предприятий,—все это были социалистические предприятия; у нас были чудесные товарищи, честные товарищи, участники революционного ≪Движения 26 июля≫, они нужны были для этих дел, но их не хватало, даже и теперь людей не хватает! Откуда же мы их тогда могли взять? В те времена был непочатый край работы... Хотя, разумеется, наши задачи все возрастали. Так вот, одним из самых трудных обстоятельств тогда было то, что надо было осуществить социалистическую революцию без социалистов. Когда начался процесс объединения революционных сил и революционных организаций, антикоммунизму был дан бой, и он стал исчезать, пришло наконец время, когда стало легче, можно было отдохнуть от интриг и раскольничества, а членам социалистической партии можно было поручать исполнение ряда обязанностей. Итак, что же означало это объединение? Каково значение объединения всех революционных организаций? Оно дало нам наряду с другим кадры, сотни, тысячи, тысячи испытанных людей, людей, которые прошли сквозь невзгоды, через жестокие, тяжкие испытания, людей, имевших политическую подготовку. И теперь еще я вспоминаю, как приходили некоторые люди и спрашивали: ≪Когда мы разработаем программу ≪Движения 26 июля≫?≫ А я отвечал им: ≪Разве можно разработать для ≪Движения 26 июля≫ иную, не марксистско-ленинскую программу? Для чего мы будем создавать две марксистско-ленинские программы? ≫ Такова действительность. Думать иначе означало бы витать в облаках. Итак, объединение дало нам кадры, тысячи нужных, первостепенной важности людей, необходимых для социалистического строительства; к нам перешли все кадры Революционного директората, но и у них также не было такого количества опытных кадров, какие имела социалистическая партия, а ведь были люди, которые говорили: ≪Не надо, ведь они хотят захватить то, хотят захватить это!≫ Нужно ничего не понимать, быть полным невеждой в вопросе о том, что такое подлинный революционер, чтобы думать, будто тот или иной революционер хочет захватить что-то. Мы знаем, что все революционеры, работающие сегодня, очень много трудятся, знаем, что людей не хватает и объем работ огромен; многие товарищи, будучи в армии, предпочитают идти в военную академию, а если они на административной работе, предпочитают уходить в школу революционного образования, считая это отпуском, то есть в школу на всем готовом революционер приходит как на отдых, в сравнении с той работой, которую он ведет. К АД РЫВ СЕ Х Р ЕВ ОЛ ЮЦ ИО НН ЫХО РГ АН ИЗ АЦ ИЙ Сегодня революция может располагать всеми кадрами всех революционных организаций. Социалистическая партия сделала важнейший вклад, предоставив свои кадры старых членов партии, воспитанных на социализме, воспитанных социалистической партией. Молодые кадры предоставил Директорат; ≪Движение 26 июля≫ не могло дать политически подготовленные кадры, обладающие долголетним опытом работы, однако ≪Движение 26 июля≫ предоставило много молодых людей, энтузиастов, обладающих революционным призванием, людей с опытом, приобретенным в борьбе за завоевание власти. Иными словами, все мы сделали в той ил и и но й степени свой вклад в революцию кадрами и предоставили ей свои основные силы. Эти силы были призваны объединиться в одну, единую организацию, они вошли в ОРО. Это не было легким делом, то был длительный процесс; в конце концов были созданы Объединенные революционные организации Кубы. Проявления сектантства исчезли в той самой степени, в какой исчезала исключительность, в той самой степени, в какой перестали изгонять отовсюду людей только потому, что они были социалистами; естественно, что стали исчезать сектантство и его проявления. Стали исчезать также некоторые левацкие заскоки; в ряде случаев левизна, которую именуют ≪детской болезнью≫, разумеется, не должна отождествляться с революционной твердостью. Левизна —■ такое же проявление мелкобуржуазного духа в революционном движении, как и другие, и против левизны надо бороться так же, как и против сектантства. Но многое наш народ уже сумел понять, он имел время избавиться от некоторых предубеждений, которыми обладали многие люди, люди, которые представляли себе социализм как нечто ужасное, бесчеловечное, жестокое, ведущее к рабству, а ведь все это следует отнести к империализму, тогда как империализм пытался приписать это социализму. Итак, мы живем при социалистическом строе. Насколько отличен социалистический строй от всего того, что говорилось о социализме! Различие это столь огромно, что даже те, кто испытывал трудности, например реакционное духовенство — у него были затруднения в связи с революцией,—избавились от этих трудностей благодаря социалистам, благодаря им они их не имели; ведь никто не стал закрывать церкви, запрещать и преследовать за религиозные убеждения, все получилось отнюдь не так; понимая, что религиозные чувства существуют у части народа, революционная власть должна была... считаться с этими религиозными чувствами, и она их уважает, предоставив верующим все возможности исповедовать свою религию; была начата борьба против революционного режима, когда стала распространяться клевета, будто родители будут лишены своих родительских прав над детьми. Дейст138 вительность показала народу, кто именно лишал родителей прав на своих детей. Кто же это были? Это были те палачи, которые расстреливали молодежь, те контрреволюционные преступники, которые убивают шестнадцатилетнего парня, учительствующего в школе, и тем самым лишают его мать навсегда ее родительских прав, лишают ее любви, заботы и надежды на то, что ее ребенок вернется домой; они не только его убивают, но еще и пытают его. Зачем они его пытали? Для того ли его пытали, чтобы заставить выдать тайну революционера, как это делалось во времена Батисты? Нет, они его пытали вовсе не для того, чтобы он выдал им тайну, они его пытали, просто чтобы дать волю своей жестокости, только потому, что этот парень обучал людей грамоте. Разве мог он знать какую-либо тайну? Все это было проделано не для того, чтобы заставить его выдать тайну; они нанесли ему 14 ударов шилом, его искололи, просто чтобы поиздеваться над ним, чтобы причинить ему боль, чтобы заставить его страдать, чтобы вселить ужас во всех других матерей. Мы показали вам, как родительские права на детей отнимает эксплуататорский капитализм, это он отрывал крестьянок от полей, чтобы заставить их идти в прислуги, чтобы затем вынудить их повернуть на путь проституции; мы показали, что именно капитализм готовил такую судьбу дочерям рабочих и дочерям крестьян. И только социализм ликвидирует неграмотность, только социализм сумел обучить грамоте миллион кубинцев, именно социализм разрабатывает план искоренения проституции; социализм обучает домашних работниц машинописи и стенографии, социализм ликвидирует безработицу, социализм отправляет учителей в самые отдаленные уголки страны, где некоторые из них сражаются и умирают, защищая родину от империализма; социализм открывает больницы, социализм прокладывает дороги, социализм открывает клубы, детсады, организует общества молодежи, развивает культуру и борется за счастье своего парода; вот что наш народ получил... СЛИШКОМ ВЕЛИКОДУШНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВРАГАМ Социализм —это такой строй, который относится к врагам великодушно, даже слишком великодушно. Общественный строй, во власти которого оказывается более тысячи попавших в плен наемников —предателей, платных агентов Центрального разведывательного управления и Пентагона, высадившихся здесь под защитой иностранных кораблей; во власти этого строя оказываются захваченные в плен 500 контрреволюционеров, причем многие из них преступники, убийцы, успевшие уже совершить ряд преступлений против крестьян; даже по отношению к ним этот строй не применяет самой высшей меры наказания; ведь это социалистический строй, и нам, его носителям, больно видеть, как на нашу сдержанность, великодушие отвечают трусливым убийством шестнадцатилетнего парня, убийством подлым, бесчеловечным. Разве не ясно теперь, что такое социализм? Свою власть, которой он располагает, социализм не употребляет во зло, не злоупотребляет ею; социализм сохраняет выдержку, он полон ответственности, борется за преодоление всех недостатков, борется за устранение крайностей, местничества, против злоупотреблений, против несправедливости,—все это делается просто потому, что это социалистический строй; просто потому, что это и есть все то, чему учили Маркс и Энгельс, за что боролся Ленин, за что боролись все революционеры; они ведь боролись за лучшую жизнь для человека, за более счастливую жизнь для народа, за более свободную жизнь для народа, за жизнь, которая сменит режим угнетения трудящихся одним классом, эксплуататорским классом, на рабочую демократию, которая, по марксистской терминологии, так и называется диктатурой пролетариата. Но если она называется диктатурой пролетариата, это не значит, что она осуществляет насилие, убийства, преступления; нет! Это все синонимы диктатуры буржуазии; да, диктатура буржуазии означает насилие, преступление, грабеж, несправедливость, произвол. Господство пролетариата означает попросту, что рабочий класс берет власть, чтобы на определенном историческом этапе подавить другие, эксплуататорские классы, против которых он выступает, осуществляя свою власть на протяжении всего этапа строительства социализма; лучшим доказательством злобы отстраненного от власти класса, необходимости его подавления является убийство этого мальчика в Тринидаде; это убийство —очевидное проявление ненависти и садизма эксплуататорского класса; это просто-напросто проявление классовой борьбы, сопротивление классов, отстраненных от власти, стремящихся вновь установить свое классовое господство; отсюда ненависть, которую Марти называл ≪брызжущей слюной≫, ненавистью утробной. И эта ненависть, как ни в каком другом, видна в данном случае, ибо только животная ненависть эксплуататорских классов может породить преступление, подобное совершенному в отношении этого молодого парня. Господство рабочего класса, диктатура рабочего класса не означает насилия, преступления, произвола, ибо социализм выступает против этого, ничего общего с такого рода делами социализм не имеет. Социализм борется против всякой несправедливости, исправляет всякую несправедливость, выступает против любого произвола, не допуская его, борется против преступлений и никогда не допустит преступления, никогда не допустит насилия, никогда не допустит коварства, никакого подлого действия. Тем не менее пути человеческие не усеяны розами, а враги рабочего класса, враги крестьян, враги студентов, враги социализма, враги национальной независимости пусть не надеются в этой борьбе на дорожки, усеянные розами. Враги получат ответ, врага сурово остановит рука революции, рука пролетариата, рука народа! П ОЧ ЕМ У Р ЕВ ОЛ ЮЦ ИИП РИ ШЛ ОС Ь Б ЫТ Ь С УР ОВ ОЙ Это значит, что им не придется здесь разгуливать, ибо существует закон, закон, принятый революцией; этот закон революция была вынуждена принять против них, ибо, несмотря на всю осторожность, несмотря на все усилия революции не выйти за рамки обычных мер, несмотря на желание пользоваться властью разумно, несмотря на все усилия революции быть великодушной и соблюдать великодушие, враг поступил иначе; за свою мягкость революция жестоко поплатилась: враг ответил такими преступлениями и таким коварством, таким варварством, что народ понял —с врагами нужно быть суровыми. Мы отнюдь не бесчеловечны, никому из нас не может быть по душе то, что связано с кровью, что ведет к расстрелу; нет, никому из нас это не по душе; никто из нас не является жестоким человеком, однако мы совершенно убеждены, твердо убеждены в том, что с врагами революции следует обращаться сурово, как они того заслуживают; в этой борьбе они столкнутся не с пролетариатом-убийцей, не с пролетариатом- палачом, но с пролетариатом, исполненным твердости и суровости, и он воздаст им по заслугам. Пусть знают, что данный закоп не останется только на бумаге; он принят к исполнению. Само обострение борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорскими классами привело нас к необходимости этой меры, и мы примем все меры, абсолютно все меры, которые будут необходимыми; революция имеет достаточно сил для этого, сил, которые складываются из союза всех общественных революционных сил, из объединения всех этих сил, из входящих в союз всех революционных кадров, образующих мощную революционную вооруженную силу. В этот союз входят все массовые организации, которые создала революция, массовые организации, каковыми являются профсоюзы, молодежные, крестьянские, студенческие организации, комитеты защиты революции, женские объединения; революция располагает кадрами, за нею стоят массы, у нее есть сила, есть власть, которую она может употребить по отношению к врагам революции, может принять меры, которые сочтет необходимыми. Мы повторяем: нам не по душе суровость; все революционеры далеки от желания проявлять суровость по пустяку, проявлять суровость ради удовольствия, одпако мы, революционеры, умеем быть суровыми, если велит долг, и мы будем суровыми настолько, насколько это будет необходимо в отношении врагов революции. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ КУРС РЕВОЛЮЦИИ Я думаю, что все вышеизложенное в достаточной степени объясняет необходимость объединения революционных сил и создапия ОРО, объясняет, чем вызван социалистический курс Кубинской революции. Правда, ≪вину≫ за социалистический курс революции почему-то возлагают на Карлоса Рафаэля Родригеса. Однако марксист никогда бы не обвинял его в этом. Это считается объяснимым для немарксистов, утопистов, всех тех, кто находится в бреду, а они действительно бредят, когда обвиняют народно-со- циалистическую партию, социалистических руководителей в том, что именно в этом направлении пошло развитие революции; такая позиция является попросту результатом недостаточного политического развития, недостаточной революционной подготовки. Мы же, напротив, способствовали этому единству и чувствуем удовлетворение от того, что способствовали этому единству; ведь все мы боремся за то, чтобы создать передовую, крепкую, дисциплинированную и стойкую политическую организацию рабочего класса, организацию Кубинской революции. Как мы стремимся осуществить это? Так, как это делали классические, традиционные партии: обращаясь с призывом к каждому, открывая для каждого настежь двери для вступлепия в эту партию? Нет, не так. Что делали буржуазные партии, находившиеся у власти? Они открывали настежь двери партии, звали каждого; как только партия приходила к власти, она немедленно приобретала миллион сторонников. Когда мы были наивны и ничего не понимали в политике, мы принимали на веру то, что писалось в газетах, а в них писалось следующее: ≪Фактическим доказательством того, что собой представляет Советский Союз, является тот факт, что Коммунистическая партия насчитывает всего 7 миллионов членов на 200-миллионное население≫. Капитализм, империализм хотел этим сказать, что партия, дескать, составляет незначительное меньшинство! Разумеется, они хотели заставить нас рассматривать марксистскую революционную партию сквозь ту же призму, что и буржуазную партию. Ведь в буржуазной партии —чем больше людей в ней состоит, тем больше бахвальства; буржуазная партия практически не имеет своей идеологии; она защищает интересы класса, кучки политиканов, определенной группы людей, и чем больше у нее сторонников, тем больше бахвальства, тем больше возможностей для синекур. Их отнюдь не заботит то, что думают члены этой партии; но они пытаются очень тонко скрыть от них, что марксистская партия —это революционная, передовая партия, правящая партия, партия, которая отбирает своих членов; если бы в Советском Союзе стали вербовать в партию, то у нее были бы десятки миллионов членов. Правящая партия руководит и работает с помощью массовых организаций; эти организации являются приводными ремнями руководства массами; они ведут революционную работу, являются базой революционной работы; революционная партия —это партия, которая создается путем строгого отбора своих членов, она руководит, направляет и работает с людьми главным образом через свои массовые организации, через профсоюзы, молодежные организации, женские федерации, через комитеты защиты —в даином случае комитеты защиты —создание Кубинской революции; они также являются всеобъемлющими массовыми организациями,—крестьянские ассоциации, кооперативы; народные имения уже входят в профсоюзы. Короче, партия руководит и направляет свою работу через различного рода массовые организации трудящихся. Поэтому эталон, к которому должна стремиться политическая организация Кубинской революции, должен быть прежде всего эталоном отбора и качества; партия не должна быть лишь количественной организацией, она должна быть качественной организацией. Следует сказать, что так как партия наша является результатом объединения различных революционных организации, то логично, что на этом первом этапе соблюдается еще этот порядок слишком строго и точно, ибо одной из задач, поставленных в процессе образования этой партии, в процессе формирования этой революционной силы, является задача подготовки революционных кадров. Иначе говоря, на этом первом этапе объединения требования, предъявляемые к членам, не будут столь строгими, какими они должны быть в будущем, ибо резонно, что все они принадлежали к различным организациям, которые теперь должны объединиться в одну организацию, что многие из них находятся в процессе учебы, подготовки и повышения своего уровня. БУДЕТ ПРЕДЪЯВЛЯТЬСЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К ТЕМ, КТО СОБИРАЕТСЯ СТАТЬ ЧЛЕНОМ ЕДИНОЙ ПАРТИИ РЕВОЛЮЦИИ Эта организация будет немногочисленной организацией, то есть по числу членов она не будет организацией слишком большой, ибо мы будем проявлять требовательность в отношении соблюдения условий приема в политическую организацию революции. Иными словами, с каждым разом будут предъявляться все большие требования, все большие требования к члену Единой партии социалистической революции; мы будем соблюдать критерий строгого отбора. Без сомнения, лучше произвести отбор до того, как человек вступит в партию, чем это делать тогда, когда падо уже исключать его. Помимо того, мы убеждены, что энтузиазм масс столь велик, революционный дух масс таков, что партия, создаваемая в этих условиях, при этом будет развиваться; у нее есть все условия для привлечения в свои ряды лучших, наиболее передовых элементов из среды масс, чтобы сделать их членами своей организации. Главное в том, чтобы это были действительно самые лучшие из народа, самые лучшие из массовых организаций, чтобы это были люди, заслуживающие этой чести, чтобы они были достойны славной роли членов Единой партии социалистической революции., Но мере того как партия будет становиться именно такой, ее все более и более будут ценить трудящийся, крестьянин, интеллигент, любой гражданин; поэтому необходимо разъяснить, что каждый гражданин может стать членом Единой партии социалистической революции независимо от того, является ли он рабочим или нет; иными словами, двери партии открыты для каждого настоящего революционера, который сочувствует революции и готов выполнять ее поручения, готов полностью и искренне принять программу Единой партии социалистической революции. Это, значит, первое; критерий отбора будет с каждым разом все более строгим, дабы в эту организацию, которая является передовой руководящей организацией революции, вступало действительно все лучшее. Естественно, что некоторые товарищи могут спросить о тех или иных организационных проблемах. Мы хотим сказать нечто являющееся важным. В Единую партию социалистической революции вступают на равных правах и па одинаковых условиях члены различных революционных организаций; никаких преимуществ не дает то, что кто-то был членом социалистической партии в течение 20 лет, как нет никакой дискриминации и для того, кто был членом ≪Движения 26 июля≫ или Революционного директората. Все вступают в партию абсолютно на равных правах! Мы должны избежать крайности и всего того, что является ошибочным, избежать, с одной стороны, таких случаев, когда говорят: ≪Я 30 лет в партии, а я 20 лет≫, и потому хотят оказаться в сторонке, думая, что их революционной биографии уже достаточно; а, с другой стороны, если человек вступает вновь, то это не.дает ему права думать, будто он не обязан знать то, что положено знать о проблемах социализма и проблемах революционной теории, будто он не обязан пунктуально соблюдать все правила. То есть сегодня мы должны... приложить все усилия для создания самого широкого и самого прочного объединения партии, приняв в качестве основы это положение, которое должно всеми нами соблюдаться. В первое время были люди, которые заявляли: ≪Я был в Сьерре≫. Эти люди бредили своим: ≪Я был в Сьерре≫. Имелись и такие, кто вовсе не был в £ьерре. Теперь появились люди, которые заявляют: ≪Я уже 15 лет как коммунист≫,—а ничего общего с коммунистами он никогда в своей жизни пе имел. Так вот, выражения: ≪Я был в Сьерре≫, как и ≪Я был коммунистом в течение 15 лет≫, мы должны выбросить из своего словаря. Настоящий революционер должен отказаться от такой позиции. Кичиться тем, что ≪Я-де был коммунистом≫, ≪Я подкладывал бомбы≫ или ≪Я был в Сьерре≫, не следует ни в коем случае. Каковы бы ни были заслуги, товарищи, какие бы заслуги ни были у каждого, есть еще высшая заслуга, и эта заслуга еще впереди. Разве справедливо было бы заявить какому-нибудь мили- сиано: ты нахлебник? Помните тот слушок, тот лозунг, который попыталась подкинуть реакция? Она попыталась разъединить ми- лисцапо и повстанческого солдата, вбить клин между ними; некоторые люди дошли даже до того, что отдались во власть этого ошибочного чувства, кое-кто позволил себе увлечься этим мнением о милисиано, будто тот ничего не сделал. А что тогда думать о тех ста милисианос, которые пали вместе с солдатами и с частями революционной полиции! Что же об этом думать сегодня, когда мы видим фото одного молодого рабочего, который погиб, сражаясь на Плая-Хирон, который отдал свою жизнь, оставил вдовой свою жену и сиротами своих детей! Не станет ли по-настоящему стыдно всякому, кто вспомнит, что как-то он бросил в лицо кому-то, что тот был милисиано и не был в Сьерре? А битва на Плая-Хирон, может быть, и она не была исторической битвой, столь же славной, как и любая другая битва, которая войдет в историю как великая победа кубинского революционного народа над империализмом япки? Кто погиб, кто пал там? Разве не должны мы сегодня снять шляпу, склонив голову перед героями, которые пали там, даже если они и не были в Сьерре, даже если опи не были коммунистами 15 лет, даже если они и не подкладывали бомбы? Ведь в чем же тогда самая большая заслуга? На протяжении длительного времени все, что сделано, то сделано: все, кто пал, все, кто погиб,—все это было бы напрасным, если мы не сумеем двинуть вперед дело революции. Наши заслуги еще впереди, они в свершении того, что еще не сделано, заслуги еще впереди. Кто знает, какие битвы нас ждут впереди? Кто мог бы сказать об этом шестнадцатилетнем парне, фотография которого в одиннадцатилетнем возрасте появилась здесь недавно,—кто мог бы сказать раньше, что ребенок, сидящий за партой, этот ребенок ныне станет героем родины, замечательным символом родины, символом культуры на Кубе и в Америке? И может ли кто отнестись с пренебрежением к этому шестнадцатилетнему пареньку, который обучал грамоте людей, если сегодня всякий преклоняется перед его именем и его памятью? НАША ЗАСЛУГА БУДЕТ В ТОМ, ЧТО МЫ СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ СЕГОДНЯ И ЧТО СДЕЛАЕМ В БУДУЩЕМ Кто знает, какие битвы мы должпы будем еще вести, кто знает, какая борьба еще нам предстоит? Зачем нам думать, что наша заслуга в том, что сделано в прошлом? И почему не думать, что наша заслуга будет в том, что мы сделаем все вместе сегодня и что мы сделаем в будущем? Если бы мы могли делать это все вместе с самого начала! Если бы мы могли делать это все вместе с самого 1 января! Если бы мы могли делать это все вместе всегда, так же как большевики все вместе осуществили свою революцию в 1917 году! Воодушевимся же той задачей, которая стоит перед нами, отдадимся ей всей душой, так же как от всей души мы разговаривали сегодня здесь; я говорил здесь честно и откровенно, ибо прежде всего каким должен быть революционер? Он должен быть честным и откровенным; мы должны войти в историю, которую мы должны делать все вместе; в историю, которую должна написать ОРО, в историю, которую должна написать Единая партия Кубинской социалистической революции. Этой историей и этой борьбой, теми задачами, которые стоят перед нами,—вот чем мы должны воодушевиться. Кто сможет вступить в Единую партию социалистической революции? Все, каждый честный кубинец, каждый кубинский революционер. Будут ли для кого-н Date: 2015-09-05; view: 346; Нарушение авторских прав |