Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Грамматика сотворения а наших снах





 

Последняя человеческая свобода – свобода выбирать мировоззрение… выбирать свой собственный путь.

Виктор Франкель

 

Акт созерцания создает созерцаемую вещь.

Исаак Дизраэли

 

Мы все знаем, насколько неясными могут быть сны, и это мука для всех, кто хочет работать с ними. В этой главе вы узнаете, как изменение намерений во время сна создает фрагментированную смесь сцен, которая кажется нам столь мучительной.

Древние духовные традиции учат, что наши сознательные намерения взаимодействуют между собой и создают вселенную, в которой мы живем. «Мы – то, что мы думаем, – приводятся слова Будды в древнем сочинении „Дхаммапада“. – Все, что мы собой представляем, есть результат наших мыслей. Наши мысли создают мир».

Эта древняя философия отражена в принципах осознанного сновидения, подтверждающего, что, когда мы спим, мы создаем нашу собственную реальность. В снах реальность непосредственно связана с нашими мыслями, отношениями и намерениями в дневной жизни. Именно они определяют, к лучшему или худшему будет разворачиваться каждая новая сцена сна.

Хотя гадание, медитация, молитва, друзья, семья, любимые тоже могут помочь нам в пути, зеркало снов – это то, что в «Зогаре», древнем каббалистическом тексте, называется «зеркалом света». Это один из непосредственных источников знания, доступных нам. Сны предлагают дар пробужденного сознания, и мы сможем получить его, если будем изучать прекрасный язык и грамматику снов.

Карл Юнг высказал великую мысль: «Мы знаем, что маска бессознательного нежесткая, она отражает лицо, которое скрывает. Враждебность придает ей угрожающий вид, дружелюбие смягчает ее черты». Следовательно, наставники отражают наши внутренние установки и ценности (намерения) и указывают путь. Даже пейзаж и обстановка во сне отражают наши установки и восприятие. Как вы узнаете из следующих глав, наша задача как исследователей снов в первой половине Путешествия состоит в том, чтобы освободиться от привычного образа мыслей, чтобы воспринять истину, сокрытую под темной пеленой предположений – пеленой, которой мы окутываем своих наставников. Когда научимся избавляться от этих предположений, мы поймем, что наставники – то прекрасное зеркало, которое мы искали. Суфийский ученый Левелин Воэн-Ли сказал, что настоящий учитель – «это зеркало, в котором ищущий сначала увидит мельком, затем приглядится и, наконец, признает свое подлинное „Я“». Это верно и в отношении наставников, приходящих к нам из того же Источника, имеющих ту же природу и ничем не отличающихся от мастера дзен, даосского мудреца или суфийского учителя. Все они ждут, когда искатель снимет покрывало с их истинной сущности.

В духовной практике нас постоянно призывают смотреть на окружающий мир с отношением «я также и это» и помнить о том, что мы едины с миром и никого не должны осуждать. Если мы игнорируем или отрицаем что-либо в своих снах, оно становится враждебным, а то, что принимаем, возвращается с любовью. Этот принцип часто получает отражение в сказках и преданиях. Например, отвратительная жаба или чудовище превращается в принца, когда мы хотим его поцеловать или обнять.

По существу, наставники отражают наши намерения, добрые или злые. Давайте для начала разберем несколько примеров. Моя клиентка Эйлин, считавшая себя недостойной любви, думала, что ее участь – одни разочарования, и что «хорошее случается с другими людьми». Вот ее простой сон.

 

В офис вошел мой друг и подошел к столу, неся красивый букет цветов. Я подумала: «Они настолько красивы, что не могут предназначаться мне». Цветы тут же завяли и засохли в его руках.

 

Этот яркий сон стал поворотной точкой в жизни Эйлин. Она увидела и осознала эту свою установку: «Я никогда не получу любовь» и поняла, что именно установка лишает ее любви и обрекает на постоянные страдания. Ей пришлось задуматься, сколько раз она переживала ту же драму в дневной жизни, не замечая проявлений любви со стороны других людей, не отвечая на них и позволяя их любви засохнуть. Осознав свою низкую самооценку, Эйлин открылась радостным возможностям в жизни. «В области сознания, – сказал Джон Лилли, – то, во что ты веришь, либо истинно, либо становится истинно».

Вот другая иллюстрация той же мысли. Патриция уже не надеялась почувствовать себя комфортно с самой собой. Она поделилась со мной своим отчаянием: «Я даже представить не могу, что это такое – расслабиться и жить, не пытаясь постоянно что-нибудь контролировать. Я знаю, что этого не случится, потому что постоянно жить в зоне нельзя». Когда мы говорили с Патрицией о том, чего она боится, она вспомнила этот сон.


 

Я сижу на траве вместе с пятью другими женщинами, они смеются, смотрят в небо, показывают на то, что видят: «О! Это облако напоминает по форме лягушку! А это красивая птица!» Но я не вижу того, что видят они: что-то мешает мне видеть.

Потом я вижу у одной из женщин то, что показалось мне грыжей, и говорю, что это, наверное, очень больно. Она говорит, что вовсе нет, и предлагает мне коснуться ее. Прикоснувшись к ней, я чувствую жжение в пальце и думаю, что чувствую ее боль. Но она повторяет, что не чувствует никакой боли. Остальные женщины тоже прикасаются к ней, и никто из них не чувствует боли, только я.

 

В этом сне удовольствие видеть то, что хочешь видеть, доступно всем женщинам, но что-то мешает Патрисии увидеть открытые перед ней возможности. Это «что-то» – ее ожидание, что во всем обязательно должно быть какое-то страдание и эмоциональная боль («Ты просто не можешь жить все время в зоне»). В результате Патрисия чувствует боль даже тогда, когда ее нет, потому что ожидает боли – и во сне, и в дневной жизни. «Когда идея полностью занимает сознание, – сказал великий йог XX века Шри Шивананда, – она обращается в определенное физическое или психическое состояние».

Обратите внимание, что наставники Патриции не соглашались с ее восприятием. Это совет, который дает сон. Если другие люди или существа воспринимают что-либо в ваших снах не так, как вы, подумайте: может быть, и вам стоит изменить точку зрения? Боль, которую чувствовала Патриция, отрицали все пятеро женщин, в том числе и больная. Исключениями из этого правила являются сны Просветления и Возвращения, в которых мы сами становимся своими наставниками или учимся ими быть. (Вы прочтете больше о таких снах в четвертом и пятом разделах.)

А до тех пор нужно помнить мудрый совет Королевы из «Алисы в стране чудес» об ограничениях восприятия, которыми мы сковываем реальность:

 

«Бесполезно пытаться, – сказала Алиса. – Нельзя верить в то, чего не бывает». – «Может, и так, – сказала Королева. – Когда мне было столько лет, сколько тебе сейчас, я занималась этим по полтора часа в день. Иногда я успевала поверить сразу в шесть невозможных вещей, и все это до завтрака».

 

Идея о том, чтобы чувствовать себя слишком хорошо или чувствовать себя хорошо слишком долго, вызывает у многих страх показаться эгоистичным или эгоцентричным – универсальный страх, который лишает способности меняться и расти. (Вы можете прочесть больше о наших трех главных страхах во время Путешествия в разделе II.)

Мы с Патрицией поговорили о том, как ее ожидания создают ее реальность, и она смогла увидеть мир глазами пятерых своих наставниц. И когда она это сделала, гнетущее чувство, мучившее ее в течение последней недели, как и мигрень, с которой она проснулась утром, исчезли в течение нескольких минут. Это сдвиг восприятия оказался для нее задачей не сложнее, чем увидеть облако как лягушку или птицу.

Мой друг Рик, противоречиво относившийся к мистике (в целом снисходительно, но с увлечением слушая рассказы других людей об их духовном опыте), поделился со мной своим сном.


 

На заднем дворе вдруг появляется пруд, и я вижу, как из него выходит желто-зеленый леопард. Я не пугаюсь, и он никак мне не угрожает. Но когда я подзываю его, он становится агрессивным и нападает на меня.

 

Если в нашем сне что-то меняется, мы должны подумать о своем восприятии опыта, который этот сон подразумевает. Когда я спросил Рика, с каким чувством он подозвал леопарда, он признался: «Ну, эти цвета и вообще… я подумал, что он выглядит достаточно глупо для леопарда». Значит, он не испытывал к леопарду никакого уважения. Это, в общем-то, нормально в дневной жизни. Хотя можно предположить, что враждебное или осуждающее отношение человека к кому-то вызывает естественную негативную реакцию. Почему во сне не может быть то же самое?

Клиент рассказал мне подобный сон с другим отношением к окружающим и, соответственно, с другим результатом.

 

Мне приснилась красивая черная пантера. Я смотрел на нее и чувствовал все большее восхищение и изумление перед ее изяществом и силой. Затем я сам стал пантерой и помчался сквозь джунгли, чувствуя, как листва касается моего мускулистого тела, чувствуя силу и уверенность, с которыми я – или, может быть, это была пантера – преодолевал любое препятствие.

 

Так оно и происходит всегда: когда мы осознаем свое отношение и верим в целительную силу наставников, препятствия в жизни начинают исчезать. Как сказал поэт Эмерсон: «Доброе намерение само себя наполняет силой». Наши намерения создают реальность. И точно так же каждое намерение создает новую сцену или сдвиг в истории или сюжете сна. Это называется грамматикой снов.

Давайте разберемся. Когда Эйлин во сне решает, что цветы не для нее, цветы увядают. Когда Рик чувствует неуважение к леопарду, леопард нападает на него. А когда мой клиент воспринимает пантеру с восхищением и изумлением, он сам становится пантерой и получает в дар от нее опыт уверенности и силы.

Вот еще несколько примеров того же эффекта.

В тот момент моего Путешествия, когда я осознал, что могу просто спрашивать у снов совета по поводу проблемных ситуаций, возникающих в жизни, я увидел такой сон.

 

Я нахожусь в большой комнате. Сквозь пол пробиваются растения, похожие на водоросли. Они приобретают форму букв и слов, складывающихся в сообщения из Божественного источника в ответ на мои вопросы. Я отклоняюсь назад, расслабляюсь и смотрю на все это с неподдельным интересом. Однако вскоре их становится так много, что я не могу прочесть ни одного слова. Я отчаиваюсь понять смысл этих сообщений. Затем сцена меняется, и я вижу у себя в руках большие металлические садовые ножницы. Я понимаю, что моя работа состоит в том, чтобы подрезать эти растения.

 

Легко увидеть, как мое чувство отчаяния (я отчаиваюсь понять) меняет восприятие и отношение. Если в начале сна моя позиция была пассивной, то когда я очень захотел узнать смысл, сцена радикально изменилась, мне был показан путь и дано средство (ножницы) для осуществления моего намерения. Наши намерения буквально и фигурально меняют сцену в наших снах и дневной жизни.


На другом уровне сознания я контролировал сны, ожидая, что они исполнят мои желания. Я был словно господин, властвовавший над слугами. Как только я начал так относиться к снам, я не смог получать сообщения от Природы (Источника) и моего наставника. Однако когда я отпустил контроль и изменил свое отношение на смирение перед Источником, как почтительный ученик, который должен усваивать уроки, мне был дан инструмент для этого. В общем, даже не обязательно чувствовать отчаяние, которое я ощутил во сне, а нужно только отпустить контроль, поверить в помощь из Источника и принять его руководство. (Вы прочтете больше о важности отпускания контроля в шестой главе.)

Я проснулся с мыслью, что мы действительно со-творцы реальности вместе с вселенной. Конечно, мы не можем создать семя, но без садовника не вырастет сад. Можно сказать иначе: наша жизнь только сад или джунгли, она то, что мы из нее сделаем.

Вот еще один сон моей клиентки Лоры. Подавленная чувством ответственности и желанием все контролировать, в понимании окружающего мира она полагалась на свой разум, а не на сердце. Неудивительно, что она испытывала постоянное беспокойство и подавленность. Читая ее сон, обратите внимание, как резко меняются сцены, возможно, так же, как во многих ваших снах, в которых ряд не связанных между собой фрагментированных образов сменяет друг друга и оставляет чувство подавленности и смятение.

 

Я объясняю сюжеты Гойи группе мужчин. Картины великолепны, но мне становится все скучнее. В конце концов, я говорю им, что заканчиваю комментарии.

В следующей сцене я нахожусь в комнате без стола, в ней только диван и кресло с откидной спинкой для того, чтобы расслабиться и подремать. Увидев это, я говорю: «Я никогда не смогу жить в комнате без стола!»

Вдруг приходят люди, одевают меня в форму девочки-скаута, и я гордо говорю: «Я самая взрослая девочка-скаут!»

Затем я вдруг вижу себя перед зеркалом, замечаю залысину и вспоминаю о своем лысом дяде, покончившем с собой.

 

Давайте разберем этот сон сцена за сценой. Сначала Лора с интересом рассматривает картины Гойи в книге, а слова кажутся ей сухими и скучными. Когда она решает избавиться от интеллектуального занятия и закрывает книгу, то оказывается в комнате без стола, на месте которого стоят диван и кресло для расслабления. Однако она еще не полностью освободилась от установки на интеллект и ответственность, и когда отклоняет возможность получить удовольствие от жизни («Я бы никогда не смогла жить в комнате без стола»), то оказывается одетой в форму девочки-скаута. Для Лоры форма ассоциируется с военными правилами и нормами – «выполнение требований начальства и ответственное отношение». Во сне, когда она принимает эту чрезмерную ответственность и гордо определяет себя как «самую взрослую девочку-скаута», она оказывается перед зеркалом и сама себе напоминает лысого дядю, покончившего с собой, – то есть жизнь не заслуживает того, чтобы ее прожить.

Когда мы работали с этим сном (сном надвигающейся потери, о котором вы узнаете подробнее в восьмой главе), Лора быстро осознала разрушительное действие чрезмерно ответственного отношения и поняла, почему она чувствовала себя так подавленно. В буквальном и образном «зеркале» своих наставников во сне она увидела, что ее намерения не были проникнуты заботой и сочувствием к себе. Эти намерения постепенно вели ее по пути саморазрушения, которым шел ее дядя. Пока еще она не была точно такой, как дядя, она только начала воспринимать жизнь так же, как он.

В своем сне Лора увидела последствия каждого своего намерения. А в дневной жизни они вылились в депрессию. Конечно, Лора не хотела страдать или чувствовать себя подавленно. Но она не сознавала, что ее намерение «всегда поступать ответственно» стало причиной ее страданий.

Чрезмерная зависимость от ценностей разума означает избавление от большинства простых радостей жизни. Так рациональная и эффективная жизнь Лоры привела ее к хронической подавленности. Во сне наставники отражают наши дневные намерения и показывают последствия этих намерений. Послушаем Руми: «Сегодня, как и в любой другой день, мы просыпаемся с чувством страха и пустоты. Не открывайте дверь своего кабинета, не начинайте читать. Опустите музыкальный инструмент. Позвольте любимой нами красоте быть тем, что мы делаем. Существуют сотни способов опуститься на колени и целовать землю».

 

Настроение каждого сна и в особенности то, как он заканчивается, позволяет понять, действуем ли мы мудро, достаточно ли сочувствия проявляем к собственным нуждам, следуем ли своему Призванию.

 

Быстрый способ понять, руководствуемся ли мы здоровым восприятием в дневной жизни и движемся ли по направлению к Источнику, – проанализировать, как сон заканчивается. Спросите себя, чувствовали ли вы в конце сна себя более или менее страдающим. Ваше окружение во сне стало темнее или светлее? Вы испытываете меньше или больше страха? Больше или меньше радости? Вы чувствуете большую или меньшую решимость? Большую или меньшую ясность?

Уровень удовольствия и радости в конце сна отражает то, насколько вы усвоили уроки ясного сознания, и указывает, что вы движетесь вперед к этапам Просветления и Возвращения. И наоборот, боль, смятение, страх, чувство вины означают, что вы продолжаете придерживаться старых ценностей эго и находитесь на этапах Призвания и Испытания.

Обратите внимание на то, как от сцены к сцене во сне ваши намерения приводят к позитивным или негативным результатам. Например, если сцена в вашем сне более радостная или мрачная, чем предыдущая, подумайте, какое соответствующее намерение создало то настроение.

 







Date: 2015-09-05; view: 306; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию