Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Материалистическая диалектика, теория эволюции и проблема антропосоциогенеза
Антропосоциогенез представляет собой особый тип переходного состояния в развитии материи. «...Признав происхождение человека из царства животных, необходимо допустить такое переходное состояние» 1, — отмечает Ф. Энгельс. Содержанием этого процесса было возникновение и становление социальных закономерностей, перестройка и смена движущих сил развития, определявших эволюцию живого. В настоящее время особенно важно осмысление новейших достижений эволюционизма в биологии 2 с диа-лектико-материалистических позиций. Решение этой задачи во многом связано с дальнейшей конкретизацией марксистской трудовой теории антропосоциогенеза и развитием представлений о естественноисторическом происхождении человека, сознания и общественных отношений, а также с исследованием соотношения биологического и социального в развитии современного человека и оценкой перспектив ближайшего будущего человечества в биосфере Земли. Такой подход требует раскрытия роли диалектико-материалистической теории развития в исследовании «мыслящей материи», психических процессов как ее высших проявлений3. ' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 29. 2 Вопросы о роли труда, языка и мышления как факторов антропосоциогенеза рассмотрены в работах: Золотарев А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964; Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966; Семенов С. А. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968; Тих Н. А. Предыстория общества. Л., 1970; Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974; Первобытное общество. М., 1975; Формозов А. А. Проблемы этнокультурной истории каменного века на территории европейской части СССР. М., 1977, Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки. Л., 1977. В этой главе основное внимание уделяется анализу эволюционно-биологических аспектов антропосоциогенеза. 3 См. Федосеев П. Н. В И. Ленин и философские проблемы современного естествознания: итоги и перспективы М., 1981, с 36. Начало человеческой истории — это не только одна из областей, где проявляются законы и категории диалектического и исторического материализма, но и источник новых философских обобщений. Исследование закономерностей антропосоциогенеза позволяет углубить философские знания о формах перехода от старого к новому, о механизмах образования нового качества, способствует творческому развитию марксистско-ленинской философии. Актуальность философского анализа эволюционно-биологического аспекта теории антропосоциогенеза обусловливается также потребностями современной идеологической борьбы по коренным вопросам человекознания, критики буржуазных философско-антропологических концепций человека4 и необходимостью разоблачения попыток свести общественные явления к биологическим и даже физико-химическим структурам5. Философский анализ перехода от биологической формы движения материи к социально организованной принципиально важен для выяснения закономерностей качественных изменении в узловых пунктах развития материи. Диалектике-материалистическая теория развития была блестяще применена Ф. Энгельсом к анализу антропогенеза как высшего проявления эволюции материи. Его работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» сыграла огромную роль в становлении материалистических воззрений на проблему человеческой предыстории и принципиальное ее решение в общефилософском плане. В создании марксистской теории происхождения человека существенное значение имеет дарвиновская концепция эволюции органического мира. В ней, подчеркивал Ф. Энгельс, «дана основа для предыстории человеческого духа... без этой предыстории существование мыслящего человеческого мозга остается чудом»6. В труде Ч. Дарвина «Происхождение видов» наряду с установлением естественно-исторических причин и за- 4 См. Любутин К. И. Философская антропология. — Современная буржуазная философия. М., 1978; Григорьян Б. Т. Буржуазная философская антропология сегодня. — Вопросы философии, 1978, № 5, 6. 5 Ellis L. The declin and fall of sociology, 1975-2000.- Amer. Sociologist, 1977, vol. 12, p. 56-66; Wilson Ed. On human nature. Cambridge (Mass.) - London, 1978. 6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 512. кономерностей эволюции органического мира был поставлен вопрос о возможном пересмотре ранее господствовавших взглядов на происхождение человека. В работе «Происхождение человека и половой отбор» он ставил задачу доказать, что человек должен быть включен в общие выводы о способе появления органических существ на Земле7. Она положила начало теории антропогенеза. Ч. Дарвину удалось обосновать и материалистически объяснить биологическое родство человека и животных. Он представил веские доказательства в пользу происхождения человеческого рода и высших человекообразных обезьян от общего предка, выявил характер различий между человеческими расами, попытался вскрыть источники и движущие силы процесса антропогенеза. Вопрос о причинных механизмах развития составляет ядро любой эволюционной концепции и служит методологической основой всех теоретических объяснений в биологии, касающихся детерминации эволюционного процесса. Заслуга Дарвина состояла в том, что он «открыл закон развития органического мира», обнаружил истинные причины и механизмы процесса органической эволюции и «впервые поставил биологию на вполне научную почву»8. Эволюционная теория Ч. Дарвина не только способствовала крушению идеалистических догматов о происхождении человека, противопоставляющих его животному миру, но и послужила мощным толчком для новых гипотез и обобщений. Ч. Дарвин «нанес сильнейший удар метафизическому взгляду на природу, доказав, что весь современный органический мир, растения и животные, а следовательно также и человек, есть продукт процесса развития, длившегося миллионы лет»9. Тем самым принцип историзма, объединивший на базе дарвинизма достижения различных областей биологии, нашел свое наиболее полное воплощение в учении о возникновении и становлении человечества. По словам Ф. Энгельса, дарвинизм дал ключ к материалистическому объяснению предыстории сознания. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что раскрытие диалектики естественной предыстории и начальных этапов становления человечества находится в определенной за- 7 См. Дерет Ч Соч., т. 5. М., 1953, с. 133. 8 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 1, с. 139. 9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 205. висимости от успехов эволюционной теории в изучении происхождения человеческих форм жизнедеятельности. Эволюционно-биологические представления о естественном происхождении человека оказали революционизирую-щее влияние на развитие научного мировоззрения во второй половине XIX в. Однако дальнейшая разработка проблемы антропогенеза требовала фундаментальных исследований социального аспекта его движущих сил и закономерностей как диалектически единого процесса становления человека и общества. Проблема антропосоциогенеза включает целый комплекс вопросов мировоззренческого, гносеологического, социально-философского, этического характера. Только опираясь на марксистскую концепцию человека как активного предметно-действующего существа и в тесном взаимодействии с достижениями современного эволюционизма в биологии, а также обществоведения можно раскрыть содержание социально-биологической проблемы в целом и закономерностей естественноисториче-ского происхождения человечества10. Многогранность и сложность проблемы антропосоциогенеза требует разработки ее многими науками, различными методами. Каждая из них, осуществляя исторически сложившийся подход к данной проблеме, решает задачи, определенные ее предметом. Вместе с тем становится все более очевидным, что «антропогенез как исходный момент эволюционно-исторического исследования Homo sapiens может быть понят лишь с помощью соединения комплекса биологических дисциплин... с комплексом социально-исторических дисциплин, изучающих Homo sapiens с точки зрения социогенеза» 11. Основной задачей философского исследования является синтез результатов такого многостороннего изучения проблемы, находящейся на переднем крае «фронтального наступления всех наук к познанию человека». Важную роль призваны сыграть те области знания, которые уже сейчас по существу являются базой междисциплинарного синтеза. К ним должен быть отнесен современный дарвинизм, поскольку «только в форме дарвинизма, — отмечал 10 См. Ефимов Ю. И., Стрельченко В И. Об основных этапах эво-люционно-биологических исследований проблемы антропогенеза в СССР. — Вопросы развития эволюционной теории в XX веке. Л., 1979. 11 Ананьев Б Г Человек как предмет познания. Л., 1968, с. 50. И. И. Шмальгаузен, — эволюционное учение... выходит на самостоятельный путь развития синтетической дисциплины, наиболее широко охватывающей данные биологических наук» 12. В этой связи важное значение приобретают исследования движущих сил и специфических закономерностей антропогенеза как переходных состояний, которые способствуют обогащению содержания категорий диалектики, отражающих промежуточные стадии в процессах развития материи. Раскрытие связей между категориями «скачок» и «снятие» и понятием «переходное состояние» помогает выяснению конкретных способов и механизмов смены биологического социальным в антропогенезе13. Особо важное место в современной эволюционной геории занимает проблема прогресса. Внимание к ней обусловлено тем, что прогрессивная эволюция наиболее полно раскрывает коренные признаки, присущие процессу развития. Важнейшими в проблеме прогресса являются вопросы о его внутренних предпосылках, о воздей-С1виях предшествующих состояний на последующее развитие. Ф. Энгельс, характеризуя позвоночных, подчеркивал, что уже в существенном признаке их организации, выражавшемся в группировке всего тела вокруг нервной системы, «дана возможность для развития до самосознания» 14. В более развернутом и конкретном виде эта проблема была рассмотрена в теории ароморфной эволюции (усложнений организма и его функций) А. Н. Северцова и его учеников. Вопрос о факторах, стимулирующих прогрессивное развитие живых систем, важен для разработки проблем антропосоциогенеза. Характеристика значения в процессе эволюции различных ароморфозов и выяснение взаимосвязи ароморфного направления органической эволюции с другими направлениями, анализ проблемы специализа- 12 Шмальгаузен И. И Проблемы дарвинизма. М, 1969, с. 11 13 Понятийный аппарат теории антропогенеза нуждается в уточнении и совершенствовании. Такие понятия, как «животнообразный», «инстинктивный», «рефлекторный» труд, «биосоциальный отбор», «зоологический индивидуализм», условность и метафоричность ко-юрых сдерживает развитие научной теории, требуют основательного содержательного анализа с позиций диалектико-материалистической методологии. Это не исключает возможности дальнейших поисков и введения новых понятий, отражающих своеобразие антропосоциоге-незд как этапа становления человечества 14 Маркс К.. Энге 1ьг Ф Соч, т. 20, с 623 ции органов вместе с сохранением эволюционной пластичности, развитие представлений о «неограниченном» и «ограниченном» прогрессе (Дж. Гексли) в связи с остановками в эволюционном процессе, вопрос о магистральной линии прогресса — эти и другие вопросы требуют разработки с позиций эволюционной теории, поскольку их анализ связан с дальнейшим развитием теории антропосоциогенеза. Только на этом пути возможно переосмысление дарвиновских идей о роли естественного отбора как фактора гоминизации. Центральной задачей теории эволюции является познание общих закономерностей исторического преобразования органических форм. Поскольку законы эволюции как массового, статистического процесса действуют не на уровне отдельного организма, а на качественно более высоком, популяционно-видовом уровне, постольку именно виды, существующие в природе в форме местных популяций, служат мерой эволюционного процесса и главным объектом изучения конкретных механизмов и движущих сил эволюции. Важное значение для дальнейшего развития теории антропогенеза имеет преодоление «типологического образа мышления» в теоретико-эволюционных исследованиях и замена его по преимуществу «популяционно-статистическим» (К. М. Завадский). Последствия многолетнего господства концепции «орга-низмоцентризма» наряду с недостаточной разработанностью эколого-популяционистского направления в эволюционной биологии еще дают о себе знать в современных исследованиях проблемы антропогенеза. Отправной точкой новейших исследований антропогенеза могут служить данные и обобщения современной эволюционной теории о темпах и конкретных способах видообразования, характере и различных формах эволюции популяций, о закономерностях формирования и интеграции надындивидуальных живых систем. На такой основе возможна выработка правильных принципов анализа специфической роли и значения этих факторов в эволюции Homo sapiens с учетом особенностей их перестройки как механизмов биологической регуляции в условиях сложившегося общества, а также тенденции их возможного изменения в будущем. В настоящее время на пути к выяснению значения биологических предпосылок антропосоциогенеза делаются лишь первые шаги. Поэтому исключительно важную роль в этом процессе приобретает философско-методологическая оценка современных достижений эволюционной теории. Date: 2015-09-05; view: 710; Нарушение авторских прав |