Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свидетель: практика непрерывного самоосознавания
Стать Пустотой, вмещающей в себя весь Свет, − вот чего мы жаждем с самого начала, вот что с самого начала является движущей силой всех наших Проектов достижения Единства. Хотим ли мы проглотить весь Мир, попробовать Все на вкус; жаждем ли раствориться в эмоциях и в любви других людей или растворить других людей своих эмоциях и в своей любви; хотим ли назвать,
Все описать, Все понять; стремимся ли мы заслужить одобрение
уважение всего
Мира; мечтаем ли стяжать всю силу, всю власть, всю славу и все деньги Мира единственное, чего мы на самом деле желаем – это стать Пустотой, вмещающей в себя весь Свет.
Это и есть главный вызов нашей жизни, который снова и снова растворяет границы всех наших мифов и останавливает все горизонтальные проекты; снова и снова заставляет нас разотождествляться с их целями, превосходить самих себя и возвышаться горизонтам новых уровней бытия − так до тех пор, пока мы не взойдем на самую вершину.
На вершине Горы Мира, там, где сходятся все Пути, в этой точке Великого Завершения или Великого Совершенства, окончательно растворяются все мифы и останавливаются все проекты достижения Единства. Здесь исчезают все вопросы и главные из них – вопросы: «Кто Я?», «Что есть Мир?» и «В чем суть Жизни?»
Вопросы – это ключи, а ответы – замочные скважины. Но когда все двери открыты, ответы больше не нужны, и вопросы могут быть отброшены. Нет больше нужды тайком подглядывать в замочные скважины и делать вид, что мы ничего не
помним. Нет больше нужды воспринимать Мир через амбразуры пяти органов чувств и верить, что это единственный способ видеть. Нет больше нужды прятать свой Светильник под темным и уже насквозь изрешеченным покрывалом материи и восторгаться звездного неба, притворяясь, будто мы не знаем, что сквозь дырки звезд на ночном небе нам сияет Свет нашей собственной подлинной природы. Что такое красота звездного неба по сравнению с Красотой Космоса, насквозь пронизанного ослепительным безграничным Сиянием, когда скорость твоего восприятия становится, наконец, равна скорости света?..
Осознавание своей собственной природы как чистой Пустоты, а Реальности – как чистого Света, происходит только на самом высшем, причинном уровне развития восприятия и осознания, но значит ли это, что мы не имеем никакого доступа к этому осознаванию прямо сейчас?
Великие традиции мудрости и резюмирующий их интегральный подход утверждают, что это не так. Все высшие уровни, включая причинный и недвойственный которые по мере развития закрепляются в качестве устойчивых структур восприятия и осознания, могут быть доступны нам прямо сейчас в виде временных состояний сознания.
Что это за состояния? Речь идет о трех фундаментальных состояниях сознания, которые соответствуют трем основным уровням развития восприятия и осознания – это состояние бодрствования (соответствует грубым уровням материи- тела-ума), состояние сновидения (соответствует тонким уровням ума, сверхчувственной души и архетипической мудрости и состояние глубокого сна без сновидений или бесформенного сна (соответствует уровням причинного и недвойственного Духа).
Здесь мы имеем дело с периодическим движением точки нашего восприятия от внешней дуги сознания к внутренней с прохождением через Ось причинности и недвойственности. В состоянии грубого бодрствования точка восприятия находится во внешних уже развернутых и закрепленных структурах материи-тела- ума. Здесь поток восприятия устойчив и непрерывен. Затем она сдвигается в пока еще едва намеченные и слабые структуры внутренней дуги – уровни сновидящей души; поток феноменов, который мы переживаем в состоянии сновидения, это результат активности этих структур, возникающей вследствие слияния с ними энергии нашего внимания-осознания. Неустойчивость структур сновидящей души приводит периодическому проваливанию точки восприятия в бесформенность изначальной Основы, которое мы переживаем как состояние глубокого сна без сновидений или полное беспамятство.
Таким образом, все основные уровни уже существуют в нашем опыте в виде временных состояний – как твердая и непрерывная память в состоянии бодрствования, как неустойчивая и прерывистая память в состоянии сновидения и как полное беспамятство в состоянии бесформенного сна.
Однако переживания грубых, тонких и причинных уровней доступны нам не только в виде последовательной смены состояний сознания от бодрствования к сновидению и бесформенному сну – все эти аспекты уже присутствуют
одновременно в нашем опыте прямо сейчас. В нашем наличном опыте в это самое мгновение уже присутствуют, помимо грубого бодрствования, аспекты тонкого сновидения, архетипической мудрости и причинного Духа. И они исутствуют как различные уровни глубины нашего восприятия. Вам достаточно просто заметить, что тонкое сновидение, архетипическая мудрость и причинный Дух уже присутствуют в вашем опыте и составляют его основу. А мне достаточно просто указать вам на эти глубинные аспекты вашего наличного опыта прямо сейчас, чтобы вы могли пережить Это.
Достаточно просто указать вам на то, как фокусник прячет за спиной кролика, которого потом достает из шляпы. А это значит раскрыть секрет фокуса.
И если вы готовы, то прямо сейчас мы совершим небольшое путешествие в глубины тонкого сновидения и причинного Духа, которые составляют содержание вашего опыта в эту самую минуту.
Итак, вы готовы? Тогда вперед.
Основная причина, по которой вы не замечаете глубинных аспектов вашего наличного опыта – тонкого сновидения архетипической мудрости причинного Духа, – состоит в том, что вы не хотите замечать их, или иначе – хотите их замечать. И фок с з есь в том, что вам просто нравится сам фок с. Фокусник с самого начала прячет кролика за спиной, но вы замечаете его только тогда, когда он вынимает его из шляпы. Почему? Потому что фокусник отвлекает ваше внимание. Вы с самого начала видите кролика, но не обращаете на него внимания.
Фокусник размахивает блестящим плащом и вертит блестящей тростью. Он отвлекает ваше внимание на пустяки, а вы и рады, потому что хотите обманываться и быть обманутыми. И в этом состоит весь фокус: фокусник фокусирует ваше внимание на своих действиях так, как будто они имеют значение. Вот почему, несмотря на то что кролик уже находится в поле вашего внимания, вы не замечаете его – фокус вашего внимания направлен совсем в другое место.
Вот почему, несмотря на то что тонкие переживания сновидений, архетипов и причинности уже присутствуют в вашем опыте как его собственн я глубина, вы не замечаете их – ваше внимание приковано к поверхности грубого уровня. Но что будет, если мы, зная этот фокус, попробуем освободить свое внимание расфокусировать его? Мы просто заметим кролика.
Прямо сейчас, в этот самый момент ваше внимание сфокусировано на строке этого текста. И хотя вам может казаться, что, читая слова, написанные здесь, вы вот-вот увидите кролика, уверяю вас – кролика здесь нет. Потому что кролик за пределами фокуса.
Теперь я прошу вас закрыть глаза и на несколько минут погрузиться в переживание своего тела. Просто направьте все внимание в стопы и ладони и непрерывно удерживайте его на возникающих потоках ощущений. Старайтесь обратить внимание на самые тонкие ощущения в ладонях и стопах, усилить самые слабые сигналы. Сделайте это прямо сейчас, а потом мы двинемся далее…
Если у вас получилось непрерывно удерживать свое внимание на ощущениях в ладонях и стопах, ни на что не отвлекаясь, вы заметили, что поток ощущений непрерывно течет и меняется. Если вы добросовестно попробовали пройти в глубину этого потока – к самым тонким ощущениям, вы обнаружили, что глубина
этого потока неодинакова: чем больше внимания вы направляете, тем глубже становится поток и тем более тонкие ощущения вы начинаете замечать. Вы могли заметить также, что сам поток идет к вам поднимается навстречу вашему вниманию из этой. И в любом случае вы замечаете, что чувство вашего собственного в настоящем усилилось – вы стали чуть бол е бдительными, чуть более внимательными, чуть более собранными.
Теперь я предлагаю вам обратить внимание на поток акустических впечатлений. Прямо сейчас вы слышите какие-то звуки Мира. Закройте глаза и на несколько минут целиком погрузитесь в поток звучаний. Постарайтесь охватить своим вниманием все звуки и расслышать самые тихие из них. Сделайте это прямо сейчас, как только увидите это многоточие…
Что вы обнаружили, когда вошли в этот поток? Вы, так же как и в предыдущем опыте, обнаружили, что воспринимаемая вами глубина этого потока зависит от вашей внимательности: больше внимания – глубже поток. И если вы добросовестно шли в эту глубину, то, так же как и в предыдущем опыте, вы могли заметить что у этого потока нет дна. Чем более тихие звуки вы начинаете различать, тем глубже становится сам поток. Предел воспринимаемой глубины зависит от того объема внимания, который вы готовы непрерывно удерживать потоке восприятия. Стоит вам добавить еще капельку внимания, как этот предел тут же раздвинется. И вы также чувствуете, что ваше присутствие в настоящем усилилось – вы стали более чуткими и алертными.
Что еще вы можете заметить? Вы можете заметить, что некоторые очень тонкие звуки в глубине вашего восприятия существуют на той ускользающей границе, где нам становится все сложнее определить их точную принадлежность этому миру. Некоторые очень тонкие звуки в глубине вашего восприятия кажутся существующими не столько в этом, сколько в каком-то ином мире. Так же как и очень тонкие ощущения в стопах и ладонях кажутся вам выходящими за границы известного вам тела. Таким образом, только что вы начали замечать в своем непосредственном ыте глубину, где грубое бодрствование нез метно переходит в тонкое сновидение.
Теперь обратимся к полю визуального восприятия Прямо сейчас фокус вашего зрения находится на этой строчке текста. Мы ничего не будем ним делать. Давайте на несколько минут просто оставим фокус в покое. Пусть ваш взгляд покоится на этой странице. Просто обратите внимание, что, помимо объектов, находящихся в прямом фокусе, в поле вашего визуального восприятия присутствуют также объекты и процессы, которые вы можете заметить краями
глаз. Не рывая взгляда от страницы с текстом, просто отметьте, что вы можете замечать объекты, находящиеся на периферии поля зрения. Обратите внимание на то, что находится на левой и правой периферии, внизу и вверху. Остановитесь и сделайте это прямо сейчас, пока ваш взгляд упирается в многоточие…
Если вы сделали это, то обнаружили, что направление вашего визуального внимания и фокус зрения – не одно и то же.
Это очень важный момент. Обычно направление визуального внимания отождествлено с фокусом зрения, так что мы, как правило, не делаем между ними различия. Направить внимание куда-либо означает для нас посмотреть в это место
– сместить туда фокус зрения. Однако фокус зрения очень тесно связан с состоянием грубого бодрствования, так что на чем бы мы ни сфокусировали
взгляд, всегда будем укреплять состояние грубого бодрствования. жду тем в поле нашего визуального восприятия всегда присутствуют тонкие аспекты – аспекты сновидения. Но это то, что не может попасть в фокус зрения. Куда бы мы ни направили взгляд – мы везде увидим лишь грубое бодрствование: неуловимый квантовый поток в который раз превратится в плотную материю.
Так же как тонкие ощущения и тонкие звуки, тонкие аспекты сновидения всегда присутствуют в глубине визуального восприятия. И доступ к этой глубине мы получаем, когда обнаруживаем, что можем высвободить визуальное внимание из фокуса зрения и перенаправить его на исследование периферии. Внимание, отождествленное с фокусом зрения, − это то, что Дон Хуан/Кастанеда называл первым вниманием; а внимание, действующее независимо от фокуса, − вниманием сновидения.
Прямо сейчас, не отрывая взгляда от страницы, направьте ваше внимание на левый край поля зрения. При этом вы перестанете обращать внимание на то, находится в фокусе зрения. Кому-то может показаться трудным перестать цепляться за фокус, но на самом деле это очень легко Представьте, что визуальное поле – это экран кинотеатра. Фокус зрения в центре этого поля – это часть самого экрана, так что когда вы перемещаете фокус, вместе с ним перемещается и экран.
Поэтому если вы хотите заглянуть за край экрана, вам необходимо остановить фокус. Просто остановите фокус и забудьте о нем. Вместо этого направьте все свое внимание на левую периферию поля зрения, так как если бы вы хотели заглянуть за край экрана. Ухватитесь своим вниманием за какой-то объект или точку на левой периферии и непрерывно уде живайте ее нескольк минут, стараясь замечать- свидетельствовать все тонкие впечатления. Начните делать это прямо сейчас, когда ваш взгляд остановится на этом многоточии…
Воспринять глубину визуального потока немного сложнее, чем в случае с акустическим и кинестетическим потоком, поскольку зд фокус иболее отчетливо выражен а наше внимание наиболее сильно ним отождествлено И все же, уверен, вам удалось засвидетельствовать некоторые тонкие процессы. Вы могли заметить тонкое движение, тонкий свет, тонкие изменения в вашем состоянии осознавания. В глубине визуального восприятия скрыт выход на архетипический уровень, где, как гласят великие традиции, вся Реальность
предстает как тонкий свет. Вы также могли заметить свое сопротивление или нежелание обращать внимание на тонкие аспекты визуального восприятия – стремление поскорее вернуться к привычному сфокусированному взгляду. Так действует наша инерция – инерция поверхности, инерция грубого бодрствования.
Мы можем пойти еще дальше и исследовать поток мыслей. Здесь наше внимание работает по тем же принципам, что в случае с остальными органами чувств: в пространстве ума у нас есть фокус внимания, где сосредоточено текущее переживание мыслительного процесса, с которым мы отождествлены, и периферия. И здесь я точно так же предлагаю вам высвободить ваше внимание из фокуса и расширить его до пределов ума. Закройте глаза и просто отпустите свои мысли погулять, наблюдая, как они возникают и исчезают. Какие бы мысли ни приходили
вам на ум – просто беспристрастно свидетельствуйте их возникновение и растворение. Старайтесь заметить самые тонкие процессы. Посвятите этому наблюдению несколько минут и сделайте это прямо сейч с, как только увидите многоточие…
Что вы заметили, когда пошли глубину своего ума? Вы обнаружили, что тонкие мысли и впечатления возникают на той неуловимой границе, которую великие традиции называют Пустотой или Безмолвием, и эта предельная глубина восприятия в процессе развития осознания постигается нами как предельный
уровенАь бытия –:причинныйАДух
: А:
Итак, мы обнаружили, что прямо сейчас в нашем наличном переживании
присутствуют в свернутом виде глубинные аспекты восприятия – тонкое сновидение, архетипическая мудрость и причинный Дух. Эти глубинные аспекты нашей собственной природы и природы Реальности существуют одновременно как свернутые уровни глубины восприятия в каждый момент времени. Эти глубинные аспекты возникают в виде последовательной смены основных состояний сознания
– от бодрствования сновидению и глубокому сну без сновидений Эти глубинные аспекты развертываются как устойчивые высшие стадии развития осознания в процессе всей жизн.
Суть любой медитативной, созерцательной, дыхательной или любой другой изменяющей сознание практики заключается в том, что мы становимся чуть более внимательными к своей собственной глубине, присутствующей с нами в каждый момент времени. Мы начинаем обращать внимание на скрытые аспекты в нашем наличном переживании и, следуя за ними, идем все глубже и глубже. И по мере этого движения наше состояние начинает изменяться – от состояния грубого бодрствования мы переходим в состояние сновидения или любое другое высшее состояние сознания. В процессе практики, уже на самых начальных ее этапах, мы можем пережить весь спектр высших состояний сознания – пиковый опыт, шаманские видения, осознанные сновидения, видение чистого света, чувство единения со Вселенной и т п. Причина по которой эти высшие состояния доступны нам с самого начала, состоит в том, что весь этот спектр в свернутом виде содержится в каждом акте нашего восприятия – все это с самого начала составляет глубинную сущностную природу.
Однако − и Уилбер всегда подчеркивает это − высшие состояния сознания не равны высшим уровням развития осознания. Состояния непрочны и преходящи – уровни устойчивы и постоянны. Весь спектр состояний доступен нам с самого начала, поскольку это и есть, ка утверждают велики традиции мудрости, наша изначальная природа – Радужное Тело, Великий Спектр Состояний. Тогда что же развивается в процессе жизни если Радужное Тело целиком присутствует с нами в каждый момент времени? Полагаю, вы сами можете дать ответ. Развивается наше восприятие и осознание этого Спектра от грубых уровней материи к тонким уровням Духа. На каждом уровне разворачиваются новые холономные структуры восприятия и осознания, которые включают в себя все предыдущие и превосходят их, так что структуры самых высших уровней тяготеют ко все большей интеграции, полноте и всеохватности – пока не реализуется самая высшая стадия и, одновременно, вся Полнота Осознания.
И важнейшую роль в этом процессе играет регулярная практика – интегральная, если мы говорим о практике выстраивания или перестраивания структур на всех и каждом уровнях развития – от тела к уму и выше, − или духовная (медитативная, созерцательная), если мы имеем в виду только практику развития высших структур нутренней дуги.
В этом и состоит суть Великого Путешествия, которое, пожалуй, наиболее драматичным образом проявляется на уровне ума, где существует диссоциация Маски/Тени.
Мы совершаем Великое Путешествие к Реальности от начала и до конца в течение сей своей жизни как процесс перехода от структур тела к структурам ума, души и духа. Мы переживаем это Путешествие от начала и до конца в течение каждого дня как процесс перехода от состояния бодрствования к состоянию сновидения и бесформенного сна. И каждый миг своей жизни мы от начала и до конца присутствуем в этом Путешествии как в акте возникновения и
развертывания своего восприятия из неизъяснимой причинной и недвойственной глубины Безмолвия Пустоты и Света поверхности разделенного и сфокусированного мира.
Практика Свидетеля – практика непрерывного самоосознавания – полностью реализуется на высших уровнях духа, но начинается она с самого первого вдоха, с самого первого вопроса. Эта практика ведет нас в течение жизни от тела к уму, а затем к душе и духу, всякий раз заставляя превосходить свою отождествленность со структурами текущего уровня, дифференцироваться от них, трансцендировать их, переходить к более высоким формам осознавания и затем объединяться с уже пройденными структурами. Эта практика движет нас от необходимости культивировать внимательность, собранность, бдительность в состоянии грубого
бодрствования к потребности пробудиться в сновидении и осознавать себя во сне, а затем к вызову остаться в сознании в состоянии бесформенного сна. Эта практика побуждает нас превосходить себя в каждом акте своего восприятия выходить за пределы фокуса отождествленности с поверхностью своего текущего опыта объединяться со своей глубиной, со своей божественностью, со своим Духом, чистым Свидетелем прямо сейчас, в это самое мгновение.
Прямо сейчас, в это самое мгновение я замечаю свои ощущения и свое тело, но, раз я замечаю свои ощущения, значит, я не есть только это тело. Я замечаю свои эмоции и чувства, но, раз я замечаю их, я определенно не являюсь ими. Я замечаю мысли и идеи, которые приходят мне в голову и выливаются в поток текста, но раз я замечаю их – я определенно не являюсь ничем из этого. Я свидетельствую это, но сам чистый Свидетель не является ничем из потока своего свидетельствования. Так, всякий раз разотождествляясь и трансцендируя поток
своего опыта вплоть до самых тонких ощущений, чувств, звуков и образов, человек подходит к тому пределу, за которым нет ничего.
И это тот самый критический момент, когда Свидетель отбрасывает все формы и замирает в невозможности засвидетельствовать самого себя. Здесь, на причинном уровне развития, происходит то, что великие традиции духа называют ниродхи, классической нирваной или угасанием. В этот непостижимый миг
осознание либо растворяется в изначальной Пустоте, либо познающий делает последний шаг в своем Великом Путешествии и объединяется со всем
Великолепием Бытия, со всем Великолепием Мира, признавая и узнавая все без исключения его проявления как проявления своей собственной подлинной природы, которая, наконец, сияет своим истинным Светом, как яла всегда и сияет уже. Это последний шаг и последний уровень, где окончательно реализуется Недвойственность Я и Мира, Великая Целостность, Полнота Осознания, чистая Пустота и чистый Свет.
И это есть тот самый миг, который совершается прямо сейчас, в настоящем.
В вашем собственном осознавании, в котором нельзя обнаружить Свидетеля, поскольку Свидетель и есть сам процесс свидетельствования и то, что свидетельствуется, и то, что может быть засвидетельствовано. Прямо сейчас, в этот самый момент вы чувствуете, но можете ли вы почувствовать того, кто чувствует? В этот самый момент вы слышите, но можете ли вы услышать того, кто слышит? В этот самый момент вы видите, но можете ли вы увидеть того, кто
видит? Не вы слышите – вы и есть слышание. Не вы видите – вы и есть видение. Не вы чувствуете – вы и ест чувствование. Прямо сейчас, этот самый момент
Date: 2015-09-05; view: 300; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|