Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПрактОика
М А ХУМ
Практика присутствия
А: А: А:
Предисловие Владимира Майкова
Роман Макуш – пер ую книгу которого я с удовольствием представляю читателям – появился на моих семинарах вместе со своею тогдашней женой Женей в середине 90-х годов. И это было одним из этапов личного Великого путешествия» в поисках истины. В Романе уже в те годы чувствовалась богатая внутренняя жизнь, скрытая за мучительным немногословием, порой косноязычием.
Так бывает, когда чувствуешь и понимаешь намного больше, чем способен
сообщить. На моих глазах происходило его героическое жизненное путешествие и битва с собственной немотой, когда он «пошел за словом в люди», устроившись на несколько лет в центр городского шаманизма Алины Слободовой – российской ученицы мирового светила в изучении шаманизма Майкла Харнера. Там Роман выполнял много ролей от менеджера до водителя, от секретаря до ведущего собственных авторских семинаров. Непрерывно продолжалось освоение мирового трансперсонального и духовного наследия, посещение семинаров мастеров – Стенли Криппнера, Арни Эмми Мин елл, Станислава Грофа, учителя Дзогчен Намкая Норбу Ринпоче. Роман был один из немногих моих студентов, которые с полной серьезностью отнеслись к моей рекомендации «учиться только у мастеров» и не тратить время на «подмастерьев».
С набросками своей самой первой книги о дыхательных практиках Роман познакомил меня года 3 назад. Но это не было самостоятельным исследованием, скорее заявкой на желание написать серьезную книгу поиском своего голоса и своей темы. И вот около года назад я узнал, что Ром н пишет новую, настоящую книгу. И признаться, до самого момента прочтения ее, я не ожидал, насколько эта книга хороша и сво временн
Книга свидетельствует о том, что автор является внимательным читателем мастеров современной трансперсональной психологии: Станислава Грофа, Кена Уилбера, Стенли Криппнера, Арнольда Минделла и конечно же Джозефа Кемпбелла и Карло Кастанеды, и чувствует себя на «плечах этих гигантов» весьма уверенно свободно владея их идеями. С первой поверхностной точки зрения в книге нет ничего нового, все идеи изложенные в ней, давно известны и пересказаны тысячи раз: интегральное виденье и целостный подход, путешествие героя, путь духовного развития, мифология и карты пути…
Однако дальнейшее внимательное чтение открывает не только особое авторское виденье этих тем, но его уникальный стиль изложения и даже новые перспективы
Я сам много лет отдал разработке и популяризации этих тем и по каждой из них неоднократно высказывался в текстах и семинарах, на некоторых из которых присутствовал и Роман. Так в моем понимании, там, где Джозеф Кемпбелл находил одно, преимущественно мифическое путешествие, на самом деле обнаруживаются три героических путешествия – мифическое, экзистенциальное и трансперсональное, соответствующие трем главным уровням человека, выделяемым во всех картах духовных путешествий, начиная с шаманских времен. В шаманизме это нижний, средний и верхний мир, в буддизме – Тело, Речь и Ум, в современной психологии – до-рациональное, рациональное, пост-рациональное. И
аналогично тому, как Кемпбелл обнаружил карты мифических путешествий в мировых мифах, сказках и фольклоре, мы обнаруживаем в мировой культуре и духовных традициях карты следующих путешествий. Можно было бы далее развивать эти в уровнях и описывать пять или семь базисных
«героических путешествий», соответствующих пяти чакрам тибетской или семи чакрам индийской йоги. Можно было бы в путешествии каждого уровня выделять его внешний, внутренний и тайный аспекты, как делается в ряде мировых духовных традициях. Но дело не в нарастании дальнейшей детализации, а в том, чтобы сделать эти карты полезными современному человеку.
То, что сделал Роман – это мастерское объединение идей Кемпбелла с интегральным подходом Кена Уилбера и холотропной картографией Станислава Грофа, результате чего читатель получает перспективу всей жизни как
«героического путешествия к просветлению». В результате такого подхода в центр всех поисков ставится конкретный человек, вы, читатель. Именно вы, ищущий ответа на «проклятые вопросы» получаете конкретные карты своего жизненного пути. Такого рода различение, что «Кемпбелл – это обо мне, и Уилбер это
мне, и Гроф – это обо мне», значит очень много. Это правильная ориентация читателя, то, что в традициях называется «правильным виденьем». Таким образом, главная удача книги -- трансляция сложно выраженных в оригинальных работах идей Уилбера, Грофа и Кемпбелла так, что они могут быть освоены ищущим человеком и использованы им как компас и карта в его «великом путешествии». По сути, эта книга – первое на русском языке популярное изложение этих великих идей, в котором бережно передана их суть.
Второе безусловное достоинство книги – это точный фокус во всех разделах на действительной человеческой ситуации, то есть на том что в центре всех наших миров находимся мы сами, отождествленные с теми или иными мирами.
Переживания, возникающие в результате этого отождествления, называются нами
«реальностью». Другими словами, для нас реальна не какая-то «реальность» и даже не наше переживание реальности», а свидетель «переживания реальности». точное проведение удерживание это перспективы на протяжении всей книги делает чрезвычайно много: передает прямое и косвенное знание человеческой ситуации, которое является одним из высочайших достижений мировых философских и духовных традиций.
И наконец третье достижение книги – это прекрасный русский язык и свободное, по делу, иллюстрирование идей примерами из современного
«героического кино». Все это прекрасно работает на главную задачу и делает этот дебют действительно мастерским. Слова автора потому имеют силу потому, что он сам переживает то, что пишет
Прекрасного вам, читатель, путешествия!
Владимир Майков,
Президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии
От автора
Публикация этой книги стала хорошим поводом, чтобы окинуть взглядом пройденный участо моего пути и отдать дань благодарности всем тем людям, настоящим и вымышленным, живущим на земле и в памяти, которых я почитаю как своих явных и неявных, очных и заочных учителей и без которых моя судьба исследователя, философа, мистика и писателя могла бы сложиться совершенно иначе.
Есть что-то удивительное самом процессе вспоминания — какая-то захватывающая тайна. Кажется будто где-то там, в глубине памяти прошлое продолжает жить, события продолжают повторяться, словно какой-то неведомый киномеханик снова и снова пускает по кругу одну ту же ленту с фильмом в надежде, что однажды одинокий зритель займет свое место в пустующем кинозале, чтобы вновь пережить в воспоминаниях то, что когда-то было пережито наяву.
И сейчас я снова прокручу фильм своей жизни, чтобы еще раз увидеть лица своих учителей и друзей, почувствовать их присутствие просто сказать им спасибо за то, что они были и есть.
Итак, я занимаю свое место в кинозале и прошу механика отмотать фильм
назад.
Прежде всего я хочу сказать спасибо своим родителям — отцу и в особенности матери, которая всегда самоотверженно поддерживала все мои творческие начинания и честно старалась понять мои искания, какими бы странными и непривычными они ей ни казались.
Я хочу сказать спасибо своей школьной учительнице русского языка и литературы Валентине Григорьевне Ушаковой, которая неистово помогала пробить дорогу моему скромному юношескому литературному таланту.
Мои искания начались в 17 лет. Примерно тогда я встретил человека, которому суждено было стать моим проводником на ту сторону ума. Имя этого человека Вячеслав Сараев, я говорю ему спасибо за урок священного и трагического безумия, который он мне примером своей жизни.
Примерно в это же время я решился на первый в своей самостоятельной жизни кардинальный поворот — несмотря на блестяще сданные экзамены за первую сессию, я бросил учебу в Тульском Техническом Университете и начал готовиться к поступлению на филологический факультет в Педагогическом, где судьбе было угодно свести меня с целым рядом выдающихся людей. И первой в этом ряду оказалась Надежда Афанасьевна Гаврилина, необычайно чуткая и внимательная женщина, декан филфака, чья почти материнская забота и опека помогла мне и моей первой жене Евгении удержаться в стенах университета несмотря на нашу почти патологическую страсть к прогулу занятий.
Я благодарен судьбе за то, что мне повстречались преподаватели, которые в равной степени любили свой предмет и своих талантливых, но нерадивых студентов, упорно прогуливавших занятия и упорно сдававших экзамены на отлично. Эти преподаватели на всю жизнь привили мне любовь к тому, что беззаветно любили сами — сокровища мировой литературы и искусства,
философии и духовных традиций. Сегодня я понимаю, как не просто им было жить и работать в том культурном хаосе, в котором пребывала страна в переломные 90-е годы. Я благодарен Виктору Семеновичу Камышеву, Марии Александровне Козьминой, Галине Алексеевне Нерушенко, и особенно — Татьян Михайловне Макаровой и Татьяне Алексеевне Есиной: первой — за то, что передала мне удивительнейшие знания об античной культуре, древнерусском искусстве и православном исихазме; второй — за то, что открыла передо мной двери в пиршественный зал духа — мир «вечной философии», мир великих традиций
мудросАти.
: А: А:
В университетские годы встретил человека, который стал моим первым
Учителем с большой буквы. Этот человек — Олег Михайлович Сенин, профессор богословия, человек необычайной, уникальной судьбы.
В молодости он был диссидентом, участвовал в собраниях кружка истинных марксистов (приверженцев истинного, неискаженного тоталитарной идеологией марксизма), был репрессирован и сослан в лагеря на Дальнем Востоке. Там в результате крайнего истощения, морального и физического, после месяца сидения в неотапливаемом карцере на хлебе и воде, он пережил внезапное откровение божественного света, и с те пор посвятил свою жизнь служению Богу В восьмидесятых годах он начал терять зрение (сказались годы лагерей и месяц карцера — врачи поставили диагноз дистрофия сетчатки).
Когда я встретил его (Олег Михайлович Сенин читал нам курс лекций по сравнительному религиоведению), он был почти слеп. Однако, как это часто бывает, слепота физическая лишь способствовала развитию его духовной зоркости. С благоговением и благодарностью я вспоминаю те волшебные зимние вечера, которые я вместе с другими его учениками проводил у него в библиотеке, чутко внимая его певучей светлой речи.
Это было время глубокого погружения в традицию православного и европейского мистицизма. Под его руководством я проводил много времени в прилежном изучении писаний Отцов Церкви — Иоанна Златоуста, Григория Паламы Оригена, Фомы Аквината, Блаженного Августина; европейских мистиков и визионеров — Иоганна Таулера, Мейстера Экхарта, Якоба Беме, Уильяма Блейка, Рудольфа Штайнера; русских философов и духовидцев — Владимира Соловьева,
Льва Шестова, Николая Бердяева, Даниила Андреева. И имена великих сих слились для меня в имени моего первого Учителя.
Три самых сильных откровения, которые я испытал в первые университетские годы, -- инсайт в античную культуру вообще и умное видение Платона частности, инсайт в христианский мистицизм и инсайт в визионерские вселенные Штайнера и Андреева -- стали мощным стимулом для целой серии пиковых переживаний, заложивших основы моего дальнейшего психодуховного развития.
Тогда мне казалось, что под знаком этих инсайтов, под знаком античной и христианской мистики пройдет вся моя жизнь. Путь виделся ясным и прямым, освященным трудами основателя философии идеализма, фаворским светом и крестным знамением. Я и предположить не мог, что очень скоро моя судьба повернется совсем в другую сторону и начнется совершенно новый период моей
жизни — период совсем иных странствий, совсем иных откровений, совсем иных учителей, период, который я условно называю теперь «шаманским» или
«диониОсийским», вМотличие от предАыдущего «аполХлоническоУго». М
Этот период того момента, когда мне в руки попала книга
«Шаманизм» Мирча Элиаде а ключе ым событием, авшим дверью нового инсайта, оказалось знакомство с подробностями жизни и творчества легендарного рок-шамана Джима Морисона. Так же как дух старого умирающего шамана- индейца вошел когда-то в маленького Джима посреди аризонской пустыни, вошел в меня дух самого Морисона, когда однажды весенней ночью в середине 90-х я посмотрел фильм «Doors» Оливера Стоуна — и это стало началом моего головокружительного погружения завораживающий и, одновременно, пугающий
«мир духов», мир психоделической романтики 60-, мир Тимоти Лири, Карлоса Кастанеды, Джона Лилли, Теренса Маккены, Станислава Грофа.
Книги последних двух исследователей, которые я покупал в магазинчике эзотерической литературы, скромно присоседившимся возле здания филфака, издавались под скромной вывеской «Тексты Трансперсональной Психологии и через них я впервые соприкоснулся с плодами миссионерской, иначе не назовешь, деятельности в России основателя Трансперсонального Института Владимира Майкова — через несколько лет этому соприкосновению суждено было вырасти в очное знакомство с Владимиром, плодотворные взаимоотношения с которым продолжаются до сих пор. Но тогда я и не догадывался об этом.
Тогда я и не мог такого предположить… Все, что я мог тогда — в то время, когда на меня обрушился первый вал дошедшей, наконец, до меня сквозь пространство и время психоделической волны из 60-х — это лишь изумляться и благодарно впитывать, впитывать… впитывать новый опыт, впитывать причудливые дионисийские инсайты.
Я также благодарен своей первой жене Евгении, которая разделила со мной восхитительные взлеты и роковые падения этих самых безумных и самых отчаянных лет моей жизни И, конечно я благодарен ее родителям, принявшим меня в ой дом как родного сына.
Самое мощное откровение тех бурных лет — это конечно инсайт который я получил через творения Карлоса Кастанеды Причем это был даже не один инсайт, а целая серия инсайтов-проникновений: сначала — в сумрак завораживающих пейотных видений и миры загадочных союзников; а затем — в ослепительную красоту энергетической реальности — реальности светящегося кокона, пучков эманаций подвижной точки сборки.
И я благодарен Карлосу Кастанеде за его Дона Хуана — не важно правда он или вымысел — не важно, потому что Дон Хуан, равно как и Дон Хенаро, на многие годы стал моим реальным внутренним Учителем. Я благодарен Карлосу Кастанеде за то, что он помог мне открыть доступ к этой глубинной реальности внутри себя.
Я также благодарен своей бабушке Марии, через которую, примерно в эти же годы, мне открылся внутренний доступ к моему духу-предку, прапрадеду Илье, живая, кровная внутренняя связь с которым одно время помогала мне справиться
со шквалом причудливых шаманских откровений. Оказалось, что мой прапрадед
тоже был в некоторой степени «шаманом», знахарем, исцелявшим людей с помощью заговоров и слова Божьего.
Дальнейшее развитие моего дионисийского периода жизни привело меня к более подробному знакомству с трансперсональной психологией методом холотропного дыхания, вскоре ставшим для меня верным орудием самотрансценденции. Это произошло после моего очного знакомства с Владимиром Майковым и его женой Кристиной, когда я приехал на один из проводимых ими летних семинаров, где также завязалось множество
прекраАснейших з:накомств.
А: А:
В тот год я проживал кульминационную точку жесточайшего кризиса,
порожденного изобильным и избыточным опытом мощных непрекращающихся пиковых переживаний, сотрясавших мое бедное эго, которое было просто не в состоянии в одиночку справиться с ними, усвоить этот поток ошеломляющего надличностного опыта. Я испытывал острый дефицит общения с подобными себе, а главное — я чувствовал настоятельный зов и потребность в поиске наставника, который помог бы мне структурировать мой опыт.
Этот зов и эта потребность и привели меня к Владимиру и Кристине Майковым, которых до сих пор я считаю одними из лучших своих Учителей с большой буквы.
С этого знакомства начался новый, московский период моей жизни, который я условно называю «интегративным». Начало его было довольно странным — в один миг я обрел общество себе подобных и на радостях буквально потерял дар речи. Впервые за долгое время мне было с кем поговорить о сокровенном, но в душе накопилось столько невысказанного, что я не мог связать и пары слов…
Я благодарен судьбе за знакомство с Владимиром, в котором я с благоговением узнаю воплощение подлинного философа-мистика и каждой минутой общения с которым я бесконечно дорожу. Многие практики, образы и идеи, развитые в этой книге, и в первую очередь идея «трех путешествий», видение жизни как трехфазного, трехуровневого героического путешествия прорыва подлинной внутренней Реальности, были почерпнуты мной из его лекций и семинаров. Я благо арен Владимиру за то, что он познакомил меня с живой философско-практической традицией знания, вдвойне благодарен ему за то, что он познакомил меня с живой традицией тибетского буддизма Дзогчен, прямое посвящение в которую я получил от третьего в своей жизни Учителя с большой буквы — Намкая Норбу Ринпоче; и наконец я втройне благодарен Владимиру за то, что он поспособствовал моему близкому знакомству трудами Кена Уилбера, после прочтения которых я пережил глубочайший инсайт в интегральное видение Реальности, ставшее надежным концептуальным каркасом моей сегодняшней психодуховной практики и моего мировоззрения.
Я благодарен мастерам трансперсональной психологии — Станиславу Грофу, Арни Минделлу, Стенли Криппнеру — через их книги и семинары мне передавались бесценные знания и живой опыт, которыми я пропитался столь глубоко, что порой мне сложно определить, где кончаются их идеи и начинаются мои.
Я благодарен другим своим друзьям и учителям, очным и заочным, явным и неявным, которых я встретил за время жизни в Москве, пока кочевал от одного сообщества практикующих другому, любопытством иглядываясь к непривычным нравам и впитывая, впитывая бесценный опыт общения с разными людьми.
Я благодарен Наталье Поклонской — своей названной сестре — женщине, которая в первое время моей жизни в столице бескорыстно делилась со мной своим кровом и хлебом, которая была и остается заботливым другом и чуткой
собеседАницей.
: А: А:
Я благодарен Василию Губанову, городскому шаману, посвятившему меня в
таинства древних очистительных ритуалов. Я благодарен Сергею Канадину, бесстрашному воину и магу, углубившему мое познание магической реальности. Я благодарен Дмитрию Ямалееву, открывшему мне доступ к мудрости тела, к тайнам внутренней структуры и движения энергии ци. Я благодарен Алине Слободовой, ставшей для меня воплощенным идеалом городской шаманки, с чьей неоценимой помощью я делал первые самостоятельные шаги в качестве тренера и ведущего семинаров.
Я благодарен Илье Ольшанецкому, который познакомил меня с удивительной тактикой боевого искусства Вин Чун и который не перестает удивлять меня своей бескорыстной готовностью в любой момент протянуть дружескую руку помощи.
Наконец, я благодарен Александру Нариньяни, в характере которого удивительным образом сплелись европейская интелл гентность и буддийская мудрость — я благодарен ему за тот шаг, который он сделал навстречу мне и моей книге, и за ту неоценимую помощь, которую он продолжает оказывать мне своими советами и предоставляемыми возможностями. Я благодарен Максиму Голубю и Нелее Мариевской за их дружеское участие в моей судьбе, душевную поддержку и терпение к моим неуклюжим, но искренним попыткам проявить себя.
И, конечно, я безмерно благодарен Анне Назаровой — своей жен, отзывчивому другу, верной сподвижнице и музе-вдохновительнице, без эта книга вряд ли увидела бы свет.
Я искренне благодарен всем этим людям и с чистой душой признаю их незримое соавторство в написании этой книги.
С чистой душой я отдаю эту книгу на твой суд, драгоценный читатель.
Надеюсь, она поможет тебе в твоем собственном странствии в поисках Истины, Свободы и подлинной Реальности.
С чистой душой я возвращаюсь в фильм своей жизни, который продолжается в настоящем — и в настоящем продолжается мое путешествие, которое никогда не начиналось и никогда не закончится.
Роман Макуш
Москва, 10 января 2008 года
Date: 2015-09-05; view: 297; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|