Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А) Эмоции и процессы познания
"Нет, интеллект аффекту не товарищ" (Д.А.Леонтьев - "Однопсишья...")
Этот вопрос отражает положение эмоций в системе психического. а. Эмоции обособлялись в отдельную сферу, противопоставленную сфере познания. б. Признание преимущества и первичности процессов познания. в. Интеллектуализм: Эмоция как свойство или разновидность ощущений, как результат взаимодействия представлений или особый вид познания. Липпер - Эмоция суть восприятие.
Вилюнас считает наиболее правдоподобным взгляд, признающий вторичность эмоций, их зависимость от познавательного отражения, ведь эмоции сопровождают познавательно отражаемое содержание, оценивают и выражают суб'ективное его значение. Эмоции предметны, поэтому эмоциональную сферу нужно представлять как отдельный палст психического, как бы надстраивающийся над познавательным образом и занимающий промежуток между ним и внутренними психическими образованиями (потребностями, опытом...). Эмоция - носитель суб'ективного отношения к тому, что отражается. Лурия, Калашник: если при каких-либо событиях эмоция сформировалась, то связанные с этими событиями обстоятельства могут вызвать эту же эмоцию. Обычно предметом новых эмоций служат условия и сигналы эмоциональных воздействий. Здесь процессы познания управляют лишь развитием эмоционального процесса. Спиноза: предмет любви-ненависти - все, что познается как причина удовольствия-неудовольствия. Эмоции являются важнейшими факторами регуляции процессов познания. Они влияют на непроизвольное внимание и запоминание (а так же и на произвольное); на процессы воображения и фантазии, на процессы восприятия, на речь, на мыслительные процессы. Рейковский, Васильев - эмоция как регулятор процессов познания, свели все сказанное ранее воедино: . непроизвольное запоминание и внимание . воображение и фантазия . могут исказить процессы восприятия . зависит ряд характеристик речи . влияние на мыслительные процессы Некоторые наблюдения и эксперименты: 1. Испытуемым предлагалось заучить несколько слогов и усвоить сигнал опасности (при зажигании лампочки давался ток). Проходило это действо в двух вариантах - с сигналом опасности (угрозой) и без оного. Результат: в условиях тревоги заучивание слогов было хуже, нежели в нейтральных, а усвоение сигнала опасности - лучше. 2. Сильная эмоция может привести к деформации процесса мышления, к нарушению его логической структуры. Был случай, когда после спектакля о вторжении марсиан началась паника.
В школе Тихомирова выявляли феномен эмоционального решения задачи. На материале шахматной игры. Перед "ага-реакцией" наблюдалась значительная эмоциональная реакция - КГР. Так же феномен эмоционального обнаружения проблемы. Давался текст с противоречиями, они обнаруживались на несознательном уровне.
б) Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
Сначала немного о базовых потребностях. Не у всех они одни и те же; отчасти и этим различаются индивидуальные различия. Существует идея плюралистической интерпретации видов. Виду невыгодно иметь одинаковых представителей, так что это предусмотрено генетикой:
средний тип норма адаптивная } модификации дезадаптивная } ----//----
Это естественные отклонения, заготовки "на всякий случай", ведь условия-то могут в любой момент измениться, при чем в какую сторону - не известно. Тогда для того, чтобы виду выжить к таким изменениям должны быть готовы хотя бы некоторые особи. Особенности индивидуального развития определяет не только генетический код, но и среда. Внешние условия сильно влияют на то, что именно из унаследованного проявится: 50% - детерминировано изначально - таким уж человек родился. 50% - определяется после рождения - инфекции, условия жизни, воспитание, особенности интеллектуальной сферы - развитие. Возможно негативное влияние одной базовой потребности на другую. Например (в терминологии Маслоу) - потребность в безопасности может блокировать потребность в самоактуализации. Так же на нее влияет и комплекс Ионы (боязнь ответственности?). В общем-то Мюрреем была создана система теорем, дабы об'яснить эти самые индивидуальные различия: "Два организма могут вести себя абсолютно по-разному только потому, что по чистой случайности сталкиваются с разными условиями". "Считается, что два организма различны, если они реагируют на одинаковые ситуации по-разному, и на разные - одинаково". Гм... одна проблема - разные ситуации могут быть следствием различных внутренних состояний.
Date: 2015-09-05; view: 698; Нарушение авторских прав |