Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) Эмоции и процессы познания





 

"Нет, интеллект аффекту не товарищ" (Д.А.Леонтьев - "Однопсишья...")

 

Этот вопрос отражает положение эмоций в системе психического.

а. Эмоции обособлялись в отдельную сферу, противопоставленную сфере

познания.

б. Признание преимущества и первичности процессов познания.

в. Интеллектуализм: Эмоция как свойство или разновидность ощущений,

как результат взаимодействия представлений или особый вид

познания. Липпер - Эмоция суть восприятие.

 

Вилюнас считает наиболее правдоподобным взгляд, признающий вторичность

эмоций, их зависимость от познавательного отражения, ведь эмоции

сопровождают познавательно отражаемое содержание, оценивают и выражают

суб'ективное его значение.

Эмоции предметны, поэтому эмоциональную сферу нужно представлять как

отдельный палст психического, как бы надстраивающийся над

познавательным образом и занимающий промежуток между ним и внутренними

психическими образованиями (потребностями, опытом...). Эмоция -

носитель суб'ективного отношения к тому, что отражается.

Лурия, Калашник: если при каких-либо событиях эмоция сформировалась,

то связанные с этими событиями обстоятельства могут вызвать эту же

эмоцию. Обычно предметом новых эмоций служат условия и сигналы

эмоциональных воздействий. Здесь процессы познания управляют лишь

развитием эмоционального процесса.

Спиноза: предмет любви-ненависти - все, что познается как причина

удовольствия-неудовольствия.

Эмоции являются важнейшими факторами регуляции процессов познания.

Они влияют на непроизвольное внимание и запоминание (а так же и на

произвольное); на процессы воображения и фантазии, на процессы

восприятия, на речь, на мыслительные процессы.

Рейковский, Васильев - эмоция как регулятор процессов познания,

свели все сказанное ранее воедино:

. непроизвольное запоминание и внимание

. воображение и фантазия

. могут исказить процессы восприятия

. зависит ряд характеристик речи

. влияние на мыслительные процессы

Некоторые наблюдения и эксперименты:

1. Испытуемым предлагалось заучить несколько слогов и усвоить сигнал

опасности (при зажигании лампочки давался ток). Проходило это действо

в двух вариантах - с сигналом опасности (угрозой) и без оного.

Результат: в условиях тревоги заучивание слогов было хуже, нежели в

нейтральных, а усвоение сигнала опасности - лучше.

2. Сильная эмоция может привести к деформации процесса мышления, к

нарушению его логической структуры. Был случай, когда после спектакля

о вторжении марсиан началась паника.

 

В школе Тихомирова выявляли феномен эмоционального решения задачи.

На материале шахматной игры. Перед "ага-реакцией" наблюдалась

значительная эмоциональная реакция - КГР.

Так же феномен эмоционального обнаружения проблемы. Давался текст с

противоречиями, они обнаруживались на несознательном уровне.

 

 

б) Индивидуальные различия базовых потребностей человека.

 

Сначала немного о базовых потребностях. Не у всех они одни и те же;

отчасти и этим различаются индивидуальные различия.

Существует идея плюралистической интерпретации видов. Виду невыгодно

иметь одинаковых представителей, так что это предусмотрено генетикой:

 

средний тип

норма

адаптивная } модификации

дезадаптивная } ----//----

 

Это естественные отклонения, заготовки "на всякий случай", ведь

условия-то могут в любой момент измениться, при чем в какую сторону -

не известно. Тогда для того, чтобы виду выжить к таким изменениям

должны быть готовы хотя бы некоторые особи.

Особенности индивидуального развития определяет не только генетический

код, но и среда. Внешние условия сильно влияют на то, что именно из

унаследованного проявится:

50% - детерминировано изначально - таким уж человек родился.

50% - определяется после рождения - инфекции, условия жизни,

воспитание, особенности интеллектуальной сферы - развитие.

Возможно негативное влияние одной базовой потребности на другую.

Например (в терминологии Маслоу) - потребность в безопасности может

блокировать потребность в самоактуализации. Так же на нее влияет и

комплекс Ионы (боязнь ответственности?).

В общем-то Мюрреем была создана система теорем, дабы об'яснить эти

самые индивидуальные различия:

"Два организма могут вести себя абсолютно по-разному только потому,

что по чистой случайности сталкиваются с разными условиями".

"Считается, что два организма различны, если они реагируют на

одинаковые ситуации по-разному, и на разные - одинаково".

Гм... одна проблема - разные ситуации могут быть следствием различных

внутренних состояний.

 

 







Date: 2015-09-05; view: 698; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию