Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов





 

Мы имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает

определенным потребностям и угасает в результате их удовлетворения.

При этом она может снова возобновляться в результате изменения условий

или возникновения релевантных потребностей. Главное, что отличает

одну деятельность от другой - различие предметов этих деятельностей,

ибо предмет деятельности придает ей определенную направленность.

Предмет деятельности есть ее действительный мотив. За мотивом стоит

потребность, мотив отвечает той или иной потребности. Деятельности

без мотива не бывает. Действия - процесс подчинения сознательной

цели. Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит

к тому, что происходит как бы расщепление функций:

1. Функция побуждения - полностью сохраняется за мотивом.

2. Функция направления - действия, осуществляющие деятельность,

побуждаются ее мотивом, но направлены на цель.

Один и тот же мотив может конкретизироваться в разных целях и

порождать различные действия. Деятельность осуществляется некой

совокупностью действий, которые подчиняются частным целям, которые

могут выделяться из общей цели, а роль общей цели выполняет один

осознанный мотив, превращающийся, благодаря осознанию, а мотив-цель.

Цели не изобретаются и не ставятся произвольно, они даны в об'ективных

обстоятельствах.

Задача - цель, данная в определенных условиях.

Операция - способ осуществления действия.

Действия сопоставляются целям, операции - условиям.

Деятельность, утратившая мотив -> действие.

Действие, мотив которого приобрел побудительную силу -> деятельность.

Действительный мотив, который трансформировался в способ достижения

цели -> действие становится операцией.

 

На психическом уровне потребности опосредованы психическим отражением

двояко. С одной стороны предметы, отвечающие потребностям, выступают

об'ективно-сигнальными признаками. С другой - чувственно отражается

суб'ектом опредмечивание: возникает подвижная связь потребностей с

отвечающими им предметами. Т.к. предмет сразу не дан, то при

возникновении потребности его надо найти, тогда потребность

приобретает предметность, а предмет ея становится мотивом.

Потребность может реализовавыться в деятельности: она первоначально

воспринимается как условие, как предпосылка деятельности, однако как

только суб'кут начинает действовать, потребность трансформируется и

предращается в результат, в мотив деятельности - поисковая.

Изменение конкретных предметных содержаний потребностей приводит и

к изменению способов их удовлетворения.

Потребность опосредуется потребностью в предмете, его восприятием или

мысленным его представлением (опыт). В этой отраженной своей форме

предмет выступает в качестве побуждающего мотива.

Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и

"механизмом" ее движения.

 

Генетически исходным для человеческой деятельности является

несовпадение ее мотивов и целей. В отличие от целей мотивы не

осознаются суб'ектом, однако мотивировку привести не трудно,

единственная проблема, что мотивировка может содержать не

действительный мотив, а не пойми что. "Я иду в магазин потому, что

так велел мне явившийся вчера ночью демон" - на самом деле просто

есть охота...

Мотивы не отделены от сознания, т.к. даже если мы не отдаем себе

отчета в том, что именно заставляет нас совершать те или иные

действия, действительные мотивы все равно вылезают наружу в форме

эмоциональной окраски действия. "Демон - не демон, а до магазина

дойти все равно приятно!".

Эта самая эмоция выполняет специальную функцию, что и позволяет ее

отличать от личностного смысла. Такое несовпадение и происходит в

результате раздвоения функций мотивов. Такое несовпадение происходит

когда деятельность становится полимотивированной, т.е. отвечающей

двум и более мотивам.

Одни мотивы побуждают деятельность (мотивы-стимулы), а другие

вместе с тем предают ей личностный смысл - смыслообразующая функция

мотивов.

Когда важная для человека по своему личностному смыслу деятельность

сталкивается с негативной стимуляцией, возникает сильное эмоциональное

переживание - личностный смысл не изменится, однако происходит быстрая

дескридитация возникшей эмоции.

 

Иерархия мотивов:

Маслоу:. необходимость поддерживать физиологический гомеостаз

. мотивы самосохранения

. уверенность, престижность

. познавательные и эстетические

. стремление к самоактуализации

Ах: Отношения между мотивами определяются складывающимися связями

деятельности суб'екта, их опосредованиями, и поэтому являются

релятивными. Смыслообразующие мотивы занимают более высокое положение

даже если не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущим в жизни

личности, мотив для суб'екта оставался "за кадром" - и со стороны

осознания и со стороны своей афектогенности.

Мотивы открываются сознанию только об'ективно, для этого нужен анализ

деятельности, ее динамики. Суб'ективно мотивы выступают в форме

стремлений и желаний.

Осознание мотивов - явление вторичное, возникающее на должном уровне

развития личности и воспроизводящееся с течением времени.

 

Если внешняя чувствительность связывает в сознании суб'екта значения

с реалиями об'ективного мира, то личностный смысл связывает их с

реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный

смысл и создает пристрастность человеческого сознания.

В сознании суб'екта сознания не существует кроме как в качестве

фактора, реализующего те или иные личностные смыслы. Личностный

смысл всегда предметен - это всегда смысл чего-то.

 

Сознание человека - внутренне движение его образующих, включенное в

общее движение деятельности, осуществляющей реальную жизнь индивида

а обществе. Деятельность человека есть субстанция его сознания.

 

Личностный смысл - значение "для меня", которое определяется моими

актуальными мотивами и потребностями.

 

 

Date: 2015-09-05; view: 772; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию