Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А) Эмоции и мотивационные процессы
I. Решение данного вопроса связано с об'емом класса эмоциональных явлений (присоединяются ли к нему специфические переживания, имеющие побуждающий характер сами по себе [Рубинштейн vs. Леонтьев]).
- Мотивационные теории эмоций (пр. Спиноза) - для об'яснения некоторого поступка не достаточно сказать, что он был совершен из-за желания; конкретное действие отвечает более общему жизненному отношению, определяемому потребностями и ценностями, привычками, опытом и т.д. Однако сам суб'ект всю сложную совокупность факторов, детерминирующих его поведение не отражает, им отчетливо переживаются лишь эмоциональные побуждения, возникающие при этом - ими он и руководствуется. Именно этот факт и лежит в основе того, что эмоции сами по себе мотивируют поведение. + Липпер, Петражицкий, Вундт, Грот: отделяют побуждающие переживания от эмоций, но эмоциональные переживания - звено развития процессов мотивации. - Отличие эмоций от побуждающих переживаний -> поведение детерминируется потребностями и мотивами, эмоции возникают в специфических ситуациях (фрустрации, конфликта) и выполняют в них специфические функции (активации, мобилизации, закрепления). - Необходимо и активное участие суб'ективных переживаний в регуляции деятельности. Рубинштейн: эмоция является суб'ективной формой существования потребности (мотивации), т.е. мотив открывается суб'екту в виде эмоционального явления, которое сигнализирует ему о потребностной значимости об'ектов и побуждают направить на них деятельность.
II. Липпер (мотивационная теория эмоций) -= Некоторые положения теории =- 1. Эмоции представлены как мотивы, ибо оказывают то же фундаментальное влияние, что и мотивы физиологического происхождения (голод, п'яным за руль сел...) 2. Два типа мотивов: . физиологические - зависят от химического гомеостаза в организме. . эмоциональные - зависят от сигналов, напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы. 3. Наиболее важным мотивом является эмоциональный - у высших животных. 4. Эмоциональные процессы, как и перцептивные, в течении жизни становятся все более индивидуализированными. III. Рубинштейн Эмоциональные процессы устанавливают связь между ходом событий, совершающихся сообразно или вразрез с его потребностями, ходом его деятельности (направленной на удовлетворение этих потребностей) и течением внутренних органических процессов. В результате индивид "настраивается" на соответствующие действия. Взаимосвязи эмоций и потребностей могут проявляться двояко: - удовлетворение или неудовлетворение порождает эмоцию удовольствия или неудовольствия - сама потребность, как активная тенденция, может испытываться как чувство, эмоция включает в себя стремление к тому, что для индивида привлекательно (наркотики -> стремление не к банкам- склянкам, а к эмоциям, ими порождаемыми). В силу разнообразия потребностей, интересов и установок, одно и то же действие может приобрети различное эмоциональное значение.
IV. Леонтьев Суб'ективные переживания к мотивам не относятся, т.к. сами по себе не способны вызывать направленной деятельности: они выполняют функцию избирательной активизации систем, реализующих деятельность. В гедонистических концепциях деятельность направлена на достижение эмоции, т.е. эмоция служит побудительным фактором - "Э, нет!" - сказал Леонтьев: Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, непосредственно отражающих отношение мотивом и реализующей этот мотив деятельностью. Одно и то же действие может приобретать разную эмоциональную окраску, в зависимости от общей направленности деятельности, которая задается мотивом. Эмоция выполняет важную функцию в мотивации, однако сама по себе мотивом не является. Мотивы как правило актульно не осознаются суб'ектом, но если они входят в сознание, то придают сознательному отражению суб'ективный образ - личностный смысл, который сигнализируется врзникающими у человека эмоциональными переживаниями.
Date: 2015-09-05; view: 530; Нарушение авторских прав |