Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А) Исследования мотивации в когнитивной психологии
В когнитивной психологии отстаивается значимость когнитивной оценки ситуации а формировании адекватного поведения.
1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими (ВНС)и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность. Экспериментальная проверка: 3 экспериментальные группы, одна контрольная. 1й группе - вводился адреналин и сообщалось, что возможны побочные явления в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная группа. 2й группе - адреналин, но сообщалось, что никаких побочных эффектов не будет - неинформированная группа. 3й группе - адреналин + сообщались не соответствующие действительности подробности - это ложноинформированная группа. Контрольная группа получала физ.раствор без комментариев. После чего появлялся некий товарищ, который демонстрировал два разномодальных типа поведения - эйфорию и ярость. Результат. 2я и 3я группы заражались его состоянием, остальные - не давали никакой реакции.
2. Модификация Валлинса. а) Он постулирует, что реальное состояние возбуждения входит в переживание эмоции не непосредственно, т.е. автоматически и неосознанно, а через восприятие этого состояния, и, следовательно б) Для изменения восприятия собственного состояния возбуждения не требуются реальные изменения в ВНС, их можно инсценировать при помощи обратной ложной информации испытуемому. Экспериментальная проверка: Мужикам пред'являли изображения полуобнаженных женщин, при этом параллельно шла акустически представленная информация об их (мужиков) сердцебиении. При демонстрации тех или иных картинок сердцебиение замедлялось или ускорялось. Контрольной группе говорили, что звуки сердцебиения вообще не имеют к ним отношения. После пред'явлений надо было оценить привлекательность женщин. Результат: самыми привлекательными были названы те, при пред'явлении которых сердцебиение учащалось. В более поздних исследованиях испытуемым раскрывали обман, самое интересное, что предпочтения при этом не менялись.
3. Когнитивная модель эмоций Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее полезности или опасности. Перцепция -> оценка возможных последствий воспринимаемой ситуации для суб'екта -> оценка принимает форму эмоционального отношения, переживаемого как поведенческая тенденция к избеганию или стремлению -> само действие: стремление или избегание. Эту схему процесса когнитивной оценки ситуации уточнил и эксперементально обосновал Лазарус. Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания (кровавости или просто гадости). Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего бояться - это же просто фильм" 2) Интеллектуальная реакция - установка на отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой (их не предупредили, что гадость покажут), группа, у которой было время выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2).
4. Теория когнитивного балланса Хайдера. В основе этой теории лежит гештальтовый принцип "хорошей формы", который Хайдер перенес на отношения между элементами ситуаций. Элементы: сам суб'ект или другие индивиды, вещи, ситуации, группы... Эта теория занимается конфигурациями, состоящими из ряда элементов, между которыми существует определенное отношение. Отношение: 1) установка симпатии или антипатии. 2) связь по принадлежности. Главная идея: Определенным конфигурациям оказывается предпочтение и они по обстоятельствам создаются суб'ектом либо посредством умозрительного переконструирования, либо реальными изменениями через деятельность. Теория Хайдера сформулированна для триад элементов из системы S-O-X, S - суб'ект, O - другой человек, X - предмет или убеждение. [три картинки - а, с - сбалансированные структуры, в - нет. Стрелки - направление отношений, постоянные - положительное отношение, пунктир - отрицательное.]
5. Теория когнитивного диссонанса Фестингера (ученик Левина). Возникающие элементы психического могут находиться в следующих отношениях: а. иррелевантны (не связаны) б. консонантны (одно следует из другого) в. диссонантны (противоречат) Когнитивный диссонанс - негативное состояние, которое возникает если по крайней мере два представления ("знания") не могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса. 1) Через изменение поведения (поиск новой информации, добавление новых знаний). 2) Через смену убеждений (пересмотр одного из пришедших в противоречие представлений, изменение существующих знаний). Таким образом диссонанс редуцируется: я курю траву и тут узнаю, что это оказывается вредно. Варианты: а) Изменение одного или нескольких элементов в диссонансном отношении: - перестаю курить - курю, но меньше и через кальян - посылаю того, кто мне об этом сказал куда подальше б) Добавление новых элементов, согласующихся с уже имеющимися: - да мало ли кто курит, и никто еще от этого не умирал! - все в жизни вредно! в) Уменьшение значимости диссонансных факторов: - когда я курю, у меня появляются гениальные мысли - да ну вас с вашими разговорами о вредности - патологоанатомы лечат все! - вредно? да ты сам попробуй! Это вредно быть не может!
Теория подтверждалась при помощи полевых исследований, приближенных к реальной жизни, по итогам оных Фестингер выделил 5 основных областей, в которых редукция когнитивного диссонанса играет важную роль: а. Конфликты после принятия решения. - пример Брема. б. Вынужденное согласие. - скучная работа за которую много платят. в. Селекция информации. - купил Запорожец, стал читать книжки про то, какая это хорошая машина, а не анекдоты слушать. г. Несогласие с убеждениями социальной группы. - секта собралась встречать конец света, а он не состоялся. Кто ждал по одиночке - утратили веру, кто ждал в компании - господь нас помиловал и послал дешевое пиво в соседнем ларьке - диссонанс редуцируется в связи с взаимным влиянием. д. Неожиданные результаты действий и их последствия. - Брем заставлял есть детей нелюбимые овощи, а потом стучал родителям, что дели их якобы очень любят. Детям приходилось начинать более высоко оценивать эти самые овощи. Те же дети, родителям которых про поедание этих самых овощей не сообщалось, так их и не ели. "Эффект свершившегося факта".
Пример Брема: Испытуемые должны были оценивать предметы домашнего обихода. В качестве стимуляции - высоко ценный предмет (из пары) забирали себе. С группы: 1) Выбор между двумя равнопривлекательными предметами (высокий диссонанс). 2) Выбор между привлекательным предметом и не очень (низкий диссонанс). После принятия решения оказывалось, что избранная альтернатива стала более привлекательной, чем отвергнутая. Изменение было более сильным в условиях высокого диссонанса. Этот эффект получил название "эффекта расхождения". Более сложным и редким является "эффект схождения" или "сожаления", когда ценность избранной альтернативы понижается, а отвергнутой - повышается (у людей плохо переносящих диссонанс встречается как попытка отменить только что принятое решение).
Date: 2015-09-05; view: 653; Нарушение авторских прав |