Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А) Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме
Бихевиоризм на время вообще исключил исследования мотивации из проблем психологии, ибо сама формула S-R исключала какие-либо детерминанты поведения кроме внешних стимулов. Как таковой бихевиоризм вообще не особо интересуется психикой: его задача выяснить, какую R вызовет определенный S, таким образом психика предстает в качестве совокупности автоматических R'ий. Для того, чтобы говорить о мотивации в пределах бихевиоризма, стоит принять следующие посылки: 1) Не существует простой R'ии (в ней принимают участие привычки, опыт), т.к. в момент R на организм не действует один изолированный S. 2) Поведение не укладывается в формулу S-R, ибо один и тот же S может вызывать различные R. 3) Существуют внутренние силы, которые закрепляются в виде потребностей. Принятие этих посылок привело к возникновению необихевиоризма и возвращению психики и мотивации (задача которой объяснить особенности действий животного в изменяющихся условиях) в круг проблем исследования, к возникновению таких понятий как "побудительные силы", потребности, нужды и т.д.
Мотивация понимается как источник активности и направленности поведения (направленность - сущность мотивации). При изучении мотивации выделяют два аспекта: 1) Направленность (активная, длительная и избирательная). 2) Динамика (изменяющееся во времени усиление или ослабление). Сферой мотивации является об'яснение - как осуществляется поведение и почему именно так (через мотивы, потребности и т.д.).
Коль скоро мы говорим о необихевиоризме или "исправленном бих-ме", который изучал поведение, то первейшими исследованиями, даже после введения среднего звена (мотивов), остались исследования внешней активности орг-ма (говорилось о том, что активность определяет, мотивирует поведение). 1) Выделялись детерминанты активности - физиологические циклы (например, половые - Рихтер), эмоциональные состояния (неуверенности - Биллингсли). 2) Отмечалось существование индивидуальных различий проявления активности. Существует энергетическая интерпретация (Холт) активности: предполагается, что активность и запас химической энергии (от пищи) связаны, т.е. когда "организм голоден" уровень поисковой активности (за пищей) повыщается. Но существуют факты против такого взгляда - общественное признание и активность по его достижению не зависят от уровня метаболизма. Хейманс положил активность в основу топологии характеров. Гезелл - смотрел на активность с точки зрения генетики. Ширли - изучал изменения активности с возрастом. Московиц - чем меньше крысу кормишь, тем быстрее бегает по колесу.
В связи с характеристикой направленности активности вводится такое понятие как валентность. Экспериментально показано, что организм не всегда стремится к тому, в чем испытывает потребность (например, для человека весьма привлекательны вредные вещи), однако все равно выделяют положительную и отрицательную валентности. Если предмет обладает положительной валентностью, то организм будет стремится к обладанию этим предметом, если отрицательной - возникнет реакция избегания. То, какой валентностью будет обладать тот или иной предмет зависит от опыта, вида, научения - у человека очень сильно влияние социальных факторов.
В рамках необих-ма изучалась так же познавательная потребность (познавательная мотивация). 1) Эксперимент с манипулированием - "макак и головоломка". Экспериментатор на глазах у обезьяны собирал головоломку и уходил, а обезьяна разбирала ее. Так продолжалось 12 дней, на 13 же - обезьяне предлагали разбирать головоломку каждые 6 минут в течении 10 часов - при таком раскладе число манипулирований уменьшилось по сравнению с другими днями, однако полностью не исчезло, обезьяна продолжала разбирать, именно в этом якобы и проявлялась познавательная мотивация. 2) Потребность в исследовании - "обезьяна в непрозрачной клетке". В клетке было два окошка, которые открывались рычажками. Если обезьяна нажимала на правильный рычаг, то она могла в течение 30 сек. смотреть на мир, если на неправильный, то на некоторое время блокировались оба окошка. В каждой пробе правильные и неправильные окошки произвольно менялись местами, правильное окошко отмечалось цветной карточкой. Если обезьяна вообще не нажимала рычаг, то окошко все равно открывалось, однако позже - через 5 минут и тоже на 30 сек. Эксперимент проводился в течении 5 дней, животных было несколько, однако нажатия не прекращались - следовательно у животного очень высокая познавательная мотивация (ждать не желает, зараза...). 3) Изоляция и сенсорное лишение (эксперимент Хэбба). Человек помещался в звуконепроницаемую камеру, где неподвижно лежал, на глаза надевались очки, не позволяющие различать предметы, к минимуму сводились и тактильные ощущения - после 12 часов такой развлекухи начинала основательно ехать крыша, следовательно у данного человека была очень высока потребность в контакте с внешним миром.
Существует точка зрения, что поведения детерминируется отрицательной мотивацией, т.е. реакций избегания (например, стремление к богатству это избегание бедности). Маурер выделял страх как двигательную силу поведения человека. Действительно, например, наказание имеет тенденцию мотивировать поведение (избегание наказания), в результате чего возникает "осторожное" поведение. Поведение избегания может инициироваться приобретенной мотивацией страха: Крыса в клетке: одно отделение белое - там крысу лупят током, другое черное - там ее не трогают. Даже после того как ток от белого отделения отключают, крыса все равно ломится в черное. Приобретенная мотивация - это распространение существующей мотивации на новые об'екты. Толмен (нео) - выделял три уровня побуждающих сил поведения: 1) биологические - голод, жажда и пр. 2) социальные - господство, власть. 3) желания делиться, желание успеха.
Date: 2015-09-05; view: 2877; Нарушение авторских прав |