Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмоций)
Рассмотрим, что понимают разные авторы под одним и тем же термином - "чувство".
I. Вильгельм Вундт. Этот товарищ, как и всякий структуралист, искал инварианты психического, его извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых "психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством (суб'ективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства об'единяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.
II. Эрнст Клапаред. Чувства по оному - полезные "аффективные ньюансы", позволяющие определить ценность вещей. Это установки, полезно ориентирующие поведение. Он говорит, что для каждой эмоции существует свое чувство. Интеллектуальные чувства - элементы мышления, не репрезентирующие предметного содержания. Всякое такое чувство соответствует адаптивным реакциям и установкам. Чувства выражают отношение ситуации к нашему благосостоянию (установку к ситуации). Таким образом чувство - осознание установки.
III. С.Л.Рубинштейн. У Рубенштейна чувство равно эмоции. Чувство рождается в деятельности и обуславливает ее. Положительным или отрицательным будет чувство - зависит от отношения результата деятельности к цели оной. Динамика чувств зависит от динамики деятельности. Эмоция - единство аффективного и интеллектуального начал, которая может как организовывать деятельность, так и дезорганизовывать ее. Рубенштейн выделяет три уровня чувств: 1) органические (физические) чувства связаны прежде всего с органическими потребностями. 2) предметные чувства - осознаное переживание отношения человека к миру, включающие эстетические, моральные и интеллектуальные чувства. 3) мировоззренческие чувства - выражают стойкие мировоззренческие установки личности. Аффекты - бурные эмоциональные процессы взрывного характера. Страсти - стойкие длительные чувства с явно выраженным волевым моментом.
IV. А.Н.Леонтьев Под чувствами понимает результат специфического обобщения эмоций. Чувства предметны, имеют социальное происхождения и образуют несколько уровней - от чувств к об'екту до социальных чувств. Несовпадения эмоционального тона об'екта и эмоциональной реакции на ситуацию и несовпадение эмоуий и чувств ведет к амбивалентности.
V. МакДауголл Различает чувства и эмоции. Первоначально существовало два вида чувств - удовольствие/неудовольствие, но с развитием познания они усложнились. Чувства возникают в зависимости от успешности/неуспешности осуществления устремлений. Они возникают позже эмоций в процессе эволюции, не специфичны относительно установок организма (одно и то же чувство может быть при разных установках). Чувства не смешиваются, их сложность зависит от развития познания.
+ В начало можно добавить Спинозу, а чтобы Рубинштейну скучно и одиноко не было - Анохина и Симонова...
Date: 2015-09-05; view: 574; Нарушение авторских прав |