Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитания
Прежде всего стоит отметить отличия мотивации человека от мотивации биологической: 1) социальное происхождение оной, которое выражается в том, что продукт потребности человека является продуктом общественного производства. 2) мотивации человека отвечают нуждам общества, а не вида или индивида, откуда и проистекает все ее разнообразие и изменчивость. Возникновение мотивации в ходе воспитания лишний раз доказывает историчность и общественность человеческой мотивации. 3) мотивация человека опосредована интеллектом, речью, сознанием, осуществляется с помощью волевых процессов, т.е. мало зависима от состояния организма, устойчива. 4) Мотивация человека имеет иерархическое строение, т.е. одни мотивы более важны, нежели другие. Деятельность человека полимотивирована и пластична.
Источником мотивации у человека Вилюнас считает социальные условия, а движущей силой развития оных - воспитание. При этом он вполне резонно отмечает, что основой для мотивации человеческой является биологическая мотивация.
Скиннер: у человека подкрепление более разнообразно - социальные факторы, интеллект "за что?". Семантическая генерализация Лейси: испытуемых просили отвечать цепочкой ассоциаций на пред'являемые слова-стимулы. При определенных ассоциациях их били током. Потом смотрели какие из этих ассоциаций бедет вызывать эмоциональные реакции - не только "запретные" слова, но и родственные им - вот вам и интеллект - сплошная нервотрепка!
Онтогенетические развитие мотивации Вилюнас делит на мотивационное обуславливание (оно есть и у животных) и мотивационное опосредование (или воспитание, которое специфично для человека).
I. Мотивационное обуславливание. Общая схема его одинакова и у человека, и у животных.
Воздействие, имеющее Отражение передача новое содержание, эмоциональное + ситуации --------------> связанное с возд. значение эмоц. значения в опыте суб'-та.
Т.е. весь смысл состоит в том, чтобы передать уже имеющееся мотивационное отношение новому содержанию посредством отражения суб'ектом внешних об'ективных связей. В результате эмоция с одного об'екта переключается на другой. Например: показываем кролика ребенку (11мес), и при этом стучим в гонг - страх перед громким звуком переносится на кролика, который ни в чем не виноват. Вилюнас подчеркивает, что человек прибегает к обуславливанию, когда не действуют убеждения и воспитание ("Отвали, а то дам в морду!" - то же обуславливание, смещение страха перед физической болью на процесс приставания к потенциальному "агрессору").
II. Мотивационное опосредование. Стоит начать с того, что вся совокупность связей и отношений со средой формируется у человека прижизненно, т.е. не врожденно (речь не об органике) и не имеет прямого отношения к устойчивой врожденной мотивации. Все это разнообразие целенаправленно формируется, это и есть функция воспитания. Общее строение воспитательных действий - они состоят из двух частей, каузально связанных. Напьешься - будет похмелье. Или установление искусственных связей - Если сдашь сессию - получишь конфетку. В онтогенезе постепенно ослабляется развернутая формулировка: она изменяется, однако двучленность не теряется - просто уходит во внутрь. Что будет если я завалю экзамен мне понятно, для того, чтобы меня лишний раз заставить сесть учиться мне не надо вербализировать полную структуру (внешн. раздражитель). Рассмотрим эти самые две части воспитательного действия: 1) Первая часть - предписывающая - она выражает цель воспитания, указывает на предмет и должное к нему отношение (предмет - сессия, отношения - сдавать ее надобно!). 2) Вторая часть - аргументирующая - выражает основание этого самого воспитания, подкрепляет первую и обеспечивает возникновение мотивационного отношения. Нап'ешься - будет похмелье - похмелье мотивирует отрицательную модальность напивания, приводится как аргумент для закрепления.
Аргументы бывают обобщенные и конкретные, продуманные и ситуативные, из прошлого ("тебя предупреждали?", "говорил, что с лестницы спущу?") и направленные на будущее ("Хорошо кончишь пять курсов - поступишь в аспирантуру!"). Главное в аргументе то, что он должен влиять на воспитываемого, даже если сам воспитатель не особо уверен в правильности этого аргумента ("А ну ешь - гад - кашу, а то Бабай придет!"). Особенностью аргумента является то, что он уже имеет мотивационное значение или же в нем предполагают таковое. Поступление в аспирантуру имеет положительную валентность, похмелье - отрицательную.
Общая сущность воспитания тоже в переключении эмоций, однако сущность этого переключения качественно иная - Вилюнас назвал его опосредованием:
Предмет, имеющий переключение Новый предмет мотивационное ------------------------> приобретает значение. с помощью эмоции мотивац. значение.
Т.е. эмоция, вызванная угрозой похмелья, посредством установления причинной связи, переключается на предписание - не пить! - возникает соответственная мотивация.
Вилюнас выделяет основные формы опосредования: искусство, религия, право, реклама, саморегуляция ("не буду курить, пока не допишу этот вопрос") - все они построены все по этой же схеме. Педагогика по Вилюнасу больше занята разработкой "образов" желательных качеств и мер по их достижению, а не самим воспитанием.
Таким образом воспитание - это переключение мотивационного отношения, опосредованное эмоцией. По Руссо воспитание строится на подкреплении, обуславливании, реальном эмоциональном воздействии. Именно Руссо был взят за основу многими исследователями, в том числе и Вилюнасом.
Date: 2015-09-05; view: 490; Нарушение авторских прав |