Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитания





 

Прежде всего стоит отметить отличия мотивации человека от мотивации

биологической:

1) социальное происхождение оной, которое выражается в том, что

продукт потребности человека является продуктом общественного

производства.

2) мотивации человека отвечают нуждам общества, а не вида или

индивида, откуда и проистекает все ее разнообразие и

изменчивость. Возникновение мотивации в ходе воспитания

лишний раз доказывает историчность и общественность

человеческой мотивации.

3) мотивация человека опосредована интеллектом, речью, сознанием,

осуществляется с помощью волевых процессов, т.е. мало зависима

от состояния организма, устойчива.

4) Мотивация человека имеет иерархическое строение, т.е. одни мотивы

более важны, нежели другие. Деятельность человека

полимотивирована и пластична.

 

Источником мотивации у человека Вилюнас считает социальные условия, а

движущей силой развития оных - воспитание. При этом он вполне резонно

отмечает, что основой для мотивации человеческой является биологическая

мотивация.

 

Скиннер: у человека подкрепление более разнообразно - социальные

факторы, интеллект "за что?".

Семантическая генерализация Лейси: испытуемых просили отвечать

цепочкой ассоциаций на пред'являемые слова-стимулы. При

определенных ассоциациях их били током. Потом смотрели

какие из этих ассоциаций бедет вызывать эмоциональные

реакции - не только "запретные" слова, но и родственные

им - вот вам и интеллект - сплошная нервотрепка!

 

Онтогенетические развитие мотивации Вилюнас делит на мотивационное

обуславливание (оно есть и у животных) и мотивационное опосредование

(или воспитание, которое специфично для человека).

 

I. Мотивационное обуславливание.

Общая схема его одинакова и у человека, и у животных.

 

Воздействие, имеющее Отражение передача новое содержание,

эмоциональное + ситуации --------------> связанное с возд.

значение эмоц. значения в опыте суб'-та.

 

Т.е. весь смысл состоит в том, чтобы передать уже имеющееся

мотивационное отношение новому содержанию посредством отражения

суб'ектом внешних об'ективных связей. В результате эмоция с одного

об'екта переключается на другой. Например: показываем кролика ребенку

(11мес), и при этом стучим в гонг - страх перед громким звуком

переносится на кролика, который ни в чем не виноват. Вилюнас

подчеркивает, что человек прибегает к обуславливанию, когда не

действуют убеждения и воспитание ("Отвали, а то дам в морду!" - то же

обуславливание, смещение страха перед физической болью на процесс

приставания к потенциальному "агрессору").

 

II. Мотивационное опосредование.

Стоит начать с того, что вся совокупность связей и отношений со средой

формируется у человека прижизненно, т.е. не врожденно (речь не об

органике) и не имеет прямого отношения к устойчивой врожденной

мотивации. Все это разнообразие целенаправленно формируется, это и

есть функция воспитания.

Общее строение воспитательных действий - они состоят из двух частей,

каузально связанных. Напьешься - будет похмелье. Или установление

искусственных связей - Если сдашь сессию - получишь конфетку. В

онтогенезе постепенно ослабляется развернутая формулировка: она

изменяется, однако двучленность не теряется - просто уходит во внутрь.

Что будет если я завалю экзамен мне понятно, для того, чтобы меня

лишний раз заставить сесть учиться мне не надо вербализировать полную

структуру (внешн. раздражитель).

Рассмотрим эти самые две части воспитательного действия:

1) Первая часть - предписывающая - она выражает цель воспитания,

указывает на предмет и должное к нему отношение (предмет -

сессия, отношения - сдавать ее надобно!).

2) Вторая часть - аргументирующая - выражает основание этого самого

воспитания, подкрепляет первую и обеспечивает возникновение

мотивационного отношения. Нап'ешься - будет похмелье - похмелье

мотивирует отрицательную модальность напивания, приводится

как аргумент для закрепления.

 

Аргументы бывают обобщенные и конкретные, продуманные и ситуативные,

из прошлого ("тебя предупреждали?", "говорил, что с лестницы спущу?")

и направленные на будущее ("Хорошо кончишь пять курсов - поступишь в

аспирантуру!").

Главное в аргументе то, что он должен влиять на воспитываемого, даже

если сам воспитатель не особо уверен в правильности этого аргумента


("А ну ешь - гад - кашу, а то Бабай придет!").

Особенностью аргумента является то, что он уже имеет мотивационное

значение или же в нем предполагают таковое. Поступление в аспирантуру

имеет положительную валентность, похмелье - отрицательную.

 

Общая сущность воспитания тоже в переключении эмоций, однако сущность

этого переключения качественно иная - Вилюнас назвал его

опосредованием:

 

Предмет, имеющий переключение Новый предмет

мотивационное ------------------------> приобретает

значение. с помощью эмоции мотивац. значение.

 

Т.е. эмоция, вызванная угрозой похмелья, посредством установления

причинной связи, переключается на предписание - не пить! - возникает

соответственная мотивация.

 

Вилюнас выделяет основные формы опосредования: искусство, религия,

право, реклама, саморегуляция ("не буду курить, пока не допишу этот

вопрос") - все они построены все по этой же схеме.

Педагогика по Вилюнасу больше занята разработкой "образов" желательных

качеств и мер по их достижению, а не самим воспитанием.

 

Таким образом воспитание - это переключение мотивационного отношения,

опосредованное эмоцией.

По Руссо воспитание строится на подкреплении, обуславливании, реальном

эмоциональном воздействии. Именно Руссо был взят за основу многими

исследователями, в том числе и Вилюнасом.

 

 







Date: 2015-09-05; view: 490; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию