Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические указания к практическим и семинарским занятиям





 

ВВЕДЕНИЕ

 

Практические и семинарские занятия по курсу «История России с древнейших времен до XX века (часть 1) » проводятся в течение второго семестра первого курса дневного отделения (38 часов).

Практические занятия следуют за общим лекционным курсом, тесно связаны с ним и имеют своей целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях. Для достижения этой цели предполагается использование различных видов работ: практические и семинарские занятия, коллоквиумы, доклады, сообщения, рефераты. Все это предполагает большую самостоятельную работу студента с источниками и исторической литературой. Освоение научной литературы и углубленный анализ исторических источников – составляющие настоящего исторического образования с первых шагов обучения в высшей школе.

В сложном и нередко противоречивом материале научных монографий и статей не так-то легко разобраться. Нередко на семинарах приходится видеть, как студент просто зачитывает свои разрозненные выписки вне всякой связи с ходом обсуждения. Часто это вызвано чисто механическим конспектированием предложенной литературы. Практический результат такой работы нулевой. Чтобы этого избежать, необходимо сделать подготовку к занятию «адресной», внимательно ознакомиться с методическими советами, выявить проблемы, выносимые на обсуждение, определить круг источников, тщательно их проработать, ознакомиться с двумя-тремя монографиями или статьями, составить план ответа. В некоторых случаях полезно разработать схемы, таблицы. Ответ на вопрос должен базироваться на документах и включать всю сумму знаний, полученных на лекциях, во время самостоятельной работы и индивидуальных бесед с преподавателями. При ответе следует (по мере необходимости) пользоваться картой, доской и мелом, схемами, таблицами и другими вспомогательными пособиями. Выступления должны быть краткими, четкими, ясными, а замечания, дополнения и дискуссии – корректными и аргументированными.

Все выносимые на обсуждение темы взаимосвязаны и направлены на то, чтобы в исторической ретроспективе проанализировать развитие государственности и политической системы России в период феодализма и тесно с ними связанную эволюцию социально-экономических отношений.

Практические занятия призваны выработать основные навыки будущей профессиональной деятельности:

- самостоятельной работы с различными видами исторических источников, учебной и научной литературы;

- изложение изученного материала по определенной тематике в соответствии с самостоятельно составленным планом;

- освоение техники цитирования источников и специальной литературы;

- составления приложений: библиографических списков, различных схем, таблиц, планов, карт;

- оформления ссылок и примечаний;

- умения работать с исторической картой: настенной и контурной;

- умения писать доклады на заданную тему.

Практика проведения практических занятий по истории России выработала следующие их формы:

1) чтение и комментирование исторического источника, вначале с помощью преподавателя, а затем самостоятельно;

2) самостоятельная подготовка студента по предложенной теме и последующее освещение вопросов со ссылкой на источники и специальную литературу;

3) подготовка и выступление студентов с докладами на заданную тему с последующим их обсуждением на занятии.

Чаще применяются первая и вторая формы: они более доступны студентам-первокурсникам, более плодотворны в плане приобретения навыков самостоятельной работы и закрепления знаний по ряду узловых проблем, которые рассматриваются в лекционном курсе. После того как студенты овладеют элементарными навыками самостоятельной работы с источниками и литературой, возможен переход к более сложной форме занятий – подготовке и выступлению с сообщением и докладом. У некоторых студентов существует ошибочное представление, что доклад можно сделать на основе знакомства с работой какого-либо одного исследователя по предложенной теме. Поэтому они охотно берутся за их подготовку, не понимая всей сложности предстоящей работы. По существу же, доклад – это курсовая работа в миниатюре и работа над ним требует много времени и очень серьезного отношения.

Подготовка к практическому занятию. Для работы на практических занятиях необходимо завести отдельную общую тетрадь. В ней должна быть конспекты по всем темам практических занятий. В первую очередь студент должен внимательно ознакомиться с планом занятия, найти обязательную литературу, указанную в списке или рекомендованную преподавателем, отобрать литературу по вопросу из списка дополнительной литературы. Прежде чем приступить к работе над литературой, студент должен прочесть методические указания к теме, которые призваны помочь в подготовке тех или иных пунктов плана. Затем нужно обратиться к соответствующему разделу учебника для того, чтобы получить общее представление о теме; нужные моменты можно зафиксировать. После этого студент может приступить к чтению и анализу источников, к работе над научной литературой.

Исторические источники конспектировать не обязательно (их тексты имеются в Практикумах, Хрестоматиях, в раздаточных материалах, которые выдаются на каждое занятие), но при чтении источников полезно фиксировать в тетради свои выводы по ним и делать ссылки, чтобы при ответе на вопрос без труда отыскать нужное место и проиллюстрировать вывод, зачитывая текст источника. Приступая к работе со специальной литературой, целесообразно прочесть вначале введение или предисловие к каждой книге, затем просмотреть заключение и оглавление – это позволит определить, что именно нужно читать: конкретные разделы или всю книгу целиком. Затем можно приступить к конспектированию работы. Целесообразно записывать не только основные положения, цитаты, но и свои соображения, оценки, критические замечания и т.д. Наиболее подробно следует конспектировать те места, которые непосредственно будут использованы при ответе и кратко излагать менее нужный материал. Записи делать точные, но своими словами, самостоятельно; фразы, взятые целиком, заключаются в кавычки, ссылка на страницу дается в скобках или выносится на поля.

Конспект тем практических занятий не должен представлять собой сплошной текст – таким конспектом трудно пользоваться при ответе. Лучше всего материал распределять по вопросам практического занятия. Желательно оставлять широкие поля для поправок и дополнительных записей по ходу занятия в аудитории. Конспект предъявляется для проверки преподавателю и является свидетельством степени подготовленности студента к предстоящему экзамену.

Конспект служит основой для выступления в аудитории. К выступлению предъявляются определенные требования:

- последовательность изложения

- аргументированность

- свободное владение материалом

- хороший язык

Следует избегать «считывания» конспекта. Это угнетает аудиторию, гасит интерес слушающих. В начале ответа желательно обозначить его цель, затем определить круг использованных источников и литературы, по возможности, с их краткой характеристикой, затем изложить материал по существу вопроса со ссылками на сочинения античных авторов и современную антиковедческую литературу. Ответ завершается выводом по существу рассматриваемого вопроса. По окончании ответа студенту могут быть заданы вопросы как его товарищами, так и преподавателем. На них можно отвечать сразу или попросить время для обдумывания. В случае если вопрос раскрыт не полностью, студенты могут дополнить выступавшего, высказать свои соображения по отдельным аспектам вопроса.

 

 

План практических и семинарских занятий по «Истории России с древнейших времен до XX века (часть 1) »

Занятие 1. Методология и историография исторической науки (2 часа).

Date: 2015-09-05; view: 480; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию