Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Вопрос 1. Необходимо показать отличие феодального строя от рабовладельческого и буржуазного





Вопрос 1. Необходимо показать отличие феодального строя от рабовладельческого и буржуазного.

При феодализме крестьянин имел орудия труда и земельный надел, который он получал от феодала и который поэтому являлся источником эксплуатации и натуральной платой за труд крестьянина на своего господина. Эксплуатация крестьян базировалась на их экономической зависимости и внеэкономическом принуждении, которое выражалось в сословной неравноправности, прикреплении к земле, личной зависимости крестьян от феодала. Основным орудием внеэкономического принуждения являлось феодальное государство с его разветвленным аппаратом принуждения. Зависимость крестьян закреплялись в актах государственного законодательства и частных договорах крестьян и феодалов. Для феодализма характерно господство натурального хозяйства, отношения в обществе строились на основе феодальной иерархии, феодальное землевладение носило расщепленный и условный характер.

Впервые вопрос о феодализме на Руси был поднят Н.П. Павловым-Сильванским в конце XIX в. После Октябрьской революции 1917 г. он стал ведущим в трудах советских историков, занимавшихся средневековой историей России. Одним из наиболее дискуссионных вопросов стал вопрос о генезисе феодализма на Руси и о времени его возникновения. Споры велись и ведутся по двум основным проблемам:

1) Из чего вырос феодализм на Руси: из первобытнообщинного, рабовладельческого или дофеодального периода?

2) Что сформировалось первоначально: «крупная княжеская вотчина» (Б.Д. Греков) или «государственный феодализм» (Л.В.Черепнин)?

Вопрос 2. «Русская Правда» - первый письменный свод законов Древней Руси. Следует обратить внимание на причины и время возникновения памятника, его списков, редакций. После этого прейти к внутренней критике источника, показать, что «Русская Правда» - это, во-первых, памятник традиционного права (записанный обычай), и, во-вторых, законодательство, построенное на прецеденте, казусе.

После рассмотрения видов самостоятельной работы с текстом источника, его переводом, словарем непонятных слов и выражений следует приступить к анализу содержания источника. При подготовке ответов на поставленные вопросы необходимо сравнить Краткую и Пространную редакции и показать, какие изменения происходят в экономической и социальной жизни Древнерусскогогосударства в XI - начале XII вв.

Вопрос 3. Ответ на вопрос следует начать с определения того, что являлось главным занятием населения Древней Руси, и какова была роль других отраслей хозяйства. Затем перейти к характеристике сельскохояйственного производства: выявить категории людей, занятых в отрасли, выяснить наличие сельскохозяйственных угодий, хозяйственных построек, состав орудий труда, виды скота и птицы, состав выращиваемых культур.

При изучении промысловых занятий следует выяснить виды промыслов, орудия труда, объекты промыслов и проч.

Для знакомства с ремеслом, торговлей и явлением ростовщичества в Киевской Руси отбирается материал, характеризующий людей, связанных с соответствующим видом занятий. Обращается внимание на виды ремесла, его продукцию, виды и способы торговли, влияние законодательства на торговлю и ростовщичество и др. Далее необходимо составить представление о развитии товарного обращения, его сферах действия, о значении товарного производства в условиях господства натурального хозяйства, а также отметить связь товарного обращения с состоянием экономики Древнерусского государства. В заключение обосновываются выводы о многообразии производственных отношений в Древней Руси.

Вопрос 4. По вопросу следует дать представление о «мире» и «верви», показать значение общины в жизни населения, определить, к какому типу относится община времен «Русской Правды» (родовая, семейная, сельская или территориальная). По данному и следующим вопросам необходимо привлечь материалы из монографий Б.Д. Грекова, М.Б. Свердлова, И.Я. Фроянова. Обратите внимание на логику авторов при анализа документов, способы получения выводов, отличия трактовки одних и тех же источников, различия общих выводов.

Вопрос 5. При ответе на вопрос нужно выяснить, была ли в Киевской Руси частная собственность на землю, и если была, то в каких формах. Далее следует отыскать следы классов-сословий (разная ответственность за преступления, разное право наследования и др.). В заключение раскрываются структура, организация и основные черты княжеского и боярского вотчинного хозяйства.

Вопрос 6. Приступая к анализу положения зависимого населения Киевской Руси, нужно обратить внимание:

1) на экономическое положение различных категорий населения (владение орудиями труда, хозяйственная самостоятельность, роль «экономического закабаления» и проч.);

2) на социально-юридическое правовое состояние этих категорий населения (право наследования, свидетельства на суде, охрана жизни и др.).

Говоря о рядовичах и закупах, нужно указать на степень их зависимости, на формы эксплуатации пашенного закупа, на законодательное ограничение произвола по отношению к закупам.

Прежде чем приступить к характеристике положения смердов, нужно дать обзор существующих в литературе гипотез об этой социальной группе древнерусского населения. Опираясь на «Русскую Правду» и «Повесть временных лет», показать зависимость смердов от князя, определить характер и глубину этой зависимости.

Упоминая о холопах времен Киевской Руси, необходимо отметить источники, причины и формы холопства, возможности перехода из этой категории населения в другие, характер эксплуатации и зависимости холопов.

Анализируя положение челяди, нужно указать на различные трактовки этой категории населения в литературе, выяснить источники, состав и характер зависимости; сравнить положение челяди и холопов, постараться объяснить причины разницы в их правовом положении.

Для более четкой группировки и анализа документальных данных заполните таблицу:

Зависимое население Киевской Руси (по «Русской Правде»)

 

Зависимое население Краткая редакция Пространная редакция
№ статьи краткая выписка № статьи краткая выписка
1. Смерды а) занятия б) экономические права в) юридические права г) возможность перехода в другое состояние        
2. Закупы а) занятия б) экономические права в) юридические права г) возможность перехода в другое состояние        
3. Рядовичи а) занятия б) экономические права в) юридические права г) возможность перехода в другое состояние        
4. Холопы а) занятия б) экономические права в) юридические права г) возможность перехода в другое состояние        
5. Челядь а) занятия б) экономические права в) юридические права г) возможность перехода в другое состояние        

 

Вопрос 7. При ответе на вопрос следует вначале рассмотреть понятия «классы», «сословия» и выяснить, можно ли применять эти термины к социальной структуре древнерусского общества. Исходя из ответа на этот вопрос, надо выяснить, правомерно ли применять термины «классовая борьба», «сословная борьба» к социальным конфликтам Древней Руси или более правомерен термин «социальная борьба»? Необходимо выявить, какие точки зрения на этот вопрос существуют в отечественной историографии. Опираясь на «Русскую Правду» и летописи, нужно показать разнообразие форм, средств и методов борьбы (поджоги, грабежи, побеги, порча и кража имущества господина и его слуг, перепахивание межей и т.п.).

Крупные социальные конфликты необходимо рассмотреть на примере событий в Древлянской земле в 945 г., восстания смердов в Суздальской земле в 1024 г., в Ростовской земле и Белоозерье в 1071 г., восстаний в Киеве в 1068 и 1113 гг., в Новгороде в 989 г., 1136 и 1209 гг., во Владимиро-Суздальской земле в 1174 г. Далее проанализируйте причины и поводы конфликтов, территорию их распространения, социальный состав противостоящих лагерей, степень организованности, требования, влияние на изменение законодательства и другие аспекты, попытаться выявить связь между ростом социальных противоречий и социально-экономическим развитием страны в этот период.

Вопрос 8. При ответе на вопрос сначала необходимо осветить основные источники по языческим верованиям восточных славян. Важно дать характеристику языческого культа, описать пантеон богов, назвать мифических существ, вера в которых являлась частью мировоззрения славян. Необходимо проанализировать языческую реформу Владимира: цель, основные положения, результаты. В завершение разговора по первому вопросу поразмышляйте, являлась ли система языческих верований славян примитивной, как считалось ранее, или же нет.

Вопрос 9. Ответ на вопрос требует характеристики ближайших соседей Руси на западе, юге и востоке: положение на международной арене, внутриполитическая ситуация, государственная религия, характер взаимоотношений с Русью. Ознакомьтесь с представленной в Повести временных лет точкой зрения на вопрос выбора веры. На основании совокупного анализа текста источника и научных работ необходимо сделать вывод, почему выбор Владимира остановился на христианстве.

Далее следует рассмотреть мятеж Варды Фоки и последовавшие за ним события, связанные со взаимоотношениями и взаимными обязательствами Руси и Византии. Охарактеризуйте процесс крещения Руси; отметьте, почему существуют расхождения в дате принятия Русью христианства. Следует задуматься над вопросом, почему темпы христианизации юго-запада Руси были значительно выше, чем на северо-западе и северо-востоке. В завершение раскройте значение крещения Руси для процесса становления государственности и развития общества, дайте оценку роли церкви в жизни средневекового общества.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие выводы можно сделать исходя из факта появления первого на Руси письменного свода законов - «Русской правды»?

2. Каковы основные источники «Русской правды»?

3. Какие промыслы были развиты у населения средневековой Руси, согласно «Русской правде»?

4. Что представляло собой феодальное хозяйство XI-XII вв.?

5. Перечислите основные категории населения у восточных славян по «Русской правде». Охарактеризуйте каждую категорию.

6. Какая система доказательств и мер наказания за преступления приводится в «Русской правде»?

7. Что представлял собой судебный процесс по «Русской правде»?

1. Назовите основных языческих богов славян.

2. Каковы причины проведения языческой реформы князем Владимиром?

3. Почему был сделан выбор: а) между язычеством и мировыми религиями в пользу последних; б) между христианством и другими монотеистическими религиями в пользу первого; в) между западным и восточным христианством в пользу последнего?

4. Почему император Византии Василий II не спешил выдавать замуж за Владимира свою сестру Анну?

5. Почему темпы христианизации на юге и севере Руси значительно отличались?

6. Какое значение для Руси имело принятие православия?

7. Что такое феномен двоеверия?

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с описанием языческого пантеона славян и времени его возникновения.

2. Найдите на карте государства, граничившие с Русью в X в. и назовите исповедавшиеся на их территории религии.

 

Date: 2015-09-05; view: 947; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию