Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мотив минимизации различий в выигрышах ( равенство)⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Очевидно, что в рамки этой схемы могут быть в общем виде отнесены все возможные побуждения, детерминирующие социальное взаимодействие людей. Естественно, что характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Можно предположить, что особенно важным является соотношение мотивов общения, имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их контактов. Можно также выделить те мотивы, которые с большой вероятностью будут приводить к <проигрышным> с точки зрения успешности общения стратегиям взаимодействия. К ним относится второй и пятый мотив, приводящие к игнорированию интересов партнера по общению, что в свою очередь активизирует вероятно, и защитные стратегии с его стороны. Какие в целом можно выделить стратегии взаимодействия, исходя из особенностей мотивации, определяющей выбор стратегии? Для ответа на этот вопрос представим себе взаимодействие как процесс, разворачивающийся в следующей системе координат (см. рис.) По оси У расположены стратегии взаимодействия, ориентированные на достижение его участниками собственных целей. По оси Х - стратегии, ориентированные на достижение целей партнера по общению.
Соответственно по каждой шкале может быть выделена точка минимума и точка максимума (как крайние формы проявления той или иной ориентации). А в соответствии с исходной социальной мотивацией участников общения, можно обозначить пять основных стратегий их поведения в процессе взаимодействия: точка П соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша и стратегии поведения, получившей название <противодействие>. В данном случае индивид демонстрирует полную ориентацию, на свои цели без учета целей партнеров по общению. точка И - стратегия “ избегания “ - соответствует мотиву минимизации выигрыша другого. Смысл стратегии избегания - - в уходе от контакта, истинного взаимодействия, потеря собственных целей ради исключения выигрыша другого. точка У символизирует стратегию < уступчивости >, ори- ентированную, на реализацию мотива альтруизма. В этом слу - чае человек жертвует собственными целями ради достижения цели партнерам. точка К - стратегия << компромисса >, позволяющая реализовать мотив минимизации различий в выигрышах. Суть данной стратегии в неполном достижении целей партнерами ради условного равенства. наконец, точка С символизирует стратегию < сотрудничества>, направленную на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих социальных потребностей. Данная стратегия позволяет реализовать один из двух мотивов социального поведения человека - мотива кооперации или мотива конкуренции. Последняя из названных стратегий может быть рассмотрена как наиболее продуктивная с точки зрения эффективности взаимодействия и как наиболее успешная е точки зрения самочувствия участников общения и их взаимоотношений. Вместе с тем, она очень трудна в реализации, так как требует от партнеров по общению значительных психологических усилий по созданию позитивного климата, разрешению возникающих противоречий в духе взаимопонимания, уважения к интересам другого. Во многих случаях, обучение людей навыкам сотрудничающего поведения - самостоятельная психологическая задача, решающаяся чаще всего методами активного социально-психологического обучения. Сотрудничество - самая эффективная стратегия педагоги- ческого взаимодействия. Она проявляется в том, что педагог рассматривает ребенка не как помеху своему успешному профессиональному труду, а как человека, имеющего свои цели в образовании. Педагог, не отказываясь от своего стремления эффективно и с чувством удовлетворения преподавать свой предмет, может найти такие формы взаимодействия, которые не ставили бы ученика в позицию униженного, не вынуждали его под давлением отказываться от своих интересов и склонностей, а создавали условия для успешной реализации и учителя как профессионала, и ребенка как личности. Стратегия сотрудничества должна найти свое выражение в поведении учителя, его невербальных реакциях и тех словах, с которыми он обращается к ученику, в его откликах на высказывания школьника, его умении слушать и отвечать на вопросы, в способах проявления своих чувств. Конечно же реализация данного способа взаимодействия невозможна если педагог внутренне не настроился на уважительное отношение к интересам и взглядам ученика, его потребностям и желаниям. 2. Структура межличностного взаимодействия Вместе с тем, можно выделить ряд инвариантных характеристик взаимодействия, фиксация и анализ которых важны в самых различных ситуациях наблюдения. Схема регистрации таких характеристик разработана, в частности, Р. Бейлсом. По его мнению, весь спектр межличностных взаимодействий может быть в интересах изучения при помощи 4 категорий: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки проблем. В свою очередь каждая категория раскрывается через несколько важнейших проявлений, образуя следующую схему регистрации взаимодействия:
Date: 2015-09-05; view: 2100; Нарушение авторских прав |