Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего “на один шаг вперед”





Различают два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования.

Нерефлексивное слушание - или внимательное молчание - применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим, а также в ситуации когда цель разговора со стороны говорящего - “ излияние души”, эмоциональная разрядка. Внимательное молчание - это слушание с активным использованием невербальных средств - кивков, мимических реакций, контакта глаз и поз внимательного интереса. Используются также и речевые приемы типа повторения последних слов говорящего (“Зеркало “), междометий (“ Угу - поддакивания “).

Нерефлексивное слушание целесообразно применять в следующих ситуациях:

1. Собеседник очень хочет высказать свою точку зрения, выразить свое отношение к чему - то.

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы.. Если человек обеспокоен, обижен чем - то или испытывает другие отрицательные эмоции, стоит предоставить ему возможность высказаться и выразить свои чувства, почти не вмешиваясь в его речь. Это снимает напряжение и способствует установлению нормального двустороннего контакта. В период эмоциональных кризисов люди часто ищут не советчиков, а “резонаторов”. Простая возможность высказать накопившееся приносит говорящему эмоциональное облегчение, а слушающему помогает понять причины его поступков и переживаний.

3. Собеседнику трудно выразить, облечь в слова то, что его волнует, о чем он хочет рассказать. Минимальное вмешательство в разговор облегчает самовыражение говорящего.

4. Приемы нерефлексивного слушания оказываются полезными при беседах с застенчивыми, неуверенными в себе людьми.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. При рефлексивном слушании устанавливается активная обратная связь с говорящим. Оно позволяет устранить преграды, искажения информации в процессе обмена, точнее понять смысл, содержание высказываний.

Идею нельзя транслировать непосредственно. Сначала ее надо закодировать при помощи специальных символов, т.е. слов. Такое кодирование превращает идею в сообщение, высказывание. После передачи сообщения отправителем (говорящим) получатель (слушающий) декодирует ее. Декодирование можно определить как перевод символов отправителя в мысли получателя. На этих этапах процесса коммуникации информация может искажаться.

Многие слова многозначны и могут пониматься разными людьми по - разному.

Иногда говорящий вкладывает один смысл в высказывание, а слушающий истолковывает его по другому, в зависимости от собственного восприятия ситуации.

Нередко человеку трудно прямо и открыто высказать свое мнение. Боязнь быть неправильно понятым, показаться глупым или смешным, столкнуться с неодобрением, осуждением заставляет “предпринимать обходные маневры”, нагромождать слова, скрывая истинные мотивы. Мы часто ходим вокруг да около в своих высказываниях и переходим к главному только тогда, когда почувствуем себя в безопасности, увидим, что нас понимают или, по крайней мере, стремятся понять правильно.

Все это вызывает необходимость применять рефлексивное слушание, т. е. расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение, общаясь с собеседником. Специалисты в области общения выделяют 4 основных приема рефлексивного слушания, которые обычно применяются комплексно.

Выяснение. Это прямое обращение к говорящему за уточнениями. Оно помогает сделать сообщение более понятным. Чтобы получить дополнительные сведения или прояснить смысл отдельных высказываний, можно попросить, например: “Пожалуйста, уточните это”. Если необходимо понять суть того, о чем говорит собеседник, можно спросить: “ В этом ли заключается проблема, как вы ее понимаете?”. Подобные вопросы способствуют лучшему пониманию.

Приведем несколько ключевых фраз, используемых при выяснении: Не повторите ли вы еще раз? Я не понимаю что вы имеете ввиду? Я не понял. Не объясните ли вы это? Поясните, пожалуйста. Эти фразы не только помогают слушающему уточнить смысл высказываний, но и дают понять говорящему, что он недостаточно ясно излагает свои мысли.

Перефразирование. Перефразировать - значит сформулировать ту же мысль иначе. Цель перефразирования - собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания.

Перефразирование можно начать словами: “ Если я вас правильно понял...”, “ Вы думаете...”. Слушающий должен обязательно выразить чужую мысль своими словами, буквальное повторение слов собеседника может поставить его в тупик. Перефразирование показывает говорящему, что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то помогает своевременно исправить это.


Отражение чувств. Основное внимание здесь уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, выраженным говорящим, эмоциональной составляющей его высказываний.

Ответ или эмоциональная реакция на чувства других очень важны для взаимопонимания.

Резюмирование. Резюмирующие высказывания подытоживают основные мысли и чувства говорящего. Резюме следует формулировать своими словами, используя вступительные фразы, например, такие: “ Итак, вы считаете, что...”.

Резюмирование особенно полезно в ситуациях, где необходимо принимать решения - при урегулировании конфликтов, обсуждения разногласий, рассмотрении претензий и т.п., а также при групповых беседах.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. В чем состоит смысл коммуникативной стороны общения?

2. Какую роль в процессе общения выполняет механизм обратной связи?

Каковы его основные формы? Перечислите важнейшие на Ваш взгляд, приемы используемые педагогами для передачи ученикам обратной связи.

3. В чем психологический смысл коммуникативных барьеров. Какие виды коммуникативных барьеров Вы знаете. Приведите примеры из педагогической практики.

4. Опишите виды коммуникативных воздействий. Как конкретно каждый из них проявляется в общении учителя и ученика.

5. Какие средства передачи информации Вы знаете? Перечислите важнейшие невербальные средства передачи информации партнеру по общению. Какую роль они выполняют в процессе общения?

6. Охарактеризуйте процесс эффективного слушания.

Тема для самостоятельного изучения:

Проблема выражения истинных чувств в процессе общения.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЦЕПТИВНОЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ

(общение как познание и понимание людьми друг друга)

1. Понятие социальной перцепции

 

Возникновение и успешное развитие процесса межличностного общения возможно лишь в том случае, если между участниками существует взаимопонимание, То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс восприятия одним человеком другого в ходе общения выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Весь “Описанный выше” процесс социальной перцепции может быть представлен в виде следующей схемы:

Таким образом, мы определяем социальную перцепцию как восприятие внешних признаков человека, соотнесение с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальную перцепцию нельзя рассматривать, по аналогии с перцептивными психическими процессами, как чисто когнитивный, «рациональный акт запечатления внешних свойств воспринимаемого человека. В ней обязательно присутствуют и оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как-бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому. В целом, в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, создание собственной стратегии поведения.


Можно также выделить четыре основных функции социальной перцепции: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений.

Если вновь обратиться к схеме социальной перцепции, то можно увидеть, в ней так называемые <слабые места>, то есть те узловые точки процесса, в которых с наибольшей вероятностью будут происходить искажения в объективном восприятии другого человека. Нетрудно заметить, что такими слабыми местами являются прежде всего, психологические особенности и установки самого наблюдателя, характеристики наблюдаемого, доступные восприятию (насколько они адекватно отражают объективные психологические свойства данного лица) и адекватность (правомерность) оценок, на которых построено отношение наблюдателя к объекту наблюдения. Иначе говоря, выделяются два главных аспекта изучения процесса социальной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субьекта и объекта восприятия, а второй - с анализом механизмов межличностного отражения. Остановимся подробнее на их анализе.

Исследование психологических особенностей наблюдателя, влияющих на процесс социальной перцепции - достаточно популярная и разработанная область социальной психологии. Так, в восприятии и оценке людьми друг друга были зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые различия. Так, выявлено, что дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступным анализ эмоций посредств жестов и взаимоотношений других людей. В целом, дети больше чем взрослые ориентированы на оформление внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков во внешности униформа, очки и др.), чем взрослые. Было замечено, что учителя и преподаватели замечают и оценивают в своих учениках иные качества и черты, чем те же ученики и студенты у своих педагогов. Аналогичное несовпадение имеет место при восприятии и оценке руководителем подчиненных и наоборот. Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблюдателя, Так, при оценке людей педагоги весьма сильно ориентированы на речь воспринимаемых, а, например, хореографы, спортивные тренеры, прежде всего замечают физическое сложение человека.

Хотя названные выше характеристики наблюдателя и играют определенную роль в формировании оценки партнера по общению, однако наибольшее значение имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы <запускают> определенную схему социальной перцепции. При этом иногда результат восприятия другого человека достаточно жестко запрограммирован этой схемой. Особенно значительна работа таких установок и таких перцептивных схем при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Подробнее речь об этом пойдет ниже.


В социальной психологии существует многолетняя традиция исследования и психологических свойств объекта восприятия, то есть наблюдаемого лица. При этом, большинство исследований являются попыткой ответить на вопрос: какие психологические и прочие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для процесса его познания наблюдателем, на что прежде всего обращают внимание люди, оценивая партнеров по общению?

К таким наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести: выражение его лица (мимика), способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа) и особенности голоса и речи. При этом исследования показывают, что можно выделить как широко распространенные, «интернациональные» жесты, позы и прочие признаки, имеющие почти одинаковую интерпретацию в различных культурах, так и достаточно специфические средства, замечаемые и оцениваемые только людьми определенной национальной или культурной группы.

Можно привести примеры экспрессивных жестов, имеющих универсальную трактовку в европейской культуре:







Date: 2015-09-05; view: 907; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию