Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни обмена информацией в процессе общения





Остановимся на анализе еще одного важного специфического свойства межличностной коммуникации - его двууровневой организации. В процессе общения обмен информацией между участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном неречевом уровне.

На вербальном уровне, содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее по- т е р я. Этот процесс шутливо проиллюстрировал А.Моль в примере передачи указаний по цепочке капитан - адьютант - сержант - капрал - рядовые солдаты (См.: Социодинамика культуры. - М. 1973. С.176.):

Капитан - адьютанту: “ Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов на плацу, в походной одежде.

Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, в таком случае оставьте людей в казарме”.

Адьютант -сержанту: “ По приказу капитана завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме”.

Сержант - капралу; “ По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения насчет этого редкого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день.”

Капрал - солдатам: “ Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день”.

Видно, что сам процесс словесного оформления мыслей и их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысла сообщения. На каждом этапе информации происходят потери и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы и наличием или отсутствием доверия к собеседнику, и личными целями и устремлениями (когда желаемое принимается за действительное), и совпадением или несовпадением словарного запаса, и многим другим.

При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято.

Общаясь с людьми, приходится сталкиваться с тем, что текст сообщения и смысл его не всегда совпадают. Кому не встречались начальники, делающие замечания подчиненным только затем, чтобы лишний раз утвердить свой авторитет, или дети капризничающие вовсе не потому, что им в данный момент нужно то, о чем они просят, а с целью обратить на себя внимание родителей. В общении людей такие ситуации неизбежны, ведь не обо всем следует говорить напрямую, есть вещи, о которых лучше лишь намекнуть собеседнику. Но если вы хотите сделать общение успешным, хорошо понимать других людей и быть понятым ими, не стоит перенасыщать беседу намеками или многозначными фразами.

К сожалению, распространены заблуждения типа: “ Если он меня любит, то он должен без всяких лишних слов догадаться, что я чувствую” или “ “Она специально все это говорит, чтобы унизить меня”. Люди с одной стороны, склонны о многом не договаривать, а с другой стороны, вкладывать в слова собеседника смысл, о котором говорящий и не подозревает. Иной раз задать собеседнику лишний раз прямой уточняющий вопрос или о чем - то рассказать самому много лучше, чем строить собственную, чаще всего далекую от реальности, “ концепцию” другого.

Но, к сожалению, ответа на прямой вопрос бывает недостаточно, поскольку люди порой искренне заблуждаются о действительных причинах своего поведения. Так, скорее всего, начальник, чрезмерно озабоченный проблемой собственного аппарата, даже сам себе не признается в том, что многие его замечания и требования вызваны стремлением лишний раз продемонстрировать свою власть. Нередко бывает и так: собеседнику кажется, будто он видит гораздо, чем тот готов себе признаться сам. Такая ситуация опасна. поскольку соблазн направить другого “ на путь истинный” бывает очень велик.

В некоторых ситуациях убедить человека, что его истинные цели иные, чем ему кажется, необычайно трудно. Лучше “ не учить жить “ другого (ведь именно так обычно воспринимаются наши попытки убедить кого-то в том, что ему на самом деле нужно делать в той или иной ситуации), а найти какие-то другие способы договориться с ним. (См. подробнее об этом Алешина,.Б., Петровская Л.А. “психология общения; психологическая компетентность пропагандиста” (организация групповой дискуссии и индивидуальной беседы).


В самой системе средств общения особое место принадлежит речи, не только потому, что она является специфически человеческим, но и вместе с тем самым сильным раздражителем. Тон речи, ее смысл, интонация (командная, недовольная, просящая, жалующаяся, эмоциональная и т.д.) формируют установку (положительную и негативную) предубеждения. Малоэмоциональная, как и излишне эмоциональная (истерическая) речь не создает хороших условий для общения. Речь должна быть рассчитана на собеседника (аудиторию), учитывать возраст (дети, подростки, взрослые и т.д.), состояние (эмоции, характер, физическое и психологическое состояние человека), форму (рассеянного человека надо побуждать к диалогу, осторожно уточняя, верно ли он понял значения употребляемых слов), интересы и потребности. Например, первые дискуссии духовенства, преподавателей Академии и представителей творческой интеллигенции самых разных взглядов показали, что “... для людей Церкви была непривычна взвинченная и усложненная речь писателей и публицистов, тогда как те, в свою очередь, сетовали то на “ прямолинейность “, то на “обтекаемость” выступлений богословов. Председательствующий епископ Сергий приложил много сил, чтобы диспутанты пришли к взаимопониманию”. (А.Мень. “Встреча”. - “Наука и религия”. № 1.1991.с.9.)

Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь - взволнованность или обеспокоенность чем - либо, либо личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Таким образом, речь может выступать и инструментом взаимопонимания или непонимания друг друга.

Однако в общение, помимо этого универсального знакового средства, как, человеческая речь включены и другие знаковые системы, в целом называемые невербальной коммуникацией.

На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так, А.Пиз в своей книге “ Язык телодвижений” (Пиз А. Язык телодвижений. М. 1992.) приводит данные, полученные Альбертом Миробяном, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) на 38%, а за счет невербальных средств - на 55%. Подобные исследования провел профессор Бердвистел, который установил, что в среднем человек говорит 10 - 11 минут в день и среднее предложение звучит около 2,5 секунд. Так же как и Миробян, он пришел к выводу, что словесное обращение в беседе занимает 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально- психологических и социально- психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.


В социально-психологических исследованиях разработаны классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Наиболее значимы кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно - регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка, место, взгляд и так далее. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы “считываем” в процессе общения, пытаясь понять как другой воспринимает происходящее.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.

Особенностью мимики является ее целостность и динамичность, что можно проследить из предложенной схемы В.А. Лабунской

 

Мимические коды эмоциональных состояний

 

Части и элементы лица   Эмоциональное состояние
  Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот Закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза рас-крыты или сужены   Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу и переносице
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лице динамичное

 

В исследованиях Блума Ф., Лейзорсона А., и Хофстедера Л., было показано, что все люди независимо от принадлежности к той или иной социокультурной среде, достаточно точно и согласованно интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций.

С мимикой тесно связана такая специфическая форма человеческого невербального общения как контакт глаз.

Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо хорошее к нам отношение.


С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Напротив, сердитое, мрачное, настроение заставляет зрачки сужаться.

В исследованиях американских психологов Р. Экслайна и Л. Винтерса было показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону (“ в пространство”), когда мысль полностью готова, - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера только для того, чтобы убедиться в его реакции и заинтересовать. Слушающий же смотрит больше в сторону говорящего и “посылает” ему сигналы обратной связи.

В общении важно знать, какую информацию можно получить если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения (такие как поза, жест, походка).

Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Предполагается, что количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции того или иного народа некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Поза отражает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Люди с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

В исследованиях, проведенных психологом А. Шефленом и позднее В. Шюбцем, было выявлено главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости (“закрытые” позы), либо о расположении к общению (“открытые” позы).

“ Закрытые “ позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; “ наполеоновская” поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. “ Открытые “ позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Также легко, как и поза, может быть понято и значение тех жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

- коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т. д.);

- модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);







Date: 2015-09-05; view: 1915; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию