Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социального стереотипа





В основе всех типовых схем формирования первого впечатления о человеке лежит социальный стереотип. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Разные социальные группы, реальные (нация) или воображаемые (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей.

Наиболее известны этнические стереотипы - образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для отечественной культуры).

Для отдельного человека, воспринявшего стереотипы своей группы, они выполняют важную функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотип может быть рассмотрен как инструмент <грубой настройки>, позволяющий человеку <экономить> психологические ресурсы. Они имеют свою <разрешенную> сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека. Однако, в случае активного использования стереотипа как средства познания и понимания других людей неизбежно возникновение предубеждений и существенных искажений объективной ситуации.

Обратимся к примерам педагогических стереотипов и их роли в воспитании.

Один из важнейших результатов педагогической стереотипизации - формирование в сознании преподавателя модели идеального студента. Это такой студент, который подтверждает преподавателя в его роли успешного педагога и делает его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Студентов, похожих на этот идеал, преподаватель воспринимает не только как хороших студентов, но и в целом как хороших людей, приятных в общении, порядочных и развитых. Студенты, подходящие под противоположный образ “плохих студентов”, воспринимаются в целом как безразличные, агрессивные, плохие люди, являются источником отрицательных эмоций педагога.

Очень важным является тот факт, что ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку и в самом деле определяют его реальные достижения. Связано это не только с необъективностью учителей, ставших жертвой собственных стереотипов, но и с тем, что под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Как отмечает западный психолог Рист, многие дети обречены влачить в школе жалкое существование и испытывать неприязнь к себе только потому, что за ними с самого начала закрепился ярлык <недоразвитых>, <неуравновешенных>, ” неспособных ”.

То есть, обратная связь от учителей к ученику, имеющая форму ожиданий, часто срабатывает, по словам Р. Бернса как <самоактуализирующееся пророчество>. Это легко показать на примерах.

Так, в одном из экспериментов выявляли мнения учителей первых классов о темпах усвоения навыков чтения у мальчиков и девочек. Была выделена группа учителей, считавших, что здесь нет половых различий, и группа учителей, считающих, что мальчики хуже усваивают такие навыки. Замеры, проведенные через год показали, что в классах учителей 1 группы различий в качестве чтения между мальчиками и девочками не было, а в классах учителей второй группы мальчики в целом существенно отстали от представительниц женского пола. Описываемый факт получил

название <<стереотипа ожидания> или ” эффекта Пигмалиона”. Он может формироваться не только на основе идеального образа ученика или теоретических педагогических концепций учителя, но даже на основе имени ребенка. Исследования показали, что дети, носящие имя, которое нравится учителю, обладают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, носящими имена, не принимаемые педагогом. Имя может влиять и на ожидания учителя, связанные с успехами в учебе данного ребенка.

1. Стереотип проявляется в отношении к ответам учеников. Хороших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают.

“ Плохому “ ученику учитель через свои жесты и фразы с самого начала дает понять, что ничего хорошего он ничего от него не ждет. Возникает удивительный парадокс: объективно на опрос <плохих> учеников педагог затрачивает меньше времени, чем на опрос < хороших >, однако в сознании учителя, подверженного <стереотипу ожидания > ситуация субъективно переворачивается, и он искренне считает, что тратит львиную долю учебного времени на отстающих.


2. Стереотип сказывается и на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает хорошим>, чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вытягивает именно плохого ученика.

3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успешных и неуспешных учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений типа <<Опять не выучил>, <Как всегда ты...> и т. д.

В целом, стереотип ожидания может иметь и позитивные последствия, если в отношении слабого ребенка у учителя удалось выработать положительные ожидания. Однако исследования показывают, что на отрицательном полюсе данный стереотип работает эффективнее и последовательнее.

Таким образом, мы рассмотрели важнейшие аспекты процесса социальной перцепции - то есть познания и понимания людьми друг друга в ходе общения. Как уже отмечал, одной из функций социального познания является создание психологической основы (в виде взаимопонимания) для организации совместной деятельности). Ниже мы остановимся на способах организации взаимодействия в процессе межличностного общения.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

 

1. Охарактеризуйте процесс социальной перцепции через последовательность определенных внутренних действий наблюдателя. Назовите функции социальной перцепции. Пока- жите, как работает процесс социального познания на каком - либо педагогическом примере.

2. Какие психологические особенности наблюдателя влияют на процесс социального познания?

3. Какие психологические свойства прежде всего фиксируются в наблюдаемом в процесс формирования первого впечатления о нем?

4. Какие Вы знаете механизмы социальной и перцепции?

Охарактеризуйте роль и возможности каждого.

5. Что такое социальный стереотип? Какую роль он выполняет в общении? Какие формы приобретает в педагогической практике?

6. В чем психологическая суть “стереотипа ожидания “

Опишите его поведенческие проявления.

Тема для самостоятельного изучения:

 

Процесс формирования первого впечатления о человеке в общении.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРАКТИВНОЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ

(организация взаимодействия в процессе общения)

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны прежде всего с взаимодействием людей. В ходе общения его участникам важно не только обменяться информацией и наладить взаимопонимание, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

При характеристике этой стороны общения мы обратимся к анализу видов межличностного взаимодействия, а также той мотивации, которая может побуждать участников общения выбрать тот или иной вид взаимодействия.

 







Date: 2015-09-05; view: 612; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию