Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие коммуникативного барьера





 

О барьерах в общении хотелось бы поговорить поподробнее, уж раз они существуют и экспериментально это доказано, и раз мы ими сознательно или бессознательно пользуемся, то лучше иметь о них представление и делать так, чтобы мы ими управляли, а не они нами.

В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Он не связан с качеством информации, а носит социальный или психологический характер. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социо-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера непонимания (неправильного понимания ситуации общения) может быть связана с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Когда говорят на непонятном языке мы соответственно ничего не понимаем и в принципе в этом случае, нам бояться нечего, нам ничего не угрожает, т.е. барьер поставлен. Такое непонимание имеет диапазон от незначительного (отдельные слова) до полного (говорят непонятно, быстро, невнятно, с акцентом).

Можно привести примеры сознательного создания такого рода барьеров, например врачи, когда не хотят, чтобы их поняли говорят на латыни. Часто используется этот барьер детьми, создающими на базе общего языка, вставляя какой - нибудь слог между слогами в слове, свой язык, мало понятный взрослым (вспомните Тослу и Вислу из сказок про Мумми - тролля). Снятие фонетического барьера возможно в случае улучшения качества речи участников общения, обучения их основам риторики.

Существует также семантический барьер непонимания, связанный прежде всего с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это прежде всего проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микро - культур, каждая из них создает свое “поле значений”, характеризуется своим специфическим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микро - культурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как “красота”, “долг”, “естество”, “приличие”, и так далее. Кроме того каждая Среда создает свой мини - язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Все это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

Не меньшую роль в нарушении межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи и актуального психологического состояния партнерами др. Так, партнер по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или студенты не воспримут интересный доклад из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.

Можно говорить о существовании логического барьера непонимания. В том случае, когда человек, с нашей точки зрения, делает что-то в противоречии с правилами логики. Он возникает тогда, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. Разумеется в этом случае мы отказываемся понимать человека. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то. что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о “женской” и “мужской” психологической логики, о детской “ логике” и т.д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую систему доказательств или сочтет ее не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является отрытой проблемой.

Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Например, для возникновения барьера большую роль играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиета. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитая поговорка “яйца курицу не учат”). Этим можно объяснить ту тщательность, с которой люди собирают все авторитетные мнения, могущие служить подтверждением их личной позиции (разнообразные ссылки на авторитетные источники, известная позиция “есть мнение”, цитирование классиков и т.д.).


Можно сделать вывод, что какими бы мы барьерами не пользовались воздействие на нас другим человеком будет непринятым.

Следует отметить, что не следует представлять себе эти барьеры как результат сознательной, направленной и произвольной защиты от воздействия.

Поскольку мы рассматривали сами барьеры, логично если следующий шаг будет о преодолении этих барьеров.

- преодоление избегания. Итак, вспомним, избеганием является избегание контакта, слышания и видения тех, кто может воздействовать. В повседневном общении оно предстает в форме невнимания. Поэтому преодоление этого вида защиты включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием. Одним словом, здесь важно привлечение внимания и его поддержание.

КАК? Внимание может привлекаться внешними и внутренними факторами. Внешние - новизна, неожиданность, интенсивность сообщения, внутренние - актуальность, значимость, важность.

- преодоление авторитетности. Здесь важно отметить то, что надо добиваться присвоения себе авторитета. Но есть одно “но”, которое было выявлено в исследованиях, что если слушающий доверяет говорящему, то он хорошо запоминает и воспринимает его выводы и практически не обращает внимание на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то и к выводам относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам. Так, при общении лучше иметь “средний “ авторитет, а при агитации “высокий”. Это к вопросу о том, всегда ли хорошо иметь высокий авторитет. Оказывается не всегда.

- преодоление непонимания.

(фонетического барьера). Для того, чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно,, разборчиво, достаточно громко и т. д. Здесь также важно ориентироваться на тех, с кем ведется коммуникация, должна быть индивидуальная ориентация.

- (семантического барьера). Здесь важно учитывать тезаурус партнера (ребенок), и адекватно оценивать разность тезаурусов. Мы часто эту разницу недооцениваем и исходим из того, “ все всё понимают, как и я”. А правильнее было бы “ все всё понимают по - своему и следовательно надо: либо говорить максимально просто, либо заранее договориться о понимании ключевых моментов.

(стилистического барьера). В данном случае важно продумать, чтобы стиль был хорошо изложен, хорошо построен. Надо правильно сконструировать передаваемую информацию.

Рассматривая сущность явления психологического барьера нельзя не заметить, что любой психологический барьер - это прежде всего защита, которую выстраивает партнер на пути предлагаемой ему информации. Прежде чем обратиться к причинам, побуждающим человека защищаться от информации, проиллюстрируем защитную работу психологических барьеров на следующем житейском примере. Представим себе человека, заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу, профессиональному доктору. Друг, проверив его состояние здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: “ У тебя становится жестким дыхание и сердце пошаливает”. Если человек не хочет тратить усилия и расставаться с устойчивой привычкой, как он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации? Есть несколько психологических барьеров, которые он может использовать с этой целью: Первый путь - искажение и избегание активное внимательное отношение ко всем фактам, ей противоречащим “ Сегодня я чувствую себя значительно легче, сердце спокойно - это было временное явление “ или “ В этой заметке говориться о том, что курение помогает справиться со стрессом”. Второй путь - снижение авторитетности источника информации: “ Конечно он врач, но уже много лет как переквалифицировался в гастроэнтерологи. Много он понимает в сердечных болезнях! Наконец, третья возможность - защита через непонимание, например, логическое; “ Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит”.

 







Date: 2015-09-05; view: 603; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию