Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воздействие в процессе коммуникации





 

Межличностная коммуникация предполагает коммуникативное влияние и попытку воздействия на поведение партнера по общению. В этом смысле коммуникативный барьер - это форма психологической защиты от чужеродного психического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками общения.

Принято выделять два типа коммуникативного воздействия, существенно различающихся как по задачам, так и по средствам влияния коммуникатора на реципиента, - авторитарную и диалогическую коммуникацию. Их рассмотрение целесообразно провести в форме сравнения по ряду важнейших параметров.

Таблица 1.

 

Сравнительная характеристика авторитарной и диалогической коммуникации.

Параметры анализа Процесса коммуникации Авторитарная коммуникация Диалогическая Коммуникация
  1 Психологическая установка коммуникатора   “Сверху-вниз”   “На равных”
2 Характеристика текста а) безличный характер     б) без учета особенностей слушателя   в) сокрытие чувств     г) аксиоматичное содержание     а) персонификация текста   б) учет индивидуальных особенностей слушателя   в) открытое предъявле ние собственного мнения   г) дискуссионный характер содержания
3 Коммуникативное пространство Монофония Полифония
4 Способы организации коммуникативного пространства коммуникатор === ===   == == == == == ==     Коммуникатор === === == ==   == ==   == ==
5 Невербальное Поведение закрытая жестикуляция и позиция “над аудиторией” открытая жестикуляция один пространственный уровень

 

Анализируяавторитарную и диалогическую коммуникации можно отметить, что эти два типа коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиентам. Эта установка в большинстве случаев не осознается автором сообщения, однако определяет его стиль коммуникативного воздействия. В случае авторитарного воздействия, это установка “сверху - вниз” предполагает не только подчиненное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия: коммуникатор вещает, слушатель внимает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у слушателя нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении. В случае равноправной установки слушатель воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процесс общения собственное мнение. Соответственно различаются и позиции реципиентов в коммуникативных актах авторитарного и диалогического типа. В первом слушатель выступает в качестве пассивного созерцателя, во втором - вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу.

Такая реципиента во многом обусловлена не только установкой коммуникатора, но и характером самого текста, построением высказываний. Так, в случае авторитарной коммуникации текст часто носит безличный, “общий” характер (“считается”, “есть мнение”, “известно, что”...), проблема преподносится односторонне, взгляд автора является единственно верным. Не текст ориентируется на слушателя, а слушатель становится в зависимость от текста и его содержания. Диалогическая коммуникация предполагает от отказ от безличного текста, активную персонификацию его, вещание от своего имени. Коммуникатор не скрывает своих истинных чувств, возникающих у него по поводу того или иного содержания сообщения. Слушатель ставится в известность, что коммуникатор высказывает свою личную точку зрения, пытаясь ее убедительно обосновать. Сообщение преподносится не как аксиома и догма, а как определенная проблема, имеющая, в том числе, подход автора. Содержание текста носит дискуссионный характер, Текст ориентирован на слушателя, у которого формируется так называемая “Вы - установка “: “ Как Вы знаете...”, “ Давайте рассмотрим”... и т.д.

Авторитарный акт коммуникации строится по принципу монофонии (одно мнение - один голос). Слушателям предписано молчать. Диалогическая коммуникация изначально предполагает возможность участия слушателей в обсуждении проблемы.

Существенные различия обнаруживаются при рассмотрении типичных способов организации пространства..

 

Расположение стола и стульев

Столы и стулья могут расставляться по разному в зависимости от цели собрания.

Коммуникатор стоит лицом к реципиентам, которые записывают сообщения.

Это расположение позволяет разместить большое число людей, но следует помнить, что большое количество участников затрудняют коммуникацию получателей с отправителем. и в конечном счете является авторитарной. Все участники могут видеть только коммуникатора

“ Обратная связь” осуществляется в данном типе коммуникативного воздействия осуществляется с трудом. Этот термин, заимствованный из радиотехники, означает, что после передачи сообщения одному или нескольким получателям один из них обращается к отправителю для получения уточнений.







Date: 2015-09-05; view: 2028; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию