Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воздействие в процессе коммуникации
Межличностная коммуникация предполагает коммуникативное влияние и попытку воздействия на поведение партнера по общению. В этом смысле коммуникативный барьер - это форма психологической защиты от чужеродного психического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками общения. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия, существенно различающихся как по задачам, так и по средствам влияния коммуникатора на реципиента, - авторитарную и диалогическую коммуникацию. Их рассмотрение целесообразно провести в форме сравнения по ряду важнейших параметров. Таблица 1.
Сравнительная характеристика авторитарной и диалогической коммуникации.
Анализируяавторитарную и диалогическую коммуникации можно отметить, что эти два типа коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиентам. Эта установка в большинстве случаев не осознается автором сообщения, однако определяет его стиль коммуникативного воздействия. В случае авторитарного воздействия, это установка “сверху - вниз” предполагает не только подчиненное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия: коммуникатор вещает, слушатель внимает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у слушателя нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении. В случае равноправной установки слушатель воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процесс общения собственное мнение. Соответственно различаются и позиции реципиентов в коммуникативных актах авторитарного и диалогического типа. В первом слушатель выступает в качестве пассивного созерцателя, во втором - вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу. Такая реципиента во многом обусловлена не только установкой коммуникатора, но и характером самого текста, построением высказываний. Так, в случае авторитарной коммуникации текст часто носит безличный, “общий” характер (“считается”, “есть мнение”, “известно, что”...), проблема преподносится односторонне, взгляд автора является единственно верным. Не текст ориентируется на слушателя, а слушатель становится в зависимость от текста и его содержания. Диалогическая коммуникация предполагает от отказ от безличного текста, активную персонификацию его, вещание от своего имени. Коммуникатор не скрывает своих истинных чувств, возникающих у него по поводу того или иного содержания сообщения. Слушатель ставится в известность, что коммуникатор высказывает свою личную точку зрения, пытаясь ее убедительно обосновать. Сообщение преподносится не как аксиома и догма, а как определенная проблема, имеющая, в том числе, подход автора. Содержание текста носит дискуссионный характер, Текст ориентирован на слушателя, у которого формируется так называемая “Вы - установка “: “ Как Вы знаете...”, “ Давайте рассмотрим”... и т.д. Авторитарный акт коммуникации строится по принципу монофонии (одно мнение - один голос). Слушателям предписано молчать. Диалогическая коммуникация изначально предполагает возможность участия слушателей в обсуждении проблемы. Существенные различия обнаруживаются при рассмотрении типичных способов организации пространства..
Расположение стола и стульев Столы и стулья могут расставляться по разному в зависимости от цели собрания. Коммуникатор стоит лицом к реципиентам, которые записывают сообщения. Это расположение позволяет разместить большое число людей, но следует помнить, что большое количество участников затрудняют коммуникацию получателей с отправителем. и в конечном счете является авторитарной. Все участники могут видеть только коммуникатора “ Обратная связь” осуществляется в данном типе коммуникативного воздействия осуществляется с трудом. Этот термин, заимствованный из радиотехники, означает, что после передачи сообщения одному или нескольким получателям один из них обращается к отправителю для получения уточнений. Date: 2015-09-05; view: 2028; Нарушение авторских прав |