Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика К. Хека - X. Хесса
Неврозы (от греч. – neuron – жила, нерв) – группа «пограничных» функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Неврозы - группа функциональных психических заболеваний, вызываемых длительным воздействием на человека неблагоприятных условий его жизни. Неврозы - это нервно-психические заболевания, которые характеризуются временными, обратимыми (излечимыми) нервно-психическими расстройствами, при которых человек сохраняет критическое отношение к своей болезни и способность управлять своим поведением [29]. Неврозы имеют полифакторную (многопричинную) природу. В этиологии неврозов определяющую роль имеют: биологические факторы (наследственность (в т.ч. родовые травмы) и конституция (телосложение),длительные соматические заболевания)); социально-психологические факторы (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание, очень сложная социальная ситуация развития); психические факторы (психотравмы, особенности темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы и т.п.). Для клинической картины неврозов характерно сочетание нарушений высшей нервнойдеятельностии соматовегетативных расстройств с глубокими переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией, и др.). Среди основополагающих форм неврозов выделяют: неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Неврастения является следствием перенапряжения, истощения НС, переутомления. Термин «неврастения» ввел М. Бирд в 1869 г. (букв.: «нервная астения, слабость»). Клиническое проявление неврастении — синдром (состоящий из ряда симптомов) раздражительной слабости (отсутствие выносливости к сильным раздражителям, подавленное настроение и т. п.). Работоспособность нарушается вследствие ослабления вниманияи повышенной физиопсихической утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения. У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций, на почве общей соматической слабости. Чувство страха в клинической картине различных неврозов занимает большое место. Если синдром страха — ведущий, можно говорить о неврозе страха. Непосредственной причиной невроза страха могут стать остро и длительно действующие фрустрационные факторы, вызывающие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и др.). Страх может выступать как общее неопределенное немотивированное состояние повышенной тревожностии как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или к конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств, выступлений и т.п.). При истерическом неврозе клиническаясимптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки, мышечные спазмы, "моторная буря"),в видесенсорных и речевых нарушений (истерическая глухота, слепота, мутизм) и в форме вегетативно-висцеральных расстройств (рвоты, поносы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и др.). Характерная черта указанных расстройств – это, как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная (какой-либо определенный класс социальных ситуаций) обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, энкопрез, заикание, анорексия и т.п. Невроз навязчивых состояний чаще возникают у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечается тревожность, повышенная ригидность (психическая застреваемость),неуверенность в себе, мнительность, низкий уровень притязаний и низкая самооценка и т.п. У людей с подобного рода эмоционально-чувственными проявлениями нередко возникают навязчивые страхи (фобии) — кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения кожи (т.н. симптом Каспера) и др. Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов, темноты, закрытых дверей и т.п.) наблюдаются у детей. Симптомами навязчивости могут выступать также навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним отношением со стороны больного (невротика). Это, в частности, при непатологической невротизации личности, могут быть исключительно (индивид, например, в связи с чем-то испытывает глубокий стыд) неприятные эмоциональные воспоминания. В лечении неврозов, наряду с общеукрепляющими физиологическими мероприятиями и медикаментозными воздействиями, особая роль принадлежит психотерапии. Последняя выступает в качестве стержневого фактора тогда, когда речь идет о невротической личности (термин К. Хорни), а не о психопатологии. Предлагаемая методика является только психодиагностическим средством фиксации невротического личностного состояния (разной глубины), а не инструментом психиатрического диагноза. На основании данных только лишь этой методики нельзя также строить психологический диагноз и прогноз динамики невротических состояний субъекта. Итак, следует учитывать, что эта методика даёт лишь предварительную и обобщенную информацию о склонности личности к неврозу. Окончательные выводы в данном случае можно делать лишь только после комплексного физиопсихического изучения личности. К тому же, необходимо помнить, что испытуемый сам оценивает себя, пусть даже думая о том, как его оценивают другие люди. Инструкция к данному тесту-опроснику очень проста: "Ознакомившись с вопросом или суждением, надо ответить "да" или "нет" ("+" или "–"). Отвечайте, пожалуйста, исходя из того, как Вы себя чувствуете обычно, опираясь на то, что Вы помните о своих реакциях, проявляемых Вами в течение всей Вашей жизни. При этом, учитывайте, пожалуйста, и свое эмоциональное состояние в настоящее время. В значительно большей степени ориентироваться, отвечая на каждый вопрос, Вам следует на Ваши обычные (наиболее частые) реакции. Текст (вопросы-утверждения) теста-опросника К. Хека – X. Хесса. 1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены? 2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть. 3. Я чувствую себя легко ранимым. 4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми. 5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости? 6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают. 7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не вытесняются из памяти, хотя Вы очень стараетесь от них избавиться? 8. Я довольно нервный. 9. Мне кажется, что меня никто не понимает. 10. Я довольно раздражительный. 11. Если бы против меня окружающие люди не были настроены, мои дела шли бы более успешно. 12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности. 13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует. 14. У меня были очень странные и необычные переживания. 15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин? 16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно. 17. Легко ли изменить Ваше настроение? 18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость. 19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди. 20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба. 21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее? 22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности? 23. Критика или выговор меня очень ранят. 24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте. 25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей? 26. Я часто испытываю недовольство. 27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы. 28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться. 29. Большей частью я счастлив. 30. Я недостаточно уверен в себе. 31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным. 32. Часто я чувствую себя просто скверно. 33. Я много "копаюсь" в себе. 34. Я страдаю от чувства неполноценности. 35. Иногда у меня все болит. 36. У меня бывает гнетущее состояние. 37. У меня что-то с нервами. 38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве. 39. Самая тяжелая борьба для меня – это борьба с самим собой. 40. Чувствуете ли Вы, подчас, что Ваши трудности велики и непреодолимы? Подсчёт, обработка и интерпретация результатов теста. Подсчитывается количество утвердительных ответов. Каждый положительный ответ это – 1 балл, – все полученные баллы суммируются. Итак, 0-9 баллов – крайне невысокая вероятность возникновения невроза. 10-16 баллов – низкая вероятность возникновения невроза. 17-23 баллов – средняя вероятность возникновения невроза. В том случае, если получено более 24 баллов — личностное психическое эмоциональное субъекта свидетельствует о высокой вероятности возможного невроза (об имеющемся психическом эмоциональном невротическом состоянии). 24-31 баллов – высокая вероятность возникновения невроза. 32-40 баллов – неврозоподобное психическое состояние или невроз. Date: 2015-09-05; view: 1098; Нарушение авторских прав |