Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика культурно-исторических факторов этнопедагогики
Следующая группа этнопедагогических факторов- культурно-историческая. Данная группа включает следующие факторы: этнокультурные традиции, язык, символы, характер исторического развития этноса, религия. Характер исторического развития этноса важен для понимания выработанных этнопсихологических характеристик и формирования национального самосознания представителей этноса, а так же ценностей, норм и особенностей поведения в данном этносе. Традиции являются очень важным фактором народного воспитания. В данном случае речь идет о национально-культурных традициях. Термин «традиция» происходит от лат. «traditio» - передача, предание. Философы определяют «традицию» как элемент социального, культурного наследия, передающийся от поколения к поколению. [12, 682]. Традиция закрепляет процесс и способ социального наследования. Традиция - это содержательная сторона передаваемого опыта. Традициями являются нормы поведения, общественные ценности, идеи и т.д. В реализации народных традиций необходимым элементом являются обычаи. «Обычай» - стереотипная форма социальной регуляции деятельности. [12, 454]. В качестве обычаев могут выступать обряды, праздники, а также типичные или стереотипные формы поведения людей, обусловленные национальными традициями. Традиции и обычаи силой общественного мнения сохраняют порядок взаимоотношений между людьми. Их воспитательная сила в строгом соблюдении, в четкой определенности традиционных форм поведения. Традиции и обычаи помогают человеку регулировать свои инстинкты, действия, поведение, умение вести себя в определенной ситуации как принято в культуре общества. Традиции и обычаи выполняют две общие социокультурные функции: являются средством стабилизации отношений, утвердившихся в культуре общества, и воспроизводят эти отношения. [11, 10]. Реализация указанных функций осуществляется следующим образом. Обычаи дают детальное предписание в конкретных ситуациях форм поведения, привычек, тем самым воспроизводят их в жизни новых поколений. Традиции являются базовыми понятиями по отношению к обычаям, они воспроизводятся посредством обычаев. Например, традиций русского народа является доброжелательное отношение к людям. Данная традиция закрепляется и передается новым поколениям в виде следующих обычаев: посещение родственников в праздничные дни, преподнесение подарков, помощь в хозяйственных работах и т.п. Цель обычая - строгая регламентация правил поведения. Обычаи формируют простые привычки, повторяющиеся в стереотипных ситуациях. Обычай - процессуальная сторона социального, этнокультурного опыта. Язык является следующим фактором, входящим в данную группу. Национальный язык является одним из доминирующих факторов этнопедагогики. Важность данного фактора состоит в том, что духовная жизнь народа во многом связана с языком, словом, речью. Речь человека это одна из форм мышления, поэтому формирование культуры речи представляет собой формирование культуры мышления человека. Именно язык является носителем информации, культуры народа. Этнокультурное мировоззрение людей отражается в языке и формируется им. Дискриминация национальных языков привела к духовно-нравственной деградации многих народов, поэтому первым условием развития национального самосознания является развитие национального языка. Кроме вышеуказанных, в данную группу входят и другие элементы этнической культуры, такие как символы: события-символы, люди-символы [1, 157-159]. Эти элементы культуры представляют собой ориентировочно-оценочные образцы для формирования людей как представителей, носителей определенной этнической культуры. В этнопедагогике культурный образец является ориентировочным моментом всей системы воспитания, поэтому этнопедагогику можно назвать педагогикой культурного образца. Следующим фактором является религия. Религия, по мнению Г.Н. Волкова, является стержневым фактором в формировании духовности человека [1, 141]. Она объединяет и наполняет внутренним смыслом идеи воспитания человека, указывая на смысл и цель жизни. Воспитательный потенциал традиционных религий огромен. Священные книги для детей являются уроками жизни, уроками нравственности, а жизнь святых подвижников - живым примером для подражания. Влияние данного фактора на процесс развития человека столь велико, что анализу религиозных традиций на процесса воспитания будет посвящена отдельная тема. Date: 2015-09-05; view: 617; Нарушение авторских прав |