Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тест В. Ряховского
Приведем еще один тест, содержащий возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на его вопросы следует, используя три варианта ответов— «да», «иногда» и «нет». 1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбива 2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока 3. Вызывает ли у Вас смятение или неудовольствие поруче 4. Вам предстоит выехать в командировку в город, где Вы 5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы 6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на ули 7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей», 8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл 9. В кафе или в столовой Вам подали явно недоброкачествен
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она 12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по 13. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные крите ----------------------------------- 115 Игротерапия общения Приложение 1
14. Услышав где-либо в «кулуарах» явно ошибочную точку 15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь ра 16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, Ключ к тесту. Ответы «да» — 2 очка; «иногда» — 1 очко; «нет» — 0 очков. Интерпретация результатов. 30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и эта Ваша беда, так как страдаете от этого больше всего Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко! На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя. 25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством; в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает так, что при какой-либо сильной увлеченности Вы «вдруг» приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться, 19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают и все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки устранимы. 14 — 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без запальчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение. 9 — 13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, никому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете ее выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы сможете заставить себя не отступать. 4 — 8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность «бьет» из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление: Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами! 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит белезнен-ный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием. Приложение 2 Протокол занятий таня Занятие 1 Начало занятия: эмоциональная тревожность проявляется в скованности, неуверенности в выборе кукол-игрушек, в сдержанном контакте со сверстниками. Середина занятия: во всех играх проявила заинтересованность к действию других детей, не было собственной активности в играх. В конце занятия: робость постепенно исчезла, но осталась скованность в движениях, сжатость. Проблема: нет контактности с детьми, раскрепощение отсутствует. Занятие 2 Начало занятия: у Тани появилась заинтересованность, любопытство. Она постепенно включалась в игры со всеми детьми. Наблюдалась эмоциональная сдержанность (отсутствие смеха, отсутствие мимического участия). Середина занятия: во всех предложеных играх Таня участвовала активно. Негативизма и упрямства не наблюдалось. В незнакомых играх выражала тревогу, ждала поддержки со стороны взрослого. К концу занятия: у Тани появилась полная раскрепощенность. Свои желания выражала бурно и активно. По окончании занятия проявился негативизм (не хотела играть в предлагаемые игры, но сама ничего не предлагала). Проблема: сильный самоконтроль в 1 и 2 частях занятия. Занятие 3 Начало занятия: Таня пришла заниматься с положительной установкой, но была неактивной, вялой, временами жаловалась, что болит нога. = 118= Середина занятия: продолжилась пассивность в играх. Этюды на мимику и пантомимику выполняла напряженно. В сказке участвовать не захотела. К концу занятия: стала раскрепощаться, появился интерес, заканчивать игру не хотела. Проблема: тревожность. Занятие 4 Начало занятия: положительная установка на игру. Участвовала во всех играх. Середина занятия: в этюдах на мимику и пантомимику проявляла тревогу, отказывалась их выполнять («Я не умею»). Интонации героев передавала адекватно, активно играла «воробья-сына» в сказке. К концу занятия: появилось желание играть в подвижные игры, но правила игнорировала, предпочитала валяться на ковриках. Проблема: скованность, зажатость мышц лица и тела. Занятие 5 Начало занятия: положительный настрой, эмоциональное принятие других участников игры. Желание общаться с детьми в играх. Середина занятия: дала сильную реакцию страха на образ волка, участвовать в сказке отказалась, призналась, что очень его боится. К концу занятия: нарисовала волка, большого и зубастого. Когда предложили его наказать, Таня с сильным нажимом полностью закрасила пасть, голову, лапы с когтями. Нажим в области хвоста был слабым. В конце занятия: активно участвовала в продолжении сказки про «смешные страхи». Проблема: страх волка. Занятие 6 Начало занятия: хорошее настроение, выраженное проявление желания играть. = 119 — Игротерапия общения Приложение 2
Середина занятия: активное участие в подвижных играх. Отказ от игры «Пчелка в темноте» («Не хочу»). В конце занятия: Таня не смогла расслабиться, ерзала, шекотала детей. Домой не хотела уходить, еще хотела играть. Проблема: страх темноты. Занятие 7 Начало занятия: пассивность. После чтения рассказа Н.Носова стала проявлять интерес, сама вызвалась показать этюды. Середина занятия: активно изображала «злую» кошку, была раскованна и эмоциональна, В рисовании на тему «Чего или кого я уже не боюсь?» нарисовала волка, но уже без зубов и когтей. Во время процесса рисования страха не испытывала. В конце занятия: активно играла в подвижную игру. Но придумывать историю про шаловливых котят отказалась. С интересом слушала истории других ребят. Проблема: неуверенность в своих силах. Занятие 8 Начало занятия: спокойная, с положительной установкой на игру. В сочинении общей истории принимала участие! Смеялась над шутками в рассказе, участвовала в инсценировке. Середина занятия: смеялась в процессе рисования «смешных злодеев». В игре «Веселые клоуны» не хотела смешить ребят. Но активно участвовала, когда ведущими были другие дети. Громко «ругалась» овощами и фруктами. В конце занятия: с удовольствием играла в подвижную игру «Паровозики с клоунами». В этюде на расслабление смогла успокоиться, расслабиться. Проблема: страх перед новыми заданиями, неуверенность в своих силах, вербальная агрессия. Занятие 9 Начало занятия: положительная установка на игру, интерес, участие в этюдах. Середина занятия: участвовала в театрализованной игре «Брыкающаяся лошадка». Раскрепостилась, перевозбудилась, с трудом переключилась на беседу об упрямстве. О себе рассказывала с позиции взрослого: «Когда я была маленькой...» В конце занятия: с удовольствием рисовала свои «каприз-ки-упрямки». В игре «Упрямая подушка» приняла участие сразу после Наташи. Проблема: невыразительность мимики, неуверенность. Занятие 10 Начало занятия: раскованна, свободна, активна. Участвовала в инсценировке «Два жадных медвежонка» (была одним из медвежат). Середина занятия: принимала участие в беседе, сама предложила показать продолжение этой сказки, как медвежата стали добрыми и щедрыми. В конце занятия: активно играла в соревновательную игру «Апельсин». Смогла успокоиться, расслабиться в релаксационном комплексе «Подснежник». Проблема: скованность в движениях. Занятие 11 (совместно с родителями) Начало занятия: эмоционально-положительное оживление, ласка к маме (поглаживание ее, прикладывание головы и т.п.). Весело смеялась в игре «Съедобное-несъедобное», когда кто-то из взрослых «съедал» несъедобный предмет. Раскрепощенность, громкий смех в театрализованной игре «Мир наоборот». Середина занятия: активно участвовала во всех играх со своими родителями и с родителями других детей. В конце занятия: старалась выполнять разнообразные танцевальные движения телом, но больше наблюдала за взрослыми. Хорошо расслабилась. Проблема: скованность в движениях, низкая творческая активность.
Занятие 12 (совместно с родителями) Начало занятия: с большим нетерпением ожидала занятие. В игре «Летает - не летает» выполняла движения сама и ориентировалась на правильность выполнения другими участниками. В случае ошибки (особенно со стороны мам и пап) громко смеялась. Середина занятия: в соревновательных играх была активна. Желание помочь со стороны родителей воспринималось спокойно, но результата предпочитала добиваться самостоятельно. Это доставляло ей удовольствие, возникало чувство уверенности в себе. Весело смеялась в игре «Найди своего ребенка», пыталась шутить, когда родители ощупывали других детей. В конце занятия: в детско-родительской игре «Цветик-семицветик» загадала желание для себя (материальное) и для родителей (материальное). Была эмоциональна и раскрепощена в танцах с родителями. При награждении медалью за игру была счастлива, глаза светились, на лице сияла лучезарная улыбка. Заключение Положительные результаты: 1. Была снята скованность в игре, стала проявляться свобо 2. Отмечен положительный сдвиг в развитии мимики (губ). 3. Преодолен страх перед волком. 4. Появилось умение понимать и рефлексировать, давать 5. Стало чаще возникать желание добиваться результата в Рекомендации: 1. Продолжать развивать образное мышление, речь, учить составлять рассказы * активизировать творчество.
2. в домашних условиях давать больше самостоятельности, приобщать к обязанностям по дому. 3. в домашних условиях организовывать совместные игры, занятия, развлечения, экскурсии и.т.п. Воспитателям, педагогам, психологам вести контрольное наблюдение за эмоциональными реакциями Тани в коллективе.
Стимульный материал к методике тревожности Тэммл, Дорки, Амен
ПРОТОКОЛ № Код испытуемого: Возраст испытуемого Дата проведения:
Литература 1. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников 2. Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы пси 3. Бодалев А. А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. 4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // 5. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно- 6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 4.- М.: Пе 7). Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. 8. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные 9. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. - М.: 10. Дубровина И. Я. и др. Активные методы в работе школьного 11. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подрост 12. Кадырова 3. Р. Формирование нравственных норм у стар 13. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие. - 14. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности де 15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 16. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педаго = 152 = 17. Лысюк Л. Г. Различные планы взаимоотношений детей в 18. Мухина В. С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985. 20. Родари Дж. Грамматика фантазии (Введение в искусство 21. Рузская А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстни 22. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: комп 23. ФельдштейнД. И. Психология развития личности в онтоге 24. Хоментаускас Т. Г. Семья глазами ребенка. - М.: Педагоги
25. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 26. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: 27. Элъконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. 28. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития 29. Зенкевич- Евстигнеева Т. Г. Путь к волшебству. - СПб: Зла 30. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. 31. Фурманов И. А. Детская агрессивность. - Минск, 1996. 32. Захаров А. И. Ребенок до рождения. - СПб., 1998. 33. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991. 34. Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990. 35. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. - М., 1991. 36. Кащенко В. П. Педагогические коррекции. - М., 1994. 37. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика 38. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познаватель- 39. Романова Е. С, Потомкина О. Ф. Графические методы в пси 40. Акишипа А. А., Кано X., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в 41. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - 42. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991. 43. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - /44. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996. ?45j Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. -v/M., 1998. 46. Хамская Е. Д.,Бытова Н. Я. Мозг и эмоции. - М., 1998. 47. Измерения интеллекта детей /Под ред. Гилъбух Ю. 3. - 48. Матыцин В. П. Будь еще умнее. - Тверь: РНФ, 1993. 49. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- 50. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной 154 Содержание введение................................................................ 3 особенности общения и развития личности ребенка................................................ 5 Генезис общения ребенка со взрослым и сверстником.. 7 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ КАК ТЕРАПЕВЧЕСКОГО СРЕДСТВА. ЭТАПЫ РАБОТЫ........................................... 20 Диагностический этап......... ____................................... 22 Описание диагностических методов................................ 25 I. Диагностика межличностных конфликтов...... 25 Анкета № 1 (дляродителей).............................. 25 Анкета № 2 (для воспитателей)........................ 29 Анкета № 2А (для воспитателей, педагогов) 31 Тест «Рисунок семьи»......................................... 33 Социометрическая проба «Деньрождения»...36 И. Диагностика внутриличностных проблем ребенка....................... ____________________ 42 Тест на определение уровня притязаний ребенка............................................................ 42 Методика определения самооценки дошкольника....__.................................. — 45 Методика родительских оценок и притязаний.................................................. 47 III. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка.................................... 49 Экспресс-диагностика познавательных процессов............................................................... 49 Диагностика эмоциональных процессов........ 54 Графическая методика «Кактус»................54 Тест «Страхи в домиках»............................... 58 Тест тревожности....................................... 61 Коррекционный этап.......................................................65 Контрольный этап........................................................... 67 - 155- ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 68 I. Ориентировочные занятия............................................ 68 П. Терапевтические занятия............................................. 70 III. Обучающие занятия................................................... 74 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С РОДИТЕЛЯМИ..................................................................76 I. Ориентировочные занятия............................,............. 76 П. Терапевтические занятия............................................. 77 III. Обучающие занятия.................................. —........... 80 Описание игр для детей............................................... 80 I. Контактные игры, подвижные игры, II. Обучающие игры, развивающие игры............ 84 III. Терапевтические игры................................... 90 IV. Соревновательные игры.............. _______..... 101 Описание игр для взрослых......................................... 103 Консультации для родителей...................................... 106 Как помочь эмоциональным детям?...................... 106 Как подготовить ребенка к школе?........................ 109 Считать, писать, читать........................................... 110 Приложение 1.Игровые тесты для родителей.............112 Остроумны ли Вы?.................................................. 112 Умеете ли Вы контролировать себя?........... 113 Понимаете ли Вы язык мимики?..................... 114 Тест В. Ряховского.................................................... 114 Приложение 2. Протокол занятий. —............................ 118 Приложение 3. Тест тревожности..................................124 Литература,........................................................... 152 Серия «В помощь психологу» Date: 2015-09-05; view: 518; Нарушение авторских прав |