Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системы управления в разрезе основных подсистем
Основные подсистемы
организации
| Мероприятия
| Маркетинг
| Введение отдела маркетинга (или штатной единицы маркетолога) для повышения функционирования данной области;
совершенствование процесса сбора и анализа информации для более эффективного проведения маркетинговых исследований;
усиление роли технических средств связи, позволяющих быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры
| Исследования и разработки
| Разработка комплексной системы модернизации основных сфер деятельности;
установление контакта фирмы с различными источниками инновационной информации;
постановка работы персонала на инновационную основу
| Снабжение
| Совершенствование договорной системы, т. е. заключение жестких договоров с поставщиками, введение штрафных санкций, позволяющих устранить сбои в поставке товаров и уменьшить риск деятельности фирмы;
установление рациональной коммуникации для обеспечения своевременности поступления информации, необходимой для составления заказов на поставку продукции
| Сбыт
| Совершенствование системы управления запасами, обеспечивающей удовлетворение потребительского спроса и снижение издержек на хранение;
обеспечение процесса реализации современными компьютерными программами
| Финансы
| Расстановка приоритетов среди задач финансирования, позволяющее сократить время на данный процесс и рационально использовать ресурсы предприятия
| О к о н ч а н и е т а б л. 2 8
| Основные подсистемы
организации
| Мероприятия
| Кадры
| Повышение квалификации персонала, позволяющее повысить уровень и культуру обслуживания потребителей; разработка системы дополнительного стимулирования, позволяющей создать заинтересованность в работе; вовлечение персонала в процесс управления, позволяющее усовершенствовать методы сбора информации; установление контроля по результатам труда, способствующее совершенствованию обратной коммуникационной связи и налаживанию межличностных коммуникаций
| Управление
| Совершенствование системы контроля за реализацией намеченных мероприятий; разработка системы оценки и аттестации персонала; четкое распределение обязанностей на базе штатного расписания, делегирование полномочий и совмещение должностей в случае недогрузки работы персонала
|
При характеристике и оценке эффективности разработанных планов СХПР необходимо уделить особое внимание расчетам показателей социальной и экономической эффективности (табл. 29).
Т а б л и ц а 2 9
Оценка эффективности планов СХПР
Показатели
| Способ расчета
| Значение
| Показатели экономической эффективности
| Валовая прибыль
| Выручка от реализации продукции за вычетом себестоимости
| Увеличение ВП на 15 % за счет увеличения объемов реализации и снижении в них доли себестоимости
| Себестоимость
| Часть стоимости, включающая затраты на потребленные средства производства и оплату труда
| Снижение темпов роста себестоимости на 3 % за счет снижения закупочных цен на продукцию в результате заключения договоров с более выгодными поставщиками
| Объем товарной продукции
| Стоимость реализованной продукции за определенный период времени
| Увеличение объема товарооборота на 10-12 % за счет улучшения организации торгового обслуживания и усиления маркетинговых мероприятий
| Затраты на 1 руб. товарной продукции
| Отношение себестоимости к стоимости товарной продукции
| Снижение затрат на 1 руб. товарной продукции за счет снижения закупочных цен
| Прибыль от
продаж
| Валовая прибыль за вычетом издержек обращения
| Увеличение ПП на 20 % за счет снижения темпов роста издержек обращения в результате рационального распределения всех видов ресурсов и контроля за их использованием
| Рентабельность продаж
| Отношение прибыли от продаж к стоимости реализованной товарной продукции
| Увеличение рентабельности на 8 % за счет превалирования прироста прибыли над приростом издержек
| П р о д о л ж е н и е т а б л. 2 9
| Показатели
| Способ расчета
| Значение
| Фондоотдача основных фондов
| Отношение объема товарной продукции к стоимости основных фондов
| Увеличение ФО на 10 % в результате улучшения использования основных фондов
| Показатели качества, результативности и сложности труда
| Производительность труда
| Отношение объема реализованной продукции к общей численности
| Увеличение ПТ на 7 % за счет увеличения объема товарооборота в результате системы материального стимулирования, повышения квали-фикации сотрудников, совер-шенствования системы снабжения и улучшения условий труда
| Фонд оплаты труда
| Общий фонд основной и дополнительной зарплаты, включаемый в себестоимость
| Увеличение ФОТ на 5 % за счет увеличения численности работников (маркетолог) и повышения зарплаты в результате увеличения основных результатов деятельности организации и квалифицированного выполнения своих обязанностей
| Средняя зарплата 1 работника
| Отношение общего фонда оплаты труда к общей численности персонала
| Увеличение среднемесячной зарплаты на 3% в результате увеличения объема и сложности труда
| Соотношение темпов произ-вод-ти труда и зарплаты
| Отношение прироста ПТ к приросту средней зарплаты
| Увеличение, свидетельствующее о том, что зарплата растет медленнее производительности труда
| Качество труда
| Отношение количества жалоб к общей численности персонала
| Снижение этого показателя, свиде-тельствующее о повышении качества труда за счет повышения качества обслуживания в результате улучшения условий труда, повышения квалификации
| Показатели социальной эффективности
| Текучесть персонала
| Отношение числа уволенных работников к общей численности
| Снижение текучести за счет повы-шения заинтересованности в работе, разработки системы стимулирования, налаживания межличностных комму-никаций, вовлечение персонала в процесс управления
| Уровень
трудовой
дисциплины
| Отношение случаев нарушения трудовой дисциплины к общей численности
| Повышение уровня трудовой дисциплины за счет установления контроля за результатами труда, четкой фиксации в оперативной отчетности нарушений, прогулов, опозданий, не исполнительности структурных подразделений
| Равноме-рность
загрузки
персонала
| Экспертная оценка равномерности загрузки руководством организации по 5-балльной шкале
| Повышение равномерности загрузки на 1-2 балла за счет четкого распределения обязанностей на базе штатного расписания, совмещения должностей
| О к о н ч а н и е т а б л. 2 9
| Показатели
| Способ расчета
| Значение
| Надежность работы
персонала
| Экспертная оценка надежности руководством организации по 10-балльной шкале
| Повышение надежности на 3-4 балла за счет создания системы дополнительного стимулирования, автоматизации рабочих мест
| Социально-психологичес-кий климат в коллективе
| Устанавливается на основе конкретных социологических и психологических исследований с помощью специалистов
| Улучшение климата за счет разработки системы мотивации на основе анализа потребностей и контроля по результатам труда, разработки системы оценки и аттестации персонала, налаживанию межличностных коммуникаций
|
Предлагаемые показатели эффективности системы планов функционирования и развития СХПР уточняются и дополняются с учетом специфики выбранных объектов управления бизнеса. При этом имеется возможность применять различные подходы обоснования программ (проектов), используя эффект вариабельности мышления их разработчиков, представленных в табл. 30.
Т а б л и ц а 3 0
Сводная таблица эффективности системы планов СХПР
Параметры
| Эффективность параметра в СУ
до проекта
| Эффективность параметра после проекта
по вариантам
| Механизм
| 1. Цели, задачи
|
|
| 2. Принципы
|
|
| 3. Подходы
|
|
| 4. Методы
|
|
| Процесс
| 1. Миссия и цель
|
|
| 2. Анализ среды
|
|
| 3. Оценка альтернатив и выбор стратегии
|
|
| 4. Реализация стратегии
|
|
| 5. Оценка стратегии
|
|
| Инструменты
| 1.Информация
|
|
| 2.Материальные ресурсы
|
|
| 3. Структура
|
|
| 4. Финансы
|
|
| 5. Методы и подходы
|
|
| 6. Трудовые ресурсы
|
|
| Функции
| 1. Планирование
|
|
| 2. Организация
|
|
| 3. Мотивация
|
|
| 4. Контроль
|
|
| 5. Регулирование
|
|
| | | Выходы СХПР
(коммерчес-кие, экономи-ческие, финан-
совые, управ-
ленческие, ор-
ганизацион-ные, культу-ры)
| |
Рис. 58. Схема преобразования ревурсов (вход) СХПР в результаты (выход)
В заключение обоснования целесообразно оценить также как предложенные мероприятия, и реализацию выбранной стратегии, что скажется на эффективности управления предприятием (табл. 31).
Т а б л и ц а 3 1
Расчет показателей эффективности управления предприятием
Система направлений оценки
эффективности
| Основные критерии оценки
эффективности
| Оценка, баллы (0-1)
| Варианты
| до
| после
| Достижение цели
| Степень достижения цели
Расширение доли рынка
Сохранение организации как целостности
| 0,7
0,5
0,4
| 0,9
0,8
0,8
| Качество
функционирования
| Соотношение централизации и децентрализации
Рост гибкости организационной формы
Соподчиненность дерева целей и уровней иерархии
Эффективность текущей обработанной информации, включая ее комплексность
Скорость и точность выделения информации по специальным запросам
Надежность и безопасность информации
Своевременность информации
Наличие необходимой информации
Экономичность от масштаба сбора, обработки, передачи информации
| 0,5
0,5
0,6
0,3
0,4
0,4
0,4
0,5
0,6
| 0,7
0,8
0,8
0,7
0,7
0,7
0,8
0,9
0,7
| Изменение в качестве рабочей силы
| Гибкость в системе продвижения по службе
Полномочия работников и их ответственность
Степень удовлетворения выполняемой работой
Повышение квалификации
| 0,4
0,5
0,6
0,3
| 0,8
0,6
0,9
0,6
| Экономичность
| Удельный вес издержек управления в общих издержках
Затраты на подготовку управленцев
Затраты на управленческое консультирование
Эффективность управленческих решений
Точность управленческих решений
Надежность решений
Быстрота подготовки управленческих решений
Гибкость и последовательность принятия решений
|
0,5
0,3
0,3
0,6
0,6
0,5
0,3
0,4
|
0,6
0,5
0,4
0,7
0,6
0,7
0,6
0,6
| Внешние и внутрен-ние социально-эконо-мические условия
| Способность СТЭП-факторного анализа
Наличие обоснованных целей
Степень интеграционной поддержки
| 0,6
0,4
0,3
| 0,6
0,8
0,6
| | Сумма нормы 27 баллов
|
|
| | Итого
| 10,6
| 19,6
|
Система методов текущего планирования в торговой фирме
При разработке планов торгового предприятия используются специфические методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования данного хозяйствующего субъекта. Методы планирования – это конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке.
При выборе конкретных методов планирования учитываются следующие факторы:
– длительность планового периода;
– особенности расчетов планового показателя;
– обеспеченность исходной информацией и возможность ее использования;
– наличие соответствующей технической базы обработки информации и проведения расчетов;
– уровень квалификации работников.
К основным методам планирования деятельности относятся нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, экономико-математический.
Суть нормативного метода состоит в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и технико-экономические нормативы, характеризующие рациональную величину этого показателя для конкретных условий работы предприятия.
Используемые нормативы бывают трех видов: единые, отраслевые и специальные, применяемые для отдельных торговых предприятий. Единые нормативы применяются во всех отраслях и сферах деятельности: например, транспортные тарифы, оплата коммунальных услуг (отопление, электроэнергия, водоснабжение и т. п.), ставки большинства налогов и др.
Отраслевые нормативы действуют только в системе торговли и общественного питания: нормы амортизации основных фондов, нормы расхода сырья и продуктов, нормы оснащенности предприятий инвентарем и оборудованием, нормы естественной убыли, коэффициенты трудоемкости блюд, нормативный срок окупаемости капиталовложений и др.
Технико-экономические нормативы как инструмент планирования требуют постоянного совершенствования и корректировки в соответствии с условиями рыночной среды и задачами торгового предприятия.
Расчетно-аналитический метод планирования используется в том случае, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между отдельными показателями или экономическими явлениями может быть установлена лишь косвенным путем на основе анализа и сопоставления отчетных данных. Сущность этого метода заключается в том, что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа достигнутого уровня, их развития, принимаемого за исходную базу, и индексов их изменения в плановом периоде.
Алгоритм планового решения на основе расчетно-аналитического метода изображен на рис. 59.
Рис. 59. Схема расчетно-аналитического метода планирования
Использование этого метода требует большого опыта и развитой интуиции у работников экономических служб, а также знания условий работы торговых предприятий, понимания сущности экономических процессов и перспектив их развития на уровне хозяйствующих субъектов.
Значение расчетно-аналитического метода планирования деятельности торгового предприятия достаточно велико, поскольку на его основе определяются такие важнейшие показатели производственно-торговой деятельности, как объем товарооборота, сумма доходов и прибыли, расходы по труду и заработной плате и др.
Балансовый метод предусматривает использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и финансовых ресурсов с фактической потребностью в них. Балансовые расчеты должны быть произведены таким образом, чтобы использование или распределение ресурсов не превышало их реального объема.
Балансовые расчеты используются при планировании поступления товаров на предприятие, исходя из прогнозируемого товарооборота и величины начальных и конечных товарных запасов, при определении потребности предприятий в оборудовании, предметах материально-технического оснащения, топлива для производственных нужд на предприятиях общественного питания. Значительной особенностью большинства экономических проблем на уровне торгового предприятия является их неопределенность, а также одновременное воздействие многих, часто взаимозаменяемых факторов. В этом случае плановые расчеты целесообразно производить с помощью экономико-математических методов, среди которых наиболее широкое применение в торговле нашли математические (корреляционные) модели. Сущность корреляцонных экономико-математических моделей состоит в нахождении естественного выражения взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими, и последующим экстраполированием зависимостей на определенный плановый период. При использовании таких моделей в плановом процессе необходимо соблюдать следующие требования:
– цель в качественном отношении должна быть адекватна экономической задаче, т. е. отражать сущность исследуемого объекта;
– выбранная математическая форма описания экономических взаимосвязей (уравнение регрессии) должна в наибольшей степени соответствовать закономерностям развития планируемого показателя.
Параметры, рассчитанные по экономико-математической модели должны иметь четкую экономическую интерпретацию, лавирование показателей на основе расчета экономико-математических моделей в общем виде складывается из нескольких этапов (рис. 60).
Рис. 60. Этапы планирования показателей при использовании
экономико-математических моделей
Применение ЭММ предполагает разработку многих плановых показателей и выбор из них оптимального, обеспечивающего решение плановой задачи и достижение поставленной цели.
Объемно-календарное планирование реализации
Date: 2015-09-20; view: 471; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|