Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Торгового предприятия в современных условиях
Основными субъектами хозяйствования потребительского рынка (ПР) выступают предприятия и организации, которые объединены общими целями и задачами, обладают определенными ресурсами и являются относительно замкнутыми системами с установленными входами и выходами. При этом справедливо, что эти организации (как группа людей, объединенных общей целью), независимо от ее миссии и целей создания потребительских ценностей, нуждаются в эффективных системах текущего планирования. Это возможность и необходимость реализации стратегии функционирования и развития потребительского рынка города. Переход предприятий к рыночным условиям хозяйствования значительно сместил акценты в сфере планирования. Во-первых, реформы перенесли центр тяжести планирования с общегосударственного, глобального и отраслевого уровней на уровень основного хозяйствующего субъекта, т. е. предприятия. При этом на государственном уровне происходит переход к индикативному планированию, представляющему собой ориентирующий, координирующий и информационный подход к разработке планов, при котором с помощью экономических регуляторов определяются направления и общие объемы деятельности отдельных отраслей и сфер приложения труда. По своему характеру, во-первых, оно ближе к экономическому регулированию, когда воздействие на предприятие осуществляется, исходя из стратегических целей, с помощью контрольных цифр бюджета, налоговых ставок, процентов за кредит, нормативов. Во-вторых, главным в планировании является не директивность и обязательность установленных сверху заданий, а разработка плановой программы и способов ее выполнения непосредственно на предприятии. Практика показала, что кроме самого предприятия (в лице отдельных служб) никто не сможет достичь высокой эффективности в планировании, поскольку предприятие не только участвует в формировании планов, но и обеспечивает реализацию намеченного варианта развития. Поэтому участие предприятия или фирмы потребительского рынка на любом уровне планирования должно быть обязательным для руководителей и целесообразным для работников. В-третьих, в условиях рыночных отношений и усиления конкуренции субъектов хозяйствования ПР основное внимание в процессе планирования должно быть уделено не столько показателям роста субъекта хозяйствования, сколько показателям его развития. Следует заметить, что рост и развитие предприятий – это не однозначные понятия. Рост масштабов деятельности может происходить с развитием или при его отсутствии. Рост – это увеличение количественных объемов деятельности предприятия (повышение товарооборота, объема услуг, увеличение доли рынка, расширение торговой площади, создание новых продуктов и т. д.). До недавнего времени основным в деятельности предприятия считался рост его показателей. Однако многие, особенно мелкие предприятия потребительского рынка, рассчитанные на определенный контингент потребителей, имеют достаточно ограниченные возможности роста в отличие от немногочисленных крупных фирм, которые могут планировать увеличение своей доли на рынке, открывать новые предприятия, перепрофилировать их. Важнейшая роль в процессе планирования принадлежит сотрудникам предприятия, занимающимся планово-аналитической работой (экономисты, аналитики, менеджеры и др.). От качества их деятельности во многом зависит экономическое благополучие предприятия. При подборе персонала, занятого планированием на предприятии, должны учитываться следующие требования: – планированием должны заниматься прежде всего те специалисты, которые будут обеспечивать реализацию этих планов и нести ответственность за их исполнение; – уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции в отношении ресурсов, цен, финансов и других коммерческих аспектов деятельности предприятия; – уровень квалификации специалистов должен соответствовать уровню планирования. Эффективное планирование предполагает обязательную обеспеченность персонала соответствующей информационной базой и техническими средствами. К определению содержания текущего планирования, по нашему мнению, аргументировано использовать следующее понятие: “Текущее “внутриструктурное” планирование организаций сферы потребительского рынка – это система расчетов и эффективного опережающего воздействия на информационные, технические, организационные, экономические, творческие, правовые, психологические, моральные и социально-политические отношения, которые складываются в процессе осуществления всех видов деятельности в субъектах хозяйствования рынка”. Таким образом, если использовать такой подход, то генеральная цель текущего планирования товарных, бытовых и социальных услуг состоит в создании интегрированной системы принятия решений, которые представляют собой основу для всех видов деятельности в конкретных субъектах хозяйствования потребительского рынка (далее – СХПР). При этом цели текущего планирования, как нам представляется, следующие: 1. Выбор направлений получения необходимого дохода безубыточности работы, и как условие этого, объем товаров и услуг по нужным потребительским ценностям (товарооборот, объем бытовых и социальных услуг и т. д.). 2. Определение направлений, технико-экономических и социальных уровней развития предприятий, организаций ПР и их подразделений. 3. Уточнение программы и последовательности действий для их достижения, т. е. состав работ и мероприятий в их взаимосвязи. 4. Расчет потребности в средствах и ресурсах разного рода для осуществления программы действий и достижения заданных уровней развития. 5. Определение конкретных исполнителей. 6. Определение сроков достижения промежуточных и конечных целей, выполнения работ и мероприятий. Специализированная по установленным видам или комбинированная деятельность подразделений СХПР, по мнению автора, должна осуществляться по следующим принципам: 1. Ориентация на результат. Высокое качество зависит от сбалансированности и удовлетворения нужд всех участников деятельности: сотрудников, клиентов, поставщиков и общества в целом. 2. Ориентация на потребителя. Потребитель выступает конечным арбитром качества продукта и сервиса. Лояльность потребителя, удержание доли рынка лучше всего оптимизируются через четкий фокус на нужды поставщиков и потенциальных потребителей. 3. Руководство и единство цели. Поведение руководителей создают ясность и единство цели в пределах организации и окружающего пространства. 4. Точное налаживание процесса. Исполнение более эффективно, когда все внутренние связи понятны и систематизированы, а решения относительно планируемых действий приняты с учетом информации всех заинтересованных участников. 5. Создание человеческого потенциала. Развитие и вовлечение персонала. Полный потенциал персонала может быть реализован лучшим образом через механизм управления организационной культурой. 6. Постоянное обучение, инновации и совершенствование позволяют максимизировать организационное поведение персонала. 7. Развитие партнерства. Организация работает более эффективно, когда существует нормальная конкурентная среда рынка. Взаимовыгодные отношения, построенные на доверии, обмене информацией и интеграции между партнерами. 8. Общественная ответственность организации и ее людей должна быть адаптирована в интересах большинства в обществе. На основе вышеизложенных теоретических идей предлагается следующая программа по разработке текущего развития СХПР (рис. 56). Составной частью текущего планирования является выполнение комплекса нормативно-плановых расчетов и оптимизация принимаемых решений по всем вышеперечисленным целям, а также опережающее воздействие на исполнителей, ресурсы, сроки, иногда и на программу действий, обеспечивающих безусловное достижение выходных и генеральной целей СХПР.
Рис. 56. Алгоритм формирования текущего плана развития СХПР В соответствии с целями текущего планирования устанавливается состав решаемых в нем задач, которые можно объединить в четыре раздела: 1) аспектное планирование (организационно-технологическое; экономическое; финансы и экаунтинг; социально-культурное (управление персоналом); 2) технико-экономическое и социальное планирование; 3) объемно-календарное планирование; 4) оперативное планирование. При этом каждый из разделов планирования включает собственно присущие ему технологии (этапы, методы, шаги и т. п.). В процессе планирования должен быть составлен оптимальный или, по крайней мере, рациональный план работ, т. е. заранее определенное направление действий. План включает: ориентацию на будущее; действие; элемент, определяющий лицо или организацию исполнителя; сроки; при этом он содержит систему организационных и экономических мероприятий по обеспечению достижения поставленных целей, а также адресованные конкретным исполнителям директивные (обязательные для исполнения) задания с указанием объемов, сроков, этапов и формы контроля за их выполнением. Предлагаемая автором структура технико-экономического плана представлена на рис. 57. Таким образом, текущее планирование может рассматриваться как часть экономико-управленческой деятельности, объединяющей все уровни управления СХПР. Организационная, экономическая и социальная цели текущего планирования достигаются при экономико-управленческой деятельности, объединяющей все уровни управления СХПР с помощью “иерархии” планов: стратегических, текущих, оперативных и планов подразделений и исполнителей. Текущее планирование СХПР отвечает основным требованиям, предъявляемым теорией системного анализа к понятию “система”. Прежде всего это комплекс взаимосвязанных элементов. Целостный характер текущего планирования организации вытекает из неразрывности (единства) всех видов деятельности и общности генеральной и выходной целей СХПР. Система должна стремиться к достижению заданных или наилучших “выходов” с учетом располагаемых или минимально возможных “входов”. Планирование организационного развития является “большой системой” по числу входящих разделов, стадий, этапов и подэтапов планирования, по числу регулируемых видов деятельности и показателей, которые характеризуют входы и выходы каждого вида деятельности и их осуществляющих подразделений, а также показателей, определяющих входы и выходы СХПР в целом. Таким образом, сложность текущего планирования СХПР как системы объясняется тем, что здесь обратная связь осуществляется в “открытой” среде. С позиций системного подхода (рис. 58) представлена система текущего планирования СХПР как кибернетическая схема, характеризующая взаимосвязь входов и выходов организации: во-первых, как большой планируемой системы и, во-вторых, входов и выходов входящих в него подразделений как частных систем.
Рис. 57. Структура технико-экономического плана СХПР
В процессе осуществления деятельности СХПР, рассматриваемой как “черный ящик”, ресурсы (входы) преобразуются в результаты (выходы) и далее – в стимулы создания потребительских ценностей (предложения) под воздействием предусмотренных планом мероприятий. При этом социальные результаты и экономические стимулы выступают как интеграционные факторы достижения целей СХПР, т. е. как специфическая обратная связь. Входы СХПР определяются входными показателями, которые характеризуют их состояние перед выполнением текущих работ. Эти показатели характеризуют ресурсный, инновационный, человеческий, организационный потенциал, финансовую устойчивость, деловую активность конкретного предприятия, определяющие возможные и необходимые условия достижения им миссии и целей (табл. 27). Т а б л и ц а 2 7 Date: 2015-09-20; view: 448; Нарушение авторских прав |