Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №2 Познавательный оптимизм, скептицизм и пессимизм. Скептическая аргументация Д.Юма. Какие современные версии скептической аргументации вы знаете? Что такое солипсизм?





За долгую историю существования гносеологии в ней сложились определенные классические позиции и подходы, которые мы и будем изучать. Они располагаются в пространстве между ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИМ ОПТИМИЗМОМ и ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИМ ПЕССИМИЗМОМ. Эти термины не обозначают каких-то определенных учений. Это – именно идеализированные крайние концепции. Тем не менее, представителей подобных позиций можно найти немало.

Гносеологическим оптимизмом назовем веру в безграничные возможности человеческого познания.

Что касается гносеологического оптимизма, то его разделяет, по-видимому, большинство носителей «здравого смысла» и большое число ученых. Не все ученые сейчас разделяют гносеологический оптимизм, однако для представителей сравнительно молодых научных направлений и дисциплин он характерен (яркий примером тут может быть как раз когнитивистика).

Гносеологический пессимизм – убеждение в ограниченности возможностей человеческого познания – может принимать разные формы и опираться на разные основания. Вспомним, например, об античных скептиках, а еще ранее – о софистах. Гносеологическими пессимистами часто становятся ученые в период кризиса своей дисциплины.

Вообще, классическая философия скорее проникнута гносеологическим оптимизмом, тогда как неклассическая – пессимистична. Но, говоря это, надо тут же добавить, что классическая философия неизменно сопровождалась скептицизмом (М.Монтень (1533 – 1592), П.Бейль (1647 – 1706), Д.Юм (1711 – 1776)), проблематизировавшим дерзновенную веру в мощь человеческого познания.

Для обозначения подобной позиции в философском лексиконе имеются термины «скептицизм» и «агностицизм».

СКЕПТИЦИЗМ – философская позиция сомнения по поводу возможностей человеческого познания, по поводу того, что убеждения здравого смысла либо философские теории действительно являются знанием.

Одной из самых древних познавательных программ подобного рода является скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, познающий), восходящий еще к античной философской традиции. Сущность скептицизма состоит в отрицании возможности достижения истинного, т.е. доказательного и всеобщего, знания и в признании того, что относительно любого суждения можно высказать прямо ему противоположное и ничуть не менее обоснованное.

АГНОСТИЦИЗМ – философская позиция отрицания возможности достижения знания, причем имеется в виду либо истинное и несомненное знание, либо знание истинной сущности вещей, либо знание о том, существует или не существует Бог. Сам термин был введен Т. Гексли (английский биолог, 1825 – 1895) в 1869 для обозначения следующей познании: человеческому познанию доступно только то, что может восприниматься чувствами, поэтому на вопрос о существовании Бога невозможен обоснованный ответ. Иногда агностицизм понимают

неверно, а именно как позицию, отрицающую возможность познавательной

деятельности вообще. Подобных учений в истории философии

попросту нет, ибо такая установка в познании еще более

двусмысленна, чем скептическая: само суждение "познание невозможно" опровергает его же.

Должна сказать, что мои формулировки не могут претендовать на строгие определения. Ведь эти термины фигурируют в самых разных текстах, включая словари и энциклопедии, и в разных работах они могут использоваться по-разному. Некоторые относят Д.Юма к скептикам, другие – к агностикам. Для некоторых И.Кант – агностик, для других – нет. Но дело не в том, какой термин к кому приложить, а дело в том, чтобы понимать аргументацию названных философов.

Крайней, эпатирующей формой агностицизма и скептицизма можно считать:

СОЛИПСИЗМ ( от лат. solus— единственный и ipse — сам) — «философская позиция, согласно которой несомненно данным является лишь собственный субъективный опыт, данные индивидуальногосознания, а все, что считается существующим независимо от него (включая тело, мир внешних сознанию физических вещей, других людей), в действительности — лишь часть этого опыта.» (определение В.А. Лекторского из «Новой философской энциклопедии).

Солипсизм ставит под вопрос само существование внешнего мира.

И вообще, не есть ли мир лишь мое сновидение?

Почему надо обращать внимание на такие экстравагантности? Потому, что это постоянный вызов притязаниям на знание и. источник вопросов для теории познания. Скептицизм, агностицизм побуждают критически отнестись к собственным представлениям о познании. Они, совместно с солипсизмом, помогают нам обнаруживать те предпосылки, на которые мы опираемся в своих рассуждениях и поступках, осознать их, оценить. Они заставляют нас проанализировать, какими возможностями доказательств мы обладаем применительно наших базовых представлений и ориентиров деятельности.


Если в XVIII или XIX вв. скептические сомнения выражались в терминах того, а не является ли мир моим представлением, то современная философия обсуждает вопрос о том, не является ли он моим (или нашим коллективным) конструктом. Положительный ответ дают такие направления как радикальный конструктивизм или социальный конструктивизм, о которых мы будем говорить в дальнейшем.

Д.Юм:

Для Юма скептицизм есть общая гносеологическая и даже общемировоззренческая

установка, в сущности саморазрушительная. Юм в своём сочинении "О СКЕПТИЦИЗМЕ И О ДРУГИХ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМАХ" выдвигаетдве составные части секптицизма-1)О скептицизме по отношению к разуму 2)О СКЕПТИЦИЗМЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧУВСТВАМ. Юмовское недоверие к разуму заключается в том, что любое умственное заключение так или иначе имеет определённую долю вероятности. То есть любой факт ума каким бы он достоверным не был имеет определённую степень не соответствия действительности. Чтобы доказать, что факт ума достоверен, этот ум приводит аргумент пользу этого факта, чтобы доказать его достоверность. Но этот аргумент также имеет определённую степень недостоверности и чтобы уменьшить или убрать её ум придумывает новый аргумент уже в пользу самого этого аргумента и так до бесконечности пока изначальный факт не приобретает абсолютную недостоверность. Скептицизм по отношению к чувствам заключается в том, что человеческие чувства не дают полную гарантию реальности того, что они воспринимают. Из за того что человек не может воспринять того, что не могут воспринять его чувства нельзя точно сказать существует ли воспринимаемый мир или это всего лишь плод нашего сознания. Такая позиция называется феменологизмом,говорящая о том что человек познает не реальный мир а всего лишь проявления этого реального мира в наших чувствах.

Другие скеплические доктрины:

Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания.1)Научный скептицизм (англ. scientific skepticism, rational skepticism, иногда skeptical inquiry) — философская позиция, согласно которой все утверждения, не имеющие эмпирических доказательств, должны быть подвергнуты сомнению, а также стоящее на этой позиции общественное движение, ставящее своей целью критическое изучение пара- и псевдонаучных учений.Научный скептицизм — практика подвергать сомнению достоверность концепций, у которых отсутствуют экспериментальные доказательства и воспроизводимость результатов — является частью методологической научной нормы, призванной обеспечивать прирост проверенного знания. Научные скептики используют критическое мышление и дедуктивную логику для оценки заявлений, у которых отсутствует экспериментальное подтверждение. На практике термин «научный скептицизм» чаще применяется к проверке фактов, явлений и теорий, находящихся вне основных течений науки, чем к изучению общепринятых научных проблем.2)философский скептицизм— направления в философии, в рамках которого выражается сомнение в возможности достоверного знания, в существовании какого-либо надёжного критерия истины.

Билет №3 Познание как субъект - объектное отношение. Онтологический и гносеологический аспекты противопоставления субъекта и объекта познания. Различные подходы к вопросу о возможности преодоления этого противопоставления.







Date: 2015-09-19; view: 2609; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию