Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравните этапы развития философии Нового времени. Заполните таблицу





  Раннее Новое время (XVII в.в.) Просвещение (XVIII в.) Немецкая классическая философия (XIX в.)
Основная сфера интересов. Формы и методы познания      
Онтология, учение о мире, бытии, субстанции      
Гносеология, учение о познании      
Представления о человеке      
Наука, религия, их место в системе познания мира      

3. Определите, кому принадлежат следующие суждения:

«Знания – сила»

«Я мыслю, следовательно, существую»

«Душа ребенка - чистый лист бумаги»

«Никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе»

«Человеческий ум – это неровное зеркало, искажающее все»

«Война –естественное состояние человечества»

«Свобода – это осознанная необходимость»

«Религия возникла тогда, когда встретились мошенник и глупец»

«Наука и добродетель несовместимы»

 

Вольтер, Руссо, Бэкон, Декарт, Спиноза, Локк, Гоббс

4. Определите, кому принадлежат следующие суждения:

«Человек по натуре добр и только общество делает его плохим».

«Силами государства может руководить лишь общая воля»

«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне- два вопроса, что озаряют мое сознание»

«Рассудок не черпает свои законы в природе, а приписывает их ей»

«Преследуя частные интересы, люди делают гораздо больше, чем они задумали; не осознавая этого, они реализуют закономерности истории, толкая ход истории вперед»

«Я полагает себя»

«Иметь идею- тоже, что воспринимать ее»

«Дух поблекший отпечаток природы»

 

Руссо, Кант, Гегель, Фихте, Беркли, Фейербах

 

5. Определите философское направление, к которому относят следующих мыслителей:

 


 

Сенсуалисты

Рационалисты

Субъективные идеалисты

 

Материалисты

Объективные идеалисты

Бэкон,

Декарт,

Гоббс,

Локк,

Дидро,

Гольбах,

Маркс,

Фейербах,

Кант,

Гегель,

Фихте,

Шеллинг


6. Сравните высказывания. В чем их кардинальное различие? Можно ли увидеть «точки соприкосновения»? Какие из высказываний следует определять как «рационализм», «сенсуализм», «индукция», «дедукция». Какие из них вам близки? Почему?

О познании:

1) «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте. подлинная же и надлежащая цель наук не может быть другой, чем наделение человеческой жизни новыми открытиями и благами. Для наук же следует ожидать добра лишь тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным… ступеням - от частностям к меньшим аксиомам и затем средним, одна выше другой, и наконец к самым общим» (Бэкон Ф.сочинения. в 2-х т. Т.I.1971, С.165)

2)»…Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта или дедукции. Вдобавок следует заметить, что опытные данные о вещах часто бывают обманчивы, дедукция же, или чистый вывод одного из другого…никогда не может быть неверно произведена разумом, даже крайне малорассудительным…только разум способен к науке…людям не открыто никаких других путей к достоверному познанию истины, кроме очевидной интуиции необходимой дедукции…»(Декарт Р.Сочинения. В 2-хт. Т.1., М., 1989. С.269

3) «Первый принцип познания состоит в том, что мы имеем такие-то и такие-то представления; второй – в том, что мы так-то и так-то называем вещи, к которым относятся наши представления; третий – в том, что мы соединяем эти имена таким образом, чтобы образовать из них истинные положения, и, наконец, четвертый – в том, что мы соединяем эти предложения таким образом, чтобы из них выводить умозаключения и истина этих умозаключений могла быть познана» (Гоббс Т. Избранные произведения. В 2т. Т.2М, 1965. С.439)

4) «Истинный путь исследования – это образовать мысль из некоторого данного определения; и это пройдет тем удачнее и легче, чем мы лучше определим данную вещь… Чтобы можно было назвать определение совершенным, оно должно будет выразить внутреннюю сущность вещи и не допускать того, чтобы мы вместо нее взяли какие-нибудь свойства вещи» (Спиноза Б.Избранные произведения. В 2-х т. Т.2., С. 352)

5) «На опыте основывается все наше знание, от него и в конце концов оно происходит. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашего ума…доставляет нашему разуму весь материал для мышления… Мы должны положиться на опыт» (Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. Т.1 С.154-155, 338).

7. Из хрестоматии выпишите суждения, наиболее полно раскрывающие, на ваш взгляд, социальные взгляды Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, К.Маркса. (Вариант хрестоматии: Хрестоматия по философии. Учебное пособие для высших учебных заведений /под ред. Кохановского В.П., Ростов-на Дону, 1997)

 

vii. Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности философии Нового времени?

2. Какие этапы в своем развитии проходит философия Нового времени?

3. Кто из философов и в каком аспекте рассматривал проблему субстанции?

4. Какие гносеологические концепции Нового времени вам известны?

5. Каковы основные представители и идеи социальной философии Нового времени?

6. Каковы особенности и основные философские находки немецкой классической философии?

6. Каковы основные положения философии марксизма?

viii. Темы рефератов:

1. Проблема познания в философских взглядах Ф.Бэкона и Р.Декарта.

2. Проблема субстанции в философии Нового времени.

3. Картезианство и его сущность.

4. Сравнительная характеристика социально-философских взглядов Т. Гоббса, Дж.Локка и Ж.Ж.Руссо.

5. Сравнительная характеристика гносеологических концепций Дж.Локка, Дж.Беркли и Д.Юма.

6. Просвещение как философская тенденция и эпоха.

7. «Чистый разум» И.Канта и его критика.

8. Проблема нравственности в философии И.Канта.

9. Диалектический метод Г.Гегеля.

10. Философский анализ категории «Абсолют» в концепции Г.Гегеля.

11. Философия К.Маркса: «за» и «против».

12. Критический анализ философской и мировоззренческой парадигмы Нового времени.

Date: 2015-09-19; view: 525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию