Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гоу улгу





НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА



Глава 1. Теория и практика карьеры

О карьера определяется суммой внешних и внутренних факторов, включая биологическую предрасположенность к определенной деятельности, лично­стные особенности, социальные стартовые условия и динамичную социальную среду;

О карьеру относят к критериям социальной адаптивности и успешности жиз­ненного пути;

□ карьера носит индивидуальный характер, однако существуют базовые ха­
рактеристики, которые можно использовать для описания, измерения и
оценки карьеры;

□ карьера является более или менее структурированным и осознанным жиз­
ненным и профессиональным проектом.

Т. X. Невструева и Т. Г. Гнедина (2006) описывают карьеру как трехкомпонентную структуру:

целевой компонент — цели, проекты, ориентации, задачи, притязания, моти­
вы, желания, потребности, стремления, ценности, смыслы;

О процессуальный компонент— способы, стратегии, тактики, темпы, этапы, периоды, фазы;

О результативный компонент — достижения, смена ролей и позиций, профес­сиональная компетентность и эффективность, профессиональный и должно­стной рост.

Взаимосвязь этих компонентов обеспечивается временным аспектом целепола-гания (протяженность перспектив будущего, отношение ко времени и ориентация во времени). Необходимо также подчеркнуть, что в начале карьеры наиболее значим ее целевой компонент, в ее середине успешность определяется стратегия­ми и темпом карьеры (наиболее продуктивный период), а в конце важна оценка степени успеха.

Наряду с достаточно большим количеством определений понятия «карьера», в психологической и социологической литературе встречается целый спектр типоло­гий карьеры. Наиболее простой подход продемонстрирован в Энциклопедическом социологическом словаре, где за основу типологии взяты сферы деятельности, в рамках которых человек осуществляет свою карьеру. Соответственно, «конкрет­ными индивидами реализуются образовательный, трудовой, политический, научный и другие типы карьеры». Данная типология опирается на единственный критерий, и в этом заключается ее основное ограничение. Такой подход никак не учитывает выросший, особенно за последнее время, динамизм в смене видов и даже сфер и направлений деятельности участников и субъектов рынка труда.

Введение такого критерия, как характер динамики, позволил выделить четыре типа карьеры [Укке Ю. В., 1971]:

1. Обычная карьера. Характеризуется как «профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни»: выбор профессии, этапы разведки и опробования своих сил в разных сферах, пе­риод овладения профессией, упрочения в ней, этап сохранения и повышения квалификации, спад и т. д.


J. 1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры

2. Стабильная карьера. Представляет собой «прямое продвижение от профес­
сионального обучения к единственному постоянному типу работы».

3. Нестабильная карьера. В этом случае после этапов проб и упрочения следу­
ют новые пробы, которые могут быть как вынужденными (в случае потери
работы, работоспособности), так и добровольными (смена интересов) или
вызванными сменой профессиональной ориентации без интереса и прило­
жения усилий.

4. Комбинированная карьера. Связана со сменой коротких периодов стабиль­
ной профессиональной жизни и занятости этапами вынужденной безработи­
цы или переменой профессии, профессиональной переориентацией (это
весьма актуально в наше время).

Сегодня можно уже говорить о реализации второй и третьей карьеры, когда активный в трудовом отношении человек проходит профессиональную переподго­товку и достаточно энергично и быстро овладевает новым видом профессиональной деятельности. Наглядный в этом отношении пример — массовое перепрофилиро­вание деятельности многих военнослужащих, уволившихся из армии по достижении пенсионного возраста, но сохранивших высокий трудовой потенциал.

Определенный интерес и актуальность сохранили также исследования по про­блемам профессиональной карьеры, проведенные финскими учеными [Синисало П., 1 987; Хяюрюнен Ю. П., 1987]. Во второй половине восьмидесятых годов прошло два советско-финских симпозиума по психологии личности и образу жизни. Опуб­ликованные материалы этих встреч включали в себя в том числе и типологизацию трудовой карьеры молодежи по результатам лонгитюдного исследования. Финские исследователи использовали в качестве основания для своей классификации заня­тость или безработицу человека.


Исходя из этого критерия, были выделены четыре типа карьеры.

1. Стабильная, когда человек занят полный рабочий день в той профессии, для
которой он был обучен или приобрел необходимые знания, умения и навыки,
работая в области конкретной профессии (по данным П. Синисало, таких
оказалось 49%).

2. Нестабильная объединяет тех, кто работал, но поменял род занятий или
трудился не по специальности. Суть этого типа карьеры — в наличии перехо­
дов с одной работы на другую (22%).

3. Прекращенная или прекращающаяся карьера свойственна тем, кто часто
был без работы, у кого периоды занятости сменялись периодами безрабо­
тицы (4%).

4. Учебная включает тех, кто учился в течение всего времени исследования.

Во многих современных изданиях по управлению персоналом различают два основных вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии раз­вития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, сохранение








Date: 2015-09-19; view: 962; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию