Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смена длины предложений





Чередование длинных и коротких предложений позволит вам созда­вать драматический эффект.

Вот пример подобного приема, взятый из речи Уильяма С. Андерсона из корпорации NCR:

«По меткому выражению экономиста Лестера Тьюроу, эконо­мика Соединенных Штатов сегодня истекает кровью из «тысяч ран». Я хотел бы иметь основания заявить, что бизнес не имеет ни­какого отношения к этим многочисленным и постоянным повреж­дениям экономики. Но это не так».

Резюме

Приведенный ниже пример из речи Шоичи Аказавы из компании «Футжитсу лимитед» служит иллюстрацией некоторых стилистических конструкций, рассмотренных выше. Кроме того, оратор использует и дру-


гие приемы, чтобы убедительно изложить свои мысли. Прочитав этот отрывок, проверьте свои ораторские навыки и проанализируйте текст на наличие стилистических и структурных приемов, которым посвящена данная глава.

«Боюсь, я вынужден рассматривать грядущее десятилетие, как одно из самых неопределенных, нестабильных и сложных для моей страны. Мне грустно говорить об этом.

Первая проблема — это истощение ресурсов. Приведу два примера: 89% энергии и 55% продуктов питания мы получаем из-за рубежа.

Другая проблема — это трудности, которые присутствуют в нашей торговле с другими странами,

Еще одна проблема состоит в том, что наша страна начинает страдать от недуга, который я называю «болезнью развитой страны»!

Эта болезнь, распространение которой достигло масштаба эпидемии, характеризуется утратой жизнеспособности частью людей, уменьшением их энергии, отсутствием стремления к действию.

Другими словами, мы, японцы, похоже, утратили «бусидо сейшин», то есть чувство долга и преданности. Этот недуг поразил Японию точно также, как он поразил многие другие страны».

 

В этом коротком отрывке Шоичи Аказава использует четыре основных ораторских приема:

1. Несколько раз правило триады — в основном для того, чтобы связать абзацы: «неопределенных, нестабильных и сложных», «Первая проблема... Другая проблема... Еще одна проблема...», «утратой жизнеспобсобности... уменьшением их энергии, отсутствием стремления к действию».

2. Изменение длины предложений. Короткое предложение в конце первого абзаца добавляет драматизма: «Мне грустно говорить об этом».

3. Яркая метафора: фраза «болезнь развитой страны» затем усиливается такими словами, как «эпидемия», «недуг»,

4. Парные конструкции используются для формулирования вывода: «Этот недуг поразил Японию точно так же, как он поразил многие другие страны».


А сколько разных приемов обнаружили вы?

4. Отлично. Вы, без сомнения, прочно усвоили ораторские приемы. Обязательно используйте их при составлении важных речей.

3. Хорошо. Вы неплохо запомнили, как можно использовать некото­рые из наиболее действенных приемов устной речи.

2. Удовлетворительно. Начинайте чаще применять эту технику убежде­ния, и вы быстро поймете, насколько она полезна.

0—1. Предлагаю вам перечитать эту главу, чтобы лучше понять много­численные способы, посредством которых письменные и устные сообще­ния могут быть переданы более успешно.

Не бойтесь использовать рассмотренные в этой главе действенные ораторские приемы, чтобы сделать свое сообщение ярче, интереснее и убедительнее. Вы удивитесь, до какой степени они повысят вашу способ­ность излагать мысли самому широкому кругу слушателей.

Откажитесь от тяжеловесного языка, которым написаны банальные и скучные речи многих ораторов.

Многие современные политики и чиновники, вне всякого сомнения, свободно владеют ораторскими стилями, модными в начале века, однако очень немногие сегодняшние слушатели способны вытерпеть их.

Современная аудитория, выросшая среди быстро развивающегося ви­зуального мира телевидения, ожидает — или, по крайней мере, надеется, — что с ней будут общаться в такой же развлекательной манере.


ГЛАВА 7

ТРЕНИРОВКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЕГО ГОЛОСА

«Кто дал человеку слово? Кто вложил в него прелесть опасности и искушение греха? Слово есть дыхание и жизнь. Слово есть смерть».

Алджернон Суинберн «Аталанта в Калидоне»

Ирония заключается в том, что, несмотря на развитие у человеческих существ отделов мозга, отвечающих за речь, а также на то, что именно наша способность разговаривать — лингвист Стивен Линкер называет это языковым инстинктом — в значительной степени определяет наше отличие от приматов, у нас отсутствует механизм, предназначенный исключительно для того, чтобы дать нам возможность говорить.

Голосовые связки, которые вибрируют, чтобы вызвать звук, изначально были предназначены для того, чтобы пища попадала не в трахею, а в пищевод. Основная функция наших легких, которые создают поток воздуха, заставляющий вибрировать связки, состоит в газообмене, то есть доставке в организм кислорода и удалении углекислого газа. Смысл пустот в лицевых костях, которые служат для усиления звука, заключается в том, чтобы сделать кости легче.

Однако, несмотря на то, что речевой аппарат составлен из разны частей, первоначально предназначенных для других целей, это никоим образом не преуменьшает его важности, как в социальном, так и в личном плане.

Больше всего слушатели жалуются на плохое произношение, которое затрудняет и восприятие, и понимание того, что говорит оратор. Вот шесть наиболее распространенных речевых барьеров, которые препятствуют эффективному общению.

1. Слишком тихая речь. Даже если сидящим сзади удается расслышать оратора, это для них слишком утомительно Слушателям приходится напрягаться, чтобы принять сообщение, и, если он не представляет для них особой важнос-


сти, люди быстро прекращают свои усилия. Даже если аудитория доста­точно заинтересована или терпелива, чтобы выслушать сообщение до конца, вероятность неправильного понимания очевидна.

Слишком тихая речь часто вызвана сочетанием волнения и неправиль­ного дыхания.

2. Глотание слов. Многие люди позволяют своему голосу затихать в конце предложения, и в этом случае аудитории труднее расслышать каж­дое слово. Точно так же, как в случае слишком тихой речи, глотание слов повышает риск ошибок.

3. Нехватка дыхания. Ораторы, не умеющие правильно дышать, риску­ют оказаться в ситуации, когда им не хватит дыхания именно в тот мо­мент, когда они захотят подчеркнуть определенное слово или фразу. Вме­сто выделения ключевого пункта сообщения происходит его потеря для

слушателей.

4. Заметная пауза. Сюда относятся бессмысленные междометия «гм» и «э-э», которые обсуждались ранее. Кроме того, к таким паузам можно от­нести использование слов и фраз, которые ничего не добавляют в сообще­ние, например, «ну», «известно», «вы понимаете, что я имею в виду».

Заметные паузы отчасти являются результатом привычки, а отчасти обусловлены боязнью тишины, что можно рассматривать как один из эле­ментов волнения оратора. Нервничая, мы торопимся заполнить тишину любыми звуками, даже необязательными, неподходящими или не имею­щими смысла.

Пауза — это один из наиболее динамичных ораторских приемов. Тре­нируйтесь держать паузу, пока не научитесь чувствовать себя комфортно, ничего не говоря аудитории в течение четырех секунд. Поначалу вы, воз­можно, начнете паниковать, думая, что молчание будет длиться вечно, но для слушателей пауза покажется совершенно естественной, придающей Дополнительную эмоциональность вашей речи,

Используйте паузы для того, чтобы дать себе время подумать, для под­черкивания или драматизации ключевых положений вашего сообщения, а также для того, чтобы позволить слушателям собраться с мыслями и обду­мать то, что вы им только что сообщили.

5. Слишком быстрая речь. Очень важно говорить в таком темпе, кото­рый передает вашу энергию и энтузиазм, однако привычка «отбарабанивать» речь — возможно, чтобы как можно скорее разделаться с этим суро-


вым испытанием, — затрудняет слушателям возможность следить за вашей мыслью. Способствуя поверхностному дыханию, слишком быстрая речь также усиливает волнение.

Будьте готовы к смене темпа речи — точно так же, как вы переключаете скорости в автомобиле, — с учетом различных аспектов вашего сообщения.

Возможно, вам захочется немного увеличить темп, рассказывая анекдот или рисуя словесную картину, но при изложении сложных вопросов рекомендуется замедлять речь и включать в нее больше пауз. Иногда для улучшения понимания и запоминания сообщений полезно использовать визуальную поддержку в виде слайдов, проекционных диапозитивов и заранее отпечатанных материалов, которые раздаются всем присутствующим. Важность визуальной поддержки для разъяснения вашего сообщения обсуждается в главе 11.

6. Неизменяющийся тон. На свете найдется немного вещей, от которых больше клонит в сон так, как от скучной, монотонной речи.

Этой ловушки можно избежать, репетируя изложение основных моментов выступления перед магнитофоном, а затем объективно оценив свой стиль. Магнитофонная запись очень важна, поскольку вибрация костей черепа искажает восприятие собственного голоса и не позволяет услышать, как он воспринимается другими людьми.

Вносите разнообразие в свою речь, варьируя скорость, тон и громкость изложения. Помните, что монотонное бормотание практически сводит к нулю способность слушателей сосредоточиться.

Попытайтесь немного понизить тон своего голоса, особенно если в обычном состоянии он довольно высок. Более низкий тон ассоциируется с компетентностью и уверенностью в себе.

Замедляйте свою речь и понижайте голос, сигнализируя о том, что вы собираетесь сообщить нечто важное и интересное. Сделайте паузу и посмотрите в глаза самым главным своим слушателям.

Пометки в записях

При чтении заранее подготовленного текста, возможно, вам покажется полезным использовать специальные пометки, подсказывающие, как нужно произносить те или иные слова. Такие пометки покажут вам, где нужно сделать паузу и какой длительности, в каком месте замедлить темп а в каком говорить быстрее, какие слова подчеркнуть, где следует говорить громче, а где тише.


Вот один из вариантов пометок, который используют многие профес­сиональные лекторы:

^Повышение голоса

V Понижение голоса

> Говорить громче

< Говорить тише

__ Выделить данный пункт

// Длинная пауза

/ Короткая пауза

— Связать фразы для более плавного перехода

ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ

Мы делаем от 16 000 до 20 000 дыхательных движений в день, и, по­скольку правильное дыхание очень важно для правильной речи, будет по­лезно рассмотреть некоторые из известных способов дыхания.

Около 3000 лет назад буддистские мистики заявили, что «жизнь есть дыхание», имея в виду нечто большее, чем легкие, кровь, кровообращение и газообмен. Они говорили о той форме жизненной энергии, которая на древнеиндийском языке санскрите называется прана. Дыхание — это про­водник праны.

При неэффективном дыхании эта жизненная энергия уменьшается, и в результате усиливается беспокойство.

Когда вы дышите глубоко и эффективно, весь ваш организм подпиты­вается эмоционально, физически и интеллектуально. В таком случае мы говорим, что человек наполнен созидательной жизненной энергией, испытывает «подъем» или воодушевление.

Как мы дышим

Мы можем дышать одним из двух способов. Первый заключается в поднятии стенки грудной клетки при помощи межреберных мышц, при­крепленных к каждому ребру. Второй метод — это сокращение и уплоще­ние диафрагмы, выпуклой мышечной перегородки, разделяющей грудную и брюшную полости, с одновременным перемещением верхних ребер и грудины вперед и вверх, что увеличивает объем грудной клетки. В каждом случае в грудной клетке создается разрежение, в результате чего воздух за­сасывается в легкие.


Если ваша грудная клетка перемещается в основном наружу и вверх, ваше дыхание является поверхностным и грудным. Если же основная работа выполняется диафрагмой и мышцами, образующими брюшную стенку, ваше дыхание глубокое и диафрагмальное,

Диафрагмальное, или абдоминальное, дыхание гораздо эффективно, поскольку происходит расширение и вентиляция нижних отделов легких, через которые проходит больше всего крови.

Мы дышим так, когда спокойны и владеем собой. Диафрагмальное дыхание само по себе помогает достичь спокойного и собранного эмоционального состояния.

Исследуем свой дыхательный механизм

Пальцами обеих рук нащупайте край ребер, начиная с середины груди, где они прикрепляются к грудной кости. Легко надавливая пальцами, определите границу между твердой грудной клеткой и мягкой брюшной полостью. Затем прощупайте ребра, двигаясь от груди к спине. Из-за сильных спинных мышц найти ребра сзади гораздо сложнее, и поэтому придется усилить нажим.

Диафрагма крепится несокращающейся тканью к краям нижних ребер спереди и к верхнему поясничному позвонку сзади.

Через диафрагму проходят три важных органа — пищевод, нижняя полая вена и аорта, и это определяет ее важную роль в процессе пищеварения и кровообращения. Кроме того, диафрагма предотвращает попадание кислого желудочного сока в пищевод, что вызывает изжогу, а также играет важную роль в возвратном токе крови от ног, брюшной полости и таза к сердцу.

Уплощение и сокращение диафрагмы повышает давление в брюшной полости, образуя вместе с мышцами живота надувной мешок, поддерживающий нижнюю часть позвоночника.

При сокращении и уплощении диафрагмы объем грудной полости увеличивается, и при этом через нос и рот в легкие попадает воздух. Объем груди увеличивается также вследствие того, что лестничные мышцы перемещают верхние ребра и грудину вперед и вверх. Межреберные мышцы прикрепляющиеся к двум соседним ребрам, управляют расширением нижнего отдела грудной клетки.

Костальное, или грудное, дыхание характеризуется перемещением грудной клетки наружу и вверх. Поскольку расширение происходит в основном в центральной части грудной клетки, больше всего воздуха попадает в средние доли легких. Это менее эффективный способ дыхания, по


тому что нижние доли легких богаче кровью, и газообмен в них проходит более эффективно. Это значит, что при грудном дыхании организму при­ходится выполнять большую работу, чтобы добиться той же концентрации газов в крови. Чем сильнее ваше тело напрягается, тем больше ему требу­ется кислорода и тем чаще вам нужно дышать.

Грудное дыхание может быть полезным при кратковременной нагруз­ке, но оно не подходит для повседневной деятельности и, особенно для публичных выступлений. Грудное дыхание, формируя древний защитный механизм, известный под названием «сражайся или беги», доминирует в те моменты, когда мы ощущаем угрозу. В результате этой связи само груд­ное дыхание вызывает чувство напряженности, скованности и тревоги.

Поэтому для публичных выступлений грудное дыхание особенно не­пригодно. Оно:

• Не обеспечит достаточно воздуха, чтобы говорить отчетливо и долго.

• Усилит волнение, которое обычно бывает при выступлении на публике.

И наоборот, абдоминальное дыхание в сочетании с некоторой долей грудного позволит вам:

• Получить достаточно воздуха, чтобы говорить громко и не сбиться с дыхания в самый неподходящий момент.

• Успокоиться и взять ситуацию под контроль.

Date: 2015-09-19; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию