Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разработка теории правового государства
(М.КОВАЛЕВСКИЙ, В.ГЕССЕН, С.КОТЛЯРЕВСКИЙ, П.НОВГОРОДЦЕВ, Б.КИСТЯКОВСКИЙ) В России одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву, изучение и пропаганда достижений западноевропейской теории и государственно-правовой практики. Следуя кантовской теории права, Чичерин определял право как внешнюю свободу человека, определяемую
Каковы природа, признаки и основные принципы правового государства в доктринах отечественных и российских правоведов в конце XIX— начале XX в.? Известный украинский и российский правовед, социолог, историк и политический деятель Максим Ковалевский (1851 — 1916 гг.)1 считал, что «современная демократия зарождается под непосредственным влиянием событий 1789 года» во Франции и это влияние прослеживается в праве, политической жизни и литературе. По его мнению, при всем разнообразии существующих государственных форм в Западной Европе и США, они «представляют нам один общий тип так называемого правового государства». Для Ковалевского политическая форма государства не является главным фактором, характеризующим конкретное государство. Как и для Драгоманова, главное для него — уровень «политического и гражданского полноправия в нем». Гарантией признания и соблюдения прав личности в правовом государстве служат, считает ученый, организация и деятельность определенных государственных установлений. Сюда относятся: 1) обеспечение политических прав граждан системой народного представительства и местного самоуправления, создающее возможность участия граждан в решении общегосударственных и местных вопросов; 2) судебная ответственность как частных лиц, так и чиновников, превышающих, хотя бы с добрыми намерениями, свои законные полномочия. При этом он ссылается на пример Верховного суда США как «стража конституции».
Наиболее известные произведения Ковалевского: «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права» (1880 г.), «Государственное право европейских держав. Курс лекций» (1864—1887 гг.), «Происхождение современной демократии». Т. I—IV (1895—1897 гг.), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений». Т. I—III. (1906 г.), «Общее учение о государстве» (1909 г.), «Социология». Т. I—II (1910 г). Основных особенностей правового государства Ковалевский выделяет две: во-первых, равенство гражданское и политическое, «участие всех его граждан в разной степени в политической власти»; во-вторых, свобода личного самоуправления и самоуправление общества. На исторических примерах и на примерах передовых европейских государств он иллюстрировал преимущества всеобщего избирательного права, защиты государством свобод личности, ее имущественных договоров, «точного соблюдения правительственной партией существующих законов», соответствия законов конституции государства и др. Другой отечественный юрист и политический деятель Владимир Гессен (1868— 1920 гг.)1 полагал, что «родоначальником современной теории правового государства является Монтескье». Именно он в «обособлении властей» усматривал гарантию политической свободы, что нашло закрепление в конституциях передовых европейских государств. В. Гессен также считал, что «современным государством является только демократическое государство», облеченное в форму либо конституционной монархии, либо — представительной республики. «Истинно демократическое, правовое государство, — писал ученый, — не может не быть парламентарным, ибо парламентаризм является высшей формой, венцом конституционного режима». По его мнению, правовое государство с представительными учреждениями осуществляет двоякую функцию: законодательствует («государственная власть является творцом положительного права») и управляет («в пределах им же самим создаваемого права»). При этом господствующая законодательная власть «не может быть ограничена законом», ей подчинены правительственная и судебная власти, ограниченные действующим положительным правом. «Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним». В «Теории правового государства» Гессен подчеркивал: такое государство предполагает взаимную связанность правом как государственной власти, так и его граждан. «Государство, в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый в отдельности гражданин». Произвол и бесправие — одно и то же явление, считал ученый. Таким образом, Гессен трактовал правовое государство, в строгом смысле слова, как парламентский строй на началах последовательного демократизма. Подзаконность государственной власти он считал
В.Гессен — автор книг «Теория правового государства», «Возрождение естественного права», «О вечном мире» и др.
Павел Новгородцев(1866—1924 гг.)1 в правовом государстве видел воплощение общественного идеала. Его нравственным источником считал «стремление к единому и обязательному для всех правовому порядку».По его мнению, с конца XIX века, когда правовое государство вступило на путь социальных реформ, государство постепенно лишается своего прежнего величия, заявляет об ограниченности своих сил и делает призыв к факторам нравственным, — «к воздействию общественного мнения, к благотворному влиянию воспитания, к деятельности частных обществ и организаций». Новое государство призвано превратить сословное общество в гражданское, построенное на началах равной правоспособности. Важным принципомправового государства станет сочетание личных, групповых, классовых интересов во имя общего блага. Следующей ступенью правового идеала, полагал Новгородцев, является задача не только обеспечить равенство и свободу между гражданами, «солидарность и единство с другими, но и в отношении к ним государства: сделать право основанием государственной жизни, подчинить праву и государственную власть. Общественный идеал, по Новгородцеву, представляется как «принцип всеобщего объединения на началах равенства и свободы», как «принцип свободного универсализма». Видный теоретик правового государства Сергей Котляревский (1873—1939 гг.)2 в лучших традициях правоведения рассматривал проблему «власть и право» («Власть-и право. Проблема правового государства»). Природа государственного властвования, по мнению Котлярев-ского, «может быть понята только на фоне гораздо более широком, чем тот, который в состоянии дать изолированная наука о государ-
Основные соч. Новгородцева: «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба» (1896 г.), «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве» (1901 г.), «Кризис современного правосознания» (1909 г.). 2 Котляревский Сергей Андреевич — историк, правовед, политический деятель. С.Котляревский — автор книг «Власть и право. Проблема правового государства», «Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора», «Правовое государство и внешняя политика», «Война и демократия» и др. стве». Основой власти, полагает ученый, является сознание зависимости, бесконечно укрепляемое «одновременным переживанием у массы людей». Принуждение при этом «играет ничтожную роль». В ней есть не только зародыш полного порабощения, но она способна стать великой культурно-этической ценностью, и в этом качестве — предпосылкой правового государства, обеспечить высокий уровень правосознания в обществе. Другой предпосылкой правового государства Котляревский называет «равноправие» права и государства, их самостоятельное значение. Это — «две стихии государства», где право не самоцель, но «есть лишь хорошо понятая политика государственной власти». Итак, с одной стороны, государство есть «единственный создатель права», а с другой — «сама государственная власть, создавшая эти нормы, им повинуется». Государственное, а следовательно, народное благо, требует, по его мнению, пределов правового ограничения государственной власти, ибо слабость власти есть смертный грех государства, который менее прощается его руководителям, чем жестокость и произвол». С.Котляревский возражает против отождествления правового государства с конституционным — конституционный строй лишь необходимая его предпосылка. Принципами правового государства («как задании») он называет «верховенство закона и ответственность, связанную с актами государственного властвования — ответственность, которая постепенно расширяется и углубляется». Правовая организация государства требует «действительной ответственности должностных лиц и правильно проставленной административной юстиции». Государство как субъект права признает и других субъектов права, «ставит перед законодателем определенную заповедь — уважение к правовой личности всякого члена государственного целого и союза этих членов»; обеспечение государством свободы и равенства граждан, их социальной защиты, права на достойное существование, воплощение справедливости. От силы — к праву. Таков смысл, по Котляревскому, изменений, «пережитых поколениями людей в государственной организации». Успех этих прогрессивных изменений зависит от определенных условий. Во-первых, ученый считает, что для этого важно не только «приспособить строй и учреждения», но и «обеспечить известное психологическое равновесие», осознание гражданами ценности права, необходимости «любви к праву, борьбы за право». Другими словами, обеспечить наибольшее соответствие между объективным правопорядком и общественным правосознанием. Во-вторых, правовое самоограничение государства имеет свои пределы. Юридический фанатизм не лучше всякого другого фанатизма. По мнению Котляревского, государство должно быть готово жертвовать «в известные минуты» этой любовью к праву, привычкой к правовому укладу во имя обязанностей перед родиной, ответственности за ее
Трактовку государства, как «правовой организации народа, обладающей во всей полноте своей собственной, самостоятельной и первичной, т.е. ни от кого не заимствованной властью», давал правовед и философ Богдан Кистяковский (1868—1920 гг.)1. Природу правового государства, по Кистяковскому, отличают две основные черты: в нем власть ограничена и подзаконна; здесь как некоторые органы власти, так и сам правовой порядок организуются при помощи самого народа. Поскольку власть, пишет ученый в работе «Социальные науки и право», — основной признак государства, его выражение, то наиболее типичным признаком власти в государстве, основанном на господстве права, является ее безличность. «В современном правовом государстве господствуют не лица, а общие правила или правовые нормы». Иначе — в правовом государстве все отношения властвования выражаются и закрепляются в правовых нормах, а лица, облеченные властью, подчинены этим нормам одинаково с лицами, не имеющими власти. Здесь власть не должна являться и не является, согласно Кистяковскому, самобытной силой, могущей в каких-либо случаях действовать несогласно с правом или вне его сферы. Господство права, его действие и сила в правовом государстве не зависят от господствующих политических направлений в стране и в праве. Ко всем признакам власти, полагал ученый, — престижу, обаянию, авторитету, традиции, привычке, силе, внушающей страх, следует присоединить еще один признак — «всякая власть должна быть носительницей какой-нибудь идеи, она должна иметь нравственное оправдание». Это оправдание может заключаться или в величии и славе народа и государства, или в упрочении правопорядка, или в уровне жизни народа, удовлетворении его материальных и духовных нужд'. «Как только власть теряет одухотворяющую ее идею, она неминуемо гибнет».
Основные работы Кистяковского: «Право как социальное явление» (1911 г.), «Проблема и задачи социально-научного познания» (1912 г.), «Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» (1916 г.). В правовом государстве, где все отношения властвования выражаются и закрепляются в правовых нормах, «над властью все более приобретает господство правовая идея, идея должного», — пишет Кистяковский. Таким образом, власть призвана превращать с помощью права необходимое в должное, осуществлять «то, что нужно, дорого и ценно всем людям». По его мнению, в этом и состоят задачи и цели государства — «осуществление солидарных интересов людей», общее благо. В то же время, способствуя росту солидарности между людьми, государство, полагал ученый, облагораживает и возвышает человека, дает ему возможность развивать лучшие стороны своей природы и осуществлять идеальные цели. Б.Кистяковский отождествлял конституционное и правовое понятия государства, считая, что «только весь народ... обладает подлинной государственной властью», называл «самым важным учреждением правового государства народное представительство, исходящее из народа». Его законодательство, отмечал ученый, «целиком обуславливает организацию и деятельность государства и его элементов; оно регулирует не только отношение отдельных лиц и целых групп между собой, но и отношение самого государства к гражданам, а вместе с тем и деятельность всех государственных учреждений». Полное единение государственной власти с народом, писал Кистяковский, «осуществимо только в государстве будущего, в народном или социалистическом государстве». Таким образом, ему принадлежит инициатива теоретической постановки вопроса о возможной перспективе правового социалистического государства, как прообразе будущего государства, «которое осуществит социальную справедливость», в противовес несовершенным современным буржуазным государствам. Во взглядах видных теоретиков правового государства ярко проявилась, преимущественно либеральная естественно-правовая, концепция о правах и свободах человека и гражданина. В работе «Государственное право европейских держав» Ковалевский высказал мысль о непрестанном расширении сферы индивидуальной самодеятельности и круга личных прав, происходящем в процессе «постепенной эволюции государства». Это положение связано с концепцией Ковалевского о первичности права и его приоритете над государством: она «не допускает противоречия между государством и правом и видит в первом выполнителя требований последнего. Государство не может поэтому в интересах самосохранения упразднить личные права, так как признание их является таким же требованием общественной солидарности, как установление самого факта государственного общежития». Права человека и их гарантий начинают рассматриваться на конституционном уровне. Ковалевский, подчеркивая высшую юридическую силу конституции, писал: «Конституция и перечисляемые ею публичные права граждан поставлены выше законов», которые новые законы не могут отменить или ограничить. Котляревс-
Основные права и свободы человека и гражданина в работах по теории правового государства начинают выстраиваться и обосновываться как система личных, политических, экономических, социальных, культурных прав, делиться на позитивные и негативные права. В личном правеЧичерин усматривал «истинный корень свободы», «общественное право служит ему только гарантий и восполнением». Положительная стороналичного права (т.е. позитивное право), по его мнению, определяется правилом: «все, что не запрещено законом, дозволено, в силу естественной свободы человека». Отрицательная(т.е. негативное право) — в признании неприкосновенности лица«как в физическом его бытии, так и в духовной его сущности». Кистяковский полагал, что все другие права и свободы, в конечном счете и все гражданские и частные права, оказались бы иллюзий, «если бы в правовом государстве не была установлена неприкосновенность личности». Он считал основным принципом правового государства ограниченность власти, «дееспособности государства» признанием за личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав. Но личность остается ограниченной своим подчинением государству, обязанностями гражданина. По Кистяковскому, взаимное ограничение государства и личности приводят к взаимному дополнению друг друга. Признаком правового государства Ковалевский называл право свободного выбора его граждан, личного самоопределения. Сохранение индивидуальности — одна из самых жизненных задач общего интереса, преследуемых государством, писал Котлярев-ский. Новгородцева, Кистяковского тревожил вопрос взаимоотношений личности как безусловной ценности, обладающей разумом и свободной волей и общественной среды, которая всецело может поглотить личность. «Чем яснее мы осознаем, что личность есть незаменимая, неповторяющаяся и своеобразная индивидуальность, — отмечал Новгородцев, — тем ярче выступает необходимость конкретного сочетания индивидуальных различий для достижения индивидуальных целей». ♦ В политических правах гражданина Ковалевский акценти ♦ Экономические права рассматривались теоретиками правово дов, право на частную собственность. Чичерин называл собственность «первым явлением свободы», в гражданском обществе отдавал предпочтение «средним классам» у которых «с достатком соединяется труд». ♦ Правовое государство будущего представлялось его теорети В работе «Введение в философию права. Кризис современного правосознания» Новгородцев глубоко исследует новое содержание требований свободы и равенства, считая, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных причин неспособны к существованию за счет собственных средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи — забота о материальных условиях свободы. Ученый призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия в рамках позитивного права. ♦ Культурные права граждан трактовались Чичериным, Кова Теоретики правового государства рассматривали соотношение и взаимосвязь субъективного и объективного прав, равенство правовых субъектов — личности и государства, соотношение прав и обязанностей. Гессен считал, что «статус гражданства слагается из публичных обязанностей и прав индивида. С другой стороны, для того, чтобы быть в государстве гражданином, субъектом обязанностей и прав, — индивид должен, разумеется, определяться правом государства, ибо свою правоспособность он получает от права». Системе прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в теории правового государства соответствует система гарантий — политических, социально-экономических, юридических. В государственном механизме защите прав и свобод Ковалевский первостепенное значение придавал народному представительству, самоуправлению, «подчинению одинаково администрации и законодательства судебному контролю». В своем учении о субъективном праве Гессен важное место отводил «обособлению властей», адми-
Выступая с обоснованием необходимости конституционных реформ в России, теоретики правового государства видели проблему не только в неограниченном самодержавии и других остатках феодально-крепостнического строя. Кистяковский в нашумевшей статье «Культура в защиту права (задачи нашей интеллигенции)» (1909 г.) обратил внимание на незначительную роль права, как «дисциплинирующей системы» в российском обществе, низкий уровень правосознания интеллигенции. Он приходит к неутешительному выводу: здесь «общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности». Он чужд и российской интеллигенции — она «никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности». Поэтому, как принцип правового государства его теоретики формулировали требование «возможно большего соответствия между объективным правопорядком и общественным правосознанием. Чичерин связывал надежды с «высоким уровнем политического знания», осознанной свободой, подчиненной власти, закону, порядку, Новгородцев — с «верой в человеческое действие и нравственное долженствование». Путь к господству права Кистяковский видел в господстве закона над всеми частными и групповыми интересами, над партиями и политическими направлениями. «Установить и показать это независимое и самостоятельное значение права» и призвана юридическая наука. Date: 2015-09-19; view: 754; Нарушение авторских прав |