Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






НОРМАТИВНО-ЭТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА П.НОВГОРОДЦЕВА И Б.КИСТЯКОВСКОГО





Философско-методологической основой концепции Новгородце-ва и Кистяковского являлись учения Канта и Гегеля, теоретические положения которых оба ученые стремились соединить с политико-правовыми идеями конца XIX — начала XX века.

Поиск и обоснование общественного идеала — тема всего науч­ного творчества Новгородцева. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал, полагал ученый, созда­ется каждым человеком самостоятельно. В основе этого идеала — личность как абсолютная цель общественного прогресса. Абсолют­ный идеал носит вневременной характер и является общим для права и морали. Общественные учреждения не составляют для че­ловека абсолютной цели («душевная жизнь личности шире и глуб­же политики и общественности»), но они являются незаменимым средством для того, чтобы идти по пути нравственного прогресса. Относительный идеал создается обществом и ориентирован на со­здание общественного порядка, обеспечивающего личную безопас­ность, свободу, равенство, собственность, солидарность и т.п., в совме­стной деятельности людей в обществе создается особая, самосто­ятельная область нравственных требований. Нравственный закон понимается не только как норма личного поведения человека, но и как основа общей нравственной жизни, «связующая всех воедино


некоей общей целью — стремлением к абсолютному идеалу>>. Мо­раль так же неизменна, как постоянна сущность человека.

Но право и правосознание — подвижны и изменчивы в обще­стве. Проблема заключается в том, писал Новгородцев, чтобы в про­цессе совершенствования права, во-первых, не выходить за пределы моральных критериев и, во-вторых, направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном, исторически определенном обществе.

Таким образом, Новгородцев стремился в новых условиях со­единить гегелевскую идею развития свободы с этической теорией права Канта. Ученый писал, что без свободы немыслима индиви­дуальность личности, но развитие, проявление особенных черт инди­видов в обществе требует равенства их возможностей. Поэтому об­щественный идеал представляется как «принцип всеобщего объе­динения на началах равенства и свободы», гармонией личного и общественного в жизни человека.

Для Кистяковского наука о праве — предмет различных отрас­лей гуманитарных наук, которые должны строиться на основе мно­жественности понятий. Понятие права он сводит к четырем основ­ным равноценным определениям:

государственно-организационное, или государственно-пове­
лительное,
понятие права как «совокупность норм, исполнение ко­
торых вынуждается, защищается или гарантируется государством».
Достоинства такого определения в том, что оно содержит «государ­
ственно-организационный» элемент в праве. Недостаток — за рам­
ками права остаются обычное право, часть государственного права
и международное право;

социологическое понятие права как «совокупность осуществ­
ляющихся в жизни правовых отношений, в которых выра­
батываются и кристаллизуются правовые нормы». Такое право-
понимание, считал ученый, безусловно шире государственно-пове­
лительного, поскольку обнимает и обычное, и государственное
и международное право, заключает в себе широкий круг нацио­
нальных, бытовых, экономических и других отношений. Однако
здесь нет четких границ между правовыми и неправовыми отноше­
ниями, неясен критерий — что же считать правом;

психологическое понятие права включает «совокупность тех
душевных переживаний долга или обязанности, которые обладают
императивно-атрибутивным характером», т.е. «приобретают общее
значение и объективируются в общей норме». В итоге, пишет Ки-
стяковский, создалось такое широкое понятие, что «объектом его
оказалось не само право, а правовая психика». За рамками такого
правопонимания осталось и содержание объективного права;

нормативное понятие права определяется как «совокупность
норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют
внешние отношения людей между собой». Это понятие права обла­
дает большой познавательной ценностью, заключал Кистяковский,


ибо указывает на устойчивый характер права (должное), не опреде­ляемый исчерпывающим образом ни одним другим понятием. Недостаток нормативного правопонимания — оно не всегда опреде­ляет реальное, действующее право, отрицает обычное право, роль морального закона.

Кроме этих четырех «теоретических понятий» права Кистяков­ский определил и «технические понятия»: юридико-догматическое и юридико-политическое. «С точки зрения юридической догматики право представляет собой совокупность правил, указывающих, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случа­ев столкновения интересов или столкновения представлений о праве и неправе». С помощью различных приемов юридической догматики, объяснял ученый, нормы действующего права перерабатываются в юридические понятия, категории и приводятся, таким образом, в ло­гичную правовую систему. Юридико-политическое понятие права или политику права он определял как совокупность правил, помога­ющих находить и устанавливать какие-либо устойчивые нормы в обществе, закрепляя за ними правовой характер. Для построения научной политики права, по его убеждению, необходима не только разработанная система социальных наук, но и этика, которая могла бы дать ориентир для всех других отделов политики — промышлен­ной, аграрной,торговой и др.

«Каждое понятие права, — заключает Кистяковский, — незави­симо от того, в результате изучения какой бы стороны права оно не получалось, должно одинаково иметь в виду и совокупность норм, и совокупность правоотношений, т.е. объективное и субъективное право». Несмотря на множественность понятий права, «право как явление едино». Главное и самое существенное содержание права, по Кистяковскому, составляет свобода. Но она обусловлена обще­ственной средой. Социальная дисциплина «создается только пра­вом; дисциплинированное общество с развитым правовым поряд­ком — тождественные понятия». Право — единственная социально дисциплинирующая система («В защиту права»).

Право занимает исключительное место в обществе, писал Кистя­ковский в своей докторской диссертации, ибо является наибольшим выразителем его культуры. Право — культурная ценность. «Соци­альная культура находит в праве свое наиболее четкое определение, имеющее для всех одинаковое значение. Как техника превращает естественное в долженствующее, так и право превращает социально необходимое в должное. Этот процесс превращения необходимого в должное осуществляется благодаря действиям людей, которые руко­водствуются осознанием своего долга».

Таким образом, осуществление права, как вообще духовность, — следствие многих сознательных индивидуальных усилий. «Ни пра­вопорядок, ни государственный строй не могут быть долговечны, если они не находят себе опоры в общественном правосознании». Исходя из фундаментальности права в общественной культуре и


следуя Канту, Кистяковский утверждал, что в основе права как про­явления нравственности лежит принцип этического долженствова­ния. Он предполагает построение мира ценностей, возникающего из духовных потребностей людей, «культурной общественности». Этот особый мир существует параллельно с миром природы и должен также глубоко исследоваться человеком.

Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множе­ственности методов в изучении права. Руководствуясь этим подхо­дом, он выделил и объяснил различные понятия права, вместившие в себя достижения юридической науки того времени. Объединя­ющим эти понятия права фактором он считал философию культу­ры, важным условием правопорядка — участие всех граждан госу­дарства «в созидании, применении и осуществлении права». «Для права недостаточно духовной активности со стороны только законо­дателя, судьи и администратора. Каждый гражданин должен быть духовно деятельным в области права и по-своему творить его», — подчеркивал Кистяковский.

Date: 2015-09-19; view: 541; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию