Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НОРМАТИВНО-ЭТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА П.НОВГОРОДЦЕВА И Б.КИСТЯКОВСКОГОФилософско-методологической основой концепции Новгородце-ва и Кистяковского являлись учения Канта и Гегеля, теоретические положения которых оба ученые стремились соединить с политико-правовыми идеями конца XIX — начала XX века. Поиск и обоснование общественного идеала — тема всего научного творчества Новгородцева. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал, полагал ученый, создается каждым человеком самостоятельно. В основе этого идеала — личность как абсолютная цель общественного прогресса. Абсолютный идеал носит вневременной характер и является общим для права и морали. Общественные учреждения не составляют для человека абсолютной цели («душевная жизнь личности шире и глубже политики и общественности»), но они являются незаменимым средством для того, чтобы идти по пути нравственного прогресса. Относительный идеал создается обществом и ориентирован на создание общественного порядка, обеспечивающего личную безопасность, свободу, равенство, собственность, солидарность и т.п., в совместной деятельности людей в обществе создается особая, самостоятельная область нравственных требований. Нравственный закон понимается не только как норма личного поведения человека, но и как основа общей нравственной жизни, «связующая всех воедино некоей общей целью — стремлением к абсолютному идеалу>>. Мораль так же неизменна, как постоянна сущность человека. Но право и правосознание — подвижны и изменчивы в обществе. Проблема заключается в том, писал Новгородцев, чтобы в процессе совершенствования права, во-первых, не выходить за пределы моральных критериев и, во-вторых, направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном, исторически определенном обществе. Таким образом, Новгородцев стремился в новых условиях соединить гегелевскую идею развития свободы с этической теорией права Канта. Ученый писал, что без свободы немыслима индивидуальность личности, но развитие, проявление особенных черт индивидов в обществе требует равенства их возможностей. Поэтому общественный идеал представляется как «принцип всеобщего объединения на началах равенства и свободы», гармонией личного и общественного в жизни человека. Для Кистяковского наука о праве — предмет различных отраслей гуманитарных наук, которые должны строиться на основе множественности понятий. Понятие права он сводит к четырем основным равноценным определениям: — государственно-организационное, или государственно-пове — социологическое понятие права как «совокупность осуществ — психологическое понятие права включает «совокупность тех — нормативное понятие права определяется как «совокупность ибо указывает на устойчивый характер права (должное), не определяемый исчерпывающим образом ни одним другим понятием. Недостаток нормативного правопонимания — оно не всегда определяет реальное, действующее право, отрицает обычное право, роль морального закона. Кроме этих четырех «теоретических понятий» права Кистяковский определил и «технические понятия»: юридико-догматическое и юридико-политическое. «С точки зрения юридической догматики право представляет собой совокупность правил, указывающих, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновения интересов или столкновения представлений о праве и неправе». С помощью различных приемов юридической догматики, объяснял ученый, нормы действующего права перерабатываются в юридические понятия, категории и приводятся, таким образом, в логичную правовую систему. Юридико-политическое понятие права или политику права он определял как совокупность правил, помогающих находить и устанавливать какие-либо устойчивые нормы в обществе, закрепляя за ними правовой характер. Для построения научной политики права, по его убеждению, необходима не только разработанная система социальных наук, но и этика, которая могла бы дать ориентир для всех других отделов политики — промышленной, аграрной,торговой и др. «Каждое понятие права, — заключает Кистяковский, — независимо от того, в результате изучения какой бы стороны права оно не получалось, должно одинаково иметь в виду и совокупность норм, и совокупность правоотношений, т.е. объективное и субъективное право». Несмотря на множественность понятий права, «право как явление едино». Главное и самое существенное содержание права, по Кистяковскому, составляет свобода. Но она обусловлена общественной средой. Социальная дисциплина «создается только правом; дисциплинированное общество с развитым правовым порядком — тождественные понятия». Право — единственная социально дисциплинирующая система («В защиту права»). Право занимает исключительное место в обществе, писал Кистяковский в своей докторской диссертации, ибо является наибольшим выразителем его культуры. Право — культурная ценность. «Социальная культура находит в праве свое наиболее четкое определение, имеющее для всех одинаковое значение. Как техника превращает естественное в долженствующее, так и право превращает социально необходимое в должное. Этот процесс превращения необходимого в должное осуществляется благодаря действиям людей, которые руководствуются осознанием своего долга». Таким образом, осуществление права, как вообще духовность, — следствие многих сознательных индивидуальных усилий. «Ни правопорядок, ни государственный строй не могут быть долговечны, если они не находят себе опоры в общественном правосознании». Исходя из фундаментальности права в общественной культуре и следуя Канту, Кистяковский утверждал, что в основе права как проявления нравственности лежит принцип этического долженствования. Он предполагает построение мира ценностей, возникающего из духовных потребностей людей, «культурной общественности». Этот особый мир существует параллельно с миром природы и должен также глубоко исследоваться человеком. Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множественности методов в изучении права. Руководствуясь этим подходом, он выделил и объяснил различные понятия права, вместившие в себя достижения юридической науки того времени. Объединяющим эти понятия права фактором он считал философию культуры, важным условием правопорядка — участие всех граждан государства «в созидании, применении и осуществлении права». «Для права недостаточно духовной активности со стороны только законодателя, судьи и администратора. Каждый гражданин должен быть духовно деятельным в области права и по-своему творить его», — подчеркивал Кистяковский.
|