![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
В РОССИИ: КОНСЕРВАТИЗМ (К.ПОБЕДОНОСЦЕВ, К.ЛЕОНТЬЕВ, М.КАТКОВ), «ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ» (А.ГРАДОВСКИЙ, Б.ЧИЧЕРИН), «РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ» (А.ГЕРЦЕН, Н.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ) Начавшееся в 60-х гг. XIX в. реформы в России носили непоследовательный, половинчатый характер и вскоре сменились контрреформами, реакцией, что привело к идейному противоборству консерваторов, либералов и радикалов. Консервативное направление российской политико-правовой мысли продолжало отстаивать незыблемость самодержавия, самобытного пути развития России. Ученый-правовед, обер-прокурор Синода Константин Победоносцев (1827— 1907 гг.)1 называл «великой
ложью нашего времени» идеи народовластия и парламентаризма. Прямое народовластие вследствие исторического развития общества, роста численности народа и государственной территории невозможно. Представительная же форма правления, по его мнению, на практике привела лишь к тому, что «люди, оставаясь при слабостях и пороках своей натуры, перенесли на новую форму все прежние свои привычки и склонности. Как прежде, правит ими личная воля и интерес привилегированных лиц; только эта личная воля осуществляется уже не в лице монарха, а в лице предводителя партии, и привилегированное положение принадлежит не рядовым аристократам, а господствующему в парламенте и правлении большинству». Обер-прокурор справедливо критикует несовершенство современной ему парламентской системы, метко подмечает недостатки ее механизма, выборного процесса («выборы — дело искусства»). Однако пороки представительства считает неустранимыми, власть парламента противопоставляет монархии — «единству разумной воли». Писатель-славянофил Константин Леонтьев (1831 — 1891гг.)1 считал, что для России одинаково чужды как европейские либеральные политические и правовые ценности, так и идеи социализма и коммунизма. Самобытность России Леонтьев видит в византизме. А «визан-тизм в государстве — значит Самодержавие». Он был воспринят и усвоен здесь «чище и беспрепятственнее», чем на Западе. Кеса-ризм византийский (как до этого римский кесаризм) опирался на две силы: на религию и древнее государственное право. «Византизм, т.е. Церковь и Царь, прямо или косвенно, но во всяком случае глубоко проникают в самые недра нашего общественного организма». Отзвуки теории «Москва — третий Рим» слышны и в категорических обобщениях публициста: «Византизм как система византийских идей и институтов, сопрягаясь с нашими патриархальными, простыми началами, создала наше величие; изменяя византизму, мы погубим Россию». Таким образом, природу «русской государственности Леонтьев выводил из византийского и лишь отчасти европейского наследия, а ее силу видел в церкви, самодержавии и самобытности России. Он озабочен опасностью перемен со стороны «эгалитарного и либерального процесса», стремящегося «привести всех и вся к одному знаменателю», «среднему человеку, буржуа», предсказывает появление особого, «нового социалистического феодализма» в будущем.
По мнению Каткова, печать в России зависима «лишь в том смысле, в каком всё, во всякой стране находится в зависимости от предержащей власти, дающей законы, их исполняющей и бодрствующей над их исполнением». Он оправдывал правительственную цензуру, отсутствие политических свобод в России. «Русские подданные имеют нечто более, чем права политические, они имеют политические обязанности». «Вот наша конституция. Она вся без параграфов содержится в краткой формуле нашей государственной присяги на верность. Вот наши политические гарантии». Всеобщая обязанность радеть о пользах престола и Отечества, по мнению Каткова, — долг и призвание русского подданного. Таким образом, политические консерваторы перед лицом либеральных преобразований в Западной Европе и страшась грядущих перемен в стране, отстаивали незыблемость уклада государственной и общественной жизни, лакействовали перед царизмом. Либеральная мысль в России зарождалась и развивалась в постоянном противоборстве и преодолении традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической безответственности, была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ. Большинство либерально настроенных мыслителей теоретически обосновывали перспективу создания в России конституционной монархии, гражданского общества, уважения к праву. С позиций консервативного либерализма анализировал развитие государственного законодательства в России и Европе Александр Градовский (1841 — 1889 гг.)2. Правовед пришел к выводу: в XX в. главной задачей науки является изучение не формы государства, а задач, связанных с самой
2 Градовский Александр Дмитриевич — историк права, представитель государ Посмертное собрание сочинений Градовского было издано в 9-ти томах в 1899— 1904 гг. его деятельностью. Монархия как правильная государственная форма, считал Градовский, со всеми правами и преимуществами императорской власти соответствует и конституционным принципам разделения властей, свободы и защиты граждан законами. Однако принцип разделения властей, «необходимый во всякой форте правления», по его мнению, не предполагает образования трех или двух суверенных органов власти, с особыми функциями. Он пишет, что теория Монтескье и других конституционалистов не выдержала теоретической и практической критики: «во всяком государстве какое-либо учреждение сосредотачивает в своих руках всю полноту верховной власти». Такой полнотой верховной, прежде всего законодательной власти в России, обладает власть императора, что делает остальные власти подзаконными. Начала«правильного государственного устройства», как полагает Градовский, были намечены еще в «Наказе» Екатерины II: «Начало, по которому государственная власть не уничтожает личность гражданина, но признает ее целью своих попечений; начало, по которому гражданин подчиняется одному закону, ограничивающему его свободу только там, где она сталкивается с интересами целого общества или другого частного лица; начала, по которым равное подчинение всех граждан законам, исходящим от верховной власти, делает невозможным произвол одного лица над другим, хотя бы это лицо должностное. Словом, императрица ясно выразила мысль, что законность управления есть первое условие свободы и безопасности граждан и, вместе с тем, правомерности самого государства». Он считал, что общественные установления укоренятся и разовьются только тогда, когда человеческая личность будет обеспечена в своих элементарных правах. Россия должна исходить во всех областях жизни (в т.ч. в правовой сфере) из разумного сочетания как новых, модернизирующих, так и охранительных начал. Позитивный смысл охранительного либерализма наиболее полно развил в своих трудах по государственному праву и философии права профессор Московского университета Борис Чичерин (1828— 1904 гг.)1. Впервые в российском государствоведении Чичерин проанализировал достоинства и недостатки представительных органов правления. («О народном представительстве»). Он оценивал их
Б.Н.Чичерин — автор пятитомной «Истории политических учений» (1869— 1902 гг.), фундаментальных работ по государствоведению и философии права — «О народном представительстве» (1866 г.), «Курс государственной науки» (в 3-х томах; 1894—1898 гг.), «Философия права» (1900 г.).
К невыгодам представительного правления Чичерин относит низкий уровень политического знания в народе, трудности соединения разрозненных воль, ибо «управление государством требует единой воли и единой власти», борьбу партий за свое господство, что таит «величайшую опасность (для) политической свободы». Однако такие невыгоды «составляют естественное последствие политической свободы и везде перемешиваются с добром». Для ученого очевидно — представительное устройство не всегда и не везде является оправданным, а для России — преждевременным. Возможно, в своих рассуждениях Чичерин делал поправку на цензуру. Власть, по Чичерину, всегда нуждается в нравственной поддержке народа, а она невозможна без свободы личности. Личность он рассматривает как «корень и определенное начало всех общественных отношений». Ее духовная природа состоит в свободе — прирожденном праве человека, источнике всех прав. Со свободой связано гражданское равенство или равенство перед законом, ставшее основой гражданского общества в европейских государствах. Основным правилом гражданской свободы стало «то, что все, что не запрещено, то дозволено, в силу естественно принадлежащей человеку свободы». Автор «Философии права» называет следствием основного правила, во-первых, «право перемещаться куда угодно, и селиться где угодно, не спрашивая ничьего разрешения»; во-вторых, «право заниматься чем угодно, и избирать себе род жизни по своему изволению» (свобода труда); в-третьих, право личного договора. Не подлежат ограничению закона свободы мысли, совести, ибо сфера его влияния — внешние действия человека. Личное право, согласно Чичерину, ограничивается лишь требованиями общественной пользы и правами других лиц. Что такое право? Согласно Чичерину, его следует понимать в двояком значении: субъективном и объективном. Субъективное право им определяется как нравственная возможность или законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право есть самый закон, определяющий эту свободу. Развивая гегелевское определение права, ученый утверждал: право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом. Внутренняя свобода составляет область нравственности. Задача права состоит в разграничении свободы отдельных лиц. Разумным началом, служащим руководством как в установлении закона, так и в его приложении, Чичерин называет правду, справедливость. В силу этого начала закон устанавливает общие для всех нормы и одинаковые для всех способы приобретения прав, осуществление которых и использование ими предоставляется свободе. Следовательно, существенное значение права заключается именно в том, что оно свободу возводит на степень юридического начала, ибо только через это возможно соединить с нею юридические последствия. Разрешение столкновений прав — дело правосудия. «Оно решает, что по закону принадлежит одному и что другому». Первым явлением свободы ученый считает собственность. Право собственности он называет коренным юридическим началом, вытекающим из свободы человека и устанавливающим полновластие лица над вещью. Вторжение государства в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, утверждал Чичерин, всегда является злом. Он выступал против теорий, которые видели в собственности лишь историческую категорию, а не проявление свободы, оспаривал идею социалистов о передаче всего производства и распределения в руки государства — «самого плохого хозяина, какого только можно придумать». Мыслитель замечает, что, подобно тому, «как собственность есть явление свободы, так договор есть явление свободы в отношении к другим людям». Анализируя институты частного права, ученый отстаивал неприкосновенность наследственного права, непоколебимость прав, приобретенных субъектами права. На государстве лежит обязанность охраны законных прав и интересов граждан. Он выступал резко против имущественного равенства — оно противоречит свободе. Свобода, писал Чичерин, необходимо ведет к неравенству состояний. Уничтожить неравенство можно только подавив свободу. Поэтому, задача права, по учению Чичерина, не уничтожать разнообразие, не сдерживать его в должных пределах, «мешая естествен-
Гражданское общество, пишет Чичерин, есть совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом. Человеческое общежитие включает в себя четыре союза: семейства, гражданское общество, церковь и государство. Интересы отдельных лиц и союзов регулируются правом, устанавливающим формальную сторону общежития, границы их интересов. Личность не поглощается союзами, как общество не поглощается государством, хотя находится в его подчинении — «на индивидуализме зиждется гражданское общество, централизм составляет принадлежность государства». Гражданское общество в своем историческом развитии проходит три ступени: порядок родовой, сословный, общегражданский, сохраняющий различие интересов, но устанавливающий единство закона для всех. В государстве идея человеческого общества, считал Чичерин вслед за Гегелем, достигает высшего развития. Государство, по его учению, есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего ' блага. Основными началами, элементами государства являются: власть, закон, свобода и цель. Государство, этот «верховный человеческий союз», призвано устанавливать и охранять нормы права, удовлетворять все материальные и духовные интересы общества. Граждане, обладая политической свободой, должны стать участниками, особенно через представительные учреждения, государственной власти. Без политической свободы, утверждал ученый, личная свобода лишена гарантии: «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от произвола...» Через призму прав и свобод личности Чичерин анализировал различные формы правления — монархию, аристократию, демократию и смешанную, (преобладающее начало каждой из них). Идеалом он считал смешанное правление, высшей стадией развития идеи государства — конституционную монархию, где достигается идеальное единство: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели». Демократия, по мнению Чичерина, никогда не может быть идеалом человеческого общежития: она дает преобладание наименее образованной части общества. «Умственное движение» же всегда и везде 302 исходит от средних классов. К тому же, «демократия похожа на абсолютизм в том отношении, что очень любит бюрократию и централизацию». Теория конституционализма Чичерина расходилась с порядками самодержавной России. Он был уверен: «Для того, чтобы Россия могла идти вперед, необходимо, чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченной законом и обставленной независимыми учреждениями». Отрицательно относясь к самодержавию и его политике, он связывал свои надежды лишь с продолжением самоограничения абсолютной власти, с подготовительными мерами перехода к конституционной монархии, реформами. В «Задачах нового царствования» (1898 г.) ученый выражал тревогу по поводу появления «целой либеральной программы врачевания общественных зол»: требования свободы печати, возвращения политических ссыльных, административных реформ, улучшения положения крестьянства, дарования политических прав, отмены чрезвычайных мер и др. Чичерин убежден: «либерализму придет свой черед, когда успокоятся умы и водворится порядок», российское общество не созрело для учреждения парламента, политических свобод («политическая свобода может быть отдаленным идеалом русского человека»). Насущную потребность мыслитель видел в установлении живой связи между правительством и обществом. Эту цель, по его мнению, может выполнить «приобщение выборных от дворянства и земства к Государственному совету», путем создания двухпалатного законосовещательного собрания. Мода на либеральные идеи, считает Чичерин, породила три вида либерализма: уличный (он «хлопает всякому беззаконию», «всех своих противников считает подлецами»), оппозиционный, в котором нет требований позитивных действий, а присутствует только «наслаждение самим блеском оппозиционного положения», охранительный, придающий свободе позитивный смысл. Сущность последнего состоит, согласно концепции ученого, «в примирении начала свободы с началом власти и закона». Идеальным ему представлялись «либеральные меры и сильная власть». Таким образом, охранительный либерализм Градовского и Чичерина обосновывал необходимость реформ политической жизни в России, стремился соединить передовые европейские политико-правовые идеи с российской действительностью, добиться государственных преобразований «сверху» и тем самым предотвратить нарастание революции в империи. Вторая половина XIX в. знаменовалась появлением и небывалым размахом в России народничества, возглавляемого разночинной интеллигенцией. Значительный вклад в народническое движение, теорию «русского социализма» внесли их теоретики А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, оказавших большое влияние на несколько поколений революционно настроенной молодежи.
Каковы основные пункты герценовского видения государственно-правовых проблем? Во-первых, Герцен воспринял сельскую общину как основу, фундамент здания будущего «русского социализма. Она спасала Россию. «Община спасла русский народ от монгольского варварства, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хотя и сильно потрясенная, устояла против вмешательства власти; она благополучно дожила до развития социализма в Европе». Эту историческую устойчивость крестьянского мира обеспечили три общинные начала: право каждого на землю; общинное владение ею; мирское управление. Главный недостаток общины Герцен усматривал в поглощении личности общиной. Задачу видел в том, чтобы соединить права личности с общинным устройством. Такое развитие позволило бы избежать капитализма и прямо перейти к социализму. Во-вторых, способы осуществления социальной революции Герцену виделись как мирные, так и насильственные. «Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтобы их не было». Он отвечал на возражения Чернышевского: Русь надо звать не «к топору», а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в стране. Хотя допускал возможность насильственного ниспровержения капитализма: «Сколько социализм не ходит около своего вопроса, у него нет другого разрешения, кроме лома и ружья». Но главное — Герцен впервые в российской социалистической литературе высказал идею созыва всенародного бессословного Земского собора — Учредительного собрания для законной борьбы против самодержавия. «Каково бы ни было первое Учредительное собрание, первый парламент, мы получим свободу слова, обсуждения и законную почву под ногами». В нем мыслителю виделись «вороты отворенные», «вольный парламент четвертого сословия». Эта идея будет подхвачена первыми российскими политическими партиями левого направления. А.Герцену было ясно также, что революционным насилием можно упразднить самодержавие и остатки крепостничества, но
Перу Герцена принадлежат многочисленные публицистические, философские и художественные произведения. В 1919—1925 гг. его собрание сочинений было издано в 22 томах. нельзя построить социализм: «Насилием можно разрушать и расчищать место — не больше». Новые формы жизни должны унаследовать все лучшее в прошлом, «все элементы современной деятельности и всех человеческих страстей». В-третьих, в теории «русского социализма» Герцена проблемы государства, права, политики рассматриваются как подчиненные социальным и экономическим проблемам, как отжившие институты общественной жизни. «Собственность, семья, церковь, государство были огромными воспитательными формами человеческого освобождения и развития — мы выходим из них по миновании надобности». Государство, пишет Герцен, — форма, через которую проходит всякое человеческое сожитие, принимающее значительные размеры. «Государство не имеет собственного определенного содержания — оно служит одинаково реакции и революции — тому, с чьей стороны сила...». Из того, что «государство — форма преходящая, — делает вывод Герцен, — не следует, что эта форма уже прешедшая...». В-четвертых, наилучшей из форм организации человеческого общежития он считал социальную республику. Будущее общество мыслилось ему как «федерально-коммунальная жизнь» самоуправляющихся коммун. Идеал общества — коллективная собственность и солидарность, братство и любовь ко всем. Постепенность, проповедь, «равно обращенная к работнику и хозяину, к земледельцу и мещанину» ради сохранения личности, культуры, достижений цивилизации — в этом Герцен видел смысл социально-экономического переворота. Другой теоретик и пропагандист «русского социализма — Николай Чернышевский (1828—1889 гг.)1 в отличие от Герцена призывал во время реформы 1861 г. к крестьянскому бунту («Барским крестьянам»). В последующих работах доказывал необходимость сохранения общины и ее развитие в более высокую организацию. Развивая идеи Фурье в своей статье «Капитал и Труд», излагал план организации производственно-земледельческих товариществ. В спорах с Герценом Чернышевский расходился с ним во мнениях по отдельным вопросам, но соглашался с общей сформулированной «Колоколом» целью: «Великая задача, разрешение которой ложится на Россию, заключается в развитии народных элементов путем органиче-
Перу Чернышевского принадлежат публицистические, философские, экономические, исторические, художественные произведения. Полное собр. соч. впервые было издано в 1939—1953 гг. в 16-ти томах.
В своей публицистике, исторических и философских работах Чернышевский обосновывал невозможность для современной России пути реформ. Самодержавие с его бюрократическим аппаратом он определял как «дурное управление», «самодурство», «азиат-стео», породившее крепостничество, а теперь пытающееся изменить лишь его форму. В прокламациях к крестьянам, в обращениях и письмах к российским конституционалистам мыслитель представил широкий комплекс предложений и рекомендаций относительно необходимых перемен в устройстве общества и государства: свободная от бюрократического гнета и опеки крестьянская община, местное представительное управление и самоуправление, самостоятельный и праведный суд, ограничение царского самовластия, управление на основе законов. Очевидно, предполагалось существование ответственной перед народом власти, обеспечивающей переход к социализму. Не соглашаясь с Герценом, Чернышевский полагал, что демократия по своему характеру противоположна бюрократии, считал, что администрация в условиях демократии должна находиться в подчинении у жителей того округа, делами которого она занимается. Отстаивал автономность личности в государстве. В будущем обществе, по Чернышевскому, отпадет надобность в государстве. После длительного переходного периода (не менее 25—30 лет), когда социалистический строй возникнет на Западе, новое общество в России сложится в федерацию основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, промышленно-земледельческих объединений, фабрик и заводов, перешедших в собственность работников. Общественная собственность будет дополнена, таким образом, общественным производством с применением машинной техники. В романе «Что делать?» он нарисовал яркую картину будущей жизни и производства. Неверие в конституционные преобразования, парламентаризм, роль законодательства, юридического равенства для общественных преобразований впитывалось в сознание последователей Герцена и Чернышевского. Герценовский «Колокол» и журнал «Современник» воспитали целое поколение радикальной молодежи, народников. Благодаря своему роману «Что делать?» Чернышевский сделался властителем их дум. Таковы основные направления концепций о государстве и праве, сложившиеся во второй половине XIX в. в Украине и России. Либеральные учения оказались малоэффективными в условиях российского абсолютизма. Однако и либералы, и социалисты начали тесно увязывать политические и правовые проблемы с решением социальных задач, предложили альтернативу самодержавию и первона-306 чальному капитализму, великодержавной национальной политике. Их теоретические разработки оказали существенное влияние на развитие теории государства и права в начале XX века. Date: 2015-09-19; view: 681; Нарушение авторских прав |