Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АНАРХИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ: П. ПРУДОН, М. ШТИРНЕР, М. БАКУНИН
Начиная с античности в поисках оптимального государственного устройства политико-правовая мысль рассматривала анархию негативно как безвластие, беспорядок. К концу XVIII в. формируется иное отношение к анархии, наиболее полно воплотившееся в теории анархии Пьера Прудона (1809—1865 гг.)1. Движущей силой развития общества Прудон считал противоречия, порождаемые требованиями индивидуального и общего разума, личности и общества. Введя развитие общества в эволюционное русло путем постепенной реализации прав «автономной личности», которые он считал истинным критерием общественного прогресса, можно осуществить преобразование общества мирным путем. Капиталистическая эксплуатация труда, существующая в буржуазном обществе, по мнению Прудона, держится на неэквивалентном обмене, нарушающем закон трудовой стоимости и ведущим к ограблению всех трудящихся классов, в т.ч. «трудящейся буржуа-
Наиболее известные произведения Прудона: «Что такое собственность?» (1841 г.), «Философия нищеты» (1846 г.), «Исповедь революционера» (1849 г.), «Война и мир» (1861 г.).
Что такое собственность? «Собственность — воровство», — отвечает теоретик анархизма. Собственность и общество — несовместимы, что объясняет существующие острые противоречия в современном обществе, невозможность реализации естественных прав человека — права на жизнь, свободу и равенство. Право собственности — естественное, но антисоциальное право, считает Прудон. Земля, как и вода, природные ископаемые стали общественным достоянием. Единственной формой собственности в обществе следует признать труд — источник собственности, «который не дает никакого права на присвоение предметов природы». «Всякий накопленный капитал есть собственность общества, он не может быть ничьей частной собственностью». Правовой институт частной собственности, по Прудону, значим только для буржуазии. С позиции же рабочих, владеющих незначительным движимым имуществом, этот институт несправедлив, т.к. является источником дохода, не основанного на труде. Эксплуатация человека человеком произошла из права сильного, полагает теоретик анархизма. За правом сильного последовало право хитрого, из которого произошла прибыль промышленника, торговца и банкира, все виды общественного неравенства. Второй результат собственности — деспотизм. Государство не только эксплуатирует общество, но и осуществляет тотальный надзор за всеми действиями людей, опутывает их все растущим количеством законов, регулирующих отношения собственников. При помощи государства буржуазия сохраняет ренту и прибыль, умножает свою собственность, поддерживает несправедливый обмен продуктами труда. «Власть человека над человеком, какую бы форму она ни принимала, есть угнетение. Высшая степень совершенства общества заключается в соединении порядка с анархией, т.е. в безвластии». Ссылаясь на итоги современных ему революций и практику осуществления различных конституций, Прудон доказывал бесполезность и даже вредность политических преобразований для реального освобождения трудящихся. Политическая организация общества, по его теории, должна быть заменена в результате экономического переворота, экономической организацией общества. К этому приведут распространение идей позитивной анархии, бесплатный кредит, замена частной собственности владением. Будущее общество будет организовано как федерация свободных ассоциаций, сочетающих индивидуальную и коллективную свободу. Здесь — «свобода, ограничивающаяся соблюдением равенства в средствах производства и эквивалентности в обмене». Это «самое совершенное общество представляет из себя союз порядка и анархии». Анархия в прудоновском проекте предстает как порядок, основанный на институте взаимовыгодных договоров, заключенных между собой индивидами, группами, семьями, городами, провинция- jyjH, а не на институтах государственной власти и закона. «Никаких партий больше, никаких авторитетов больше, неограниченная свобода людей и граждан: вот в трех словах все наше политическое и социальное мировоззрение!» — писал автор «Исповеди революционера». Свободе в новом мировом сообществе будет придан «организующий характер: чтоб обеспечить равенство между людьми; равновесие между нациями необходимо, чтобы земледелие и промышленность, центры просвещения и торговли, складочные пункты распределялись согласно географическим и климатическим условиям каждой страны, согласно с качеством продуктов, с природными талантами и характером жителей и т.д....». Теперь дело за юристами, пишет Прудон: «освобожденные из ложного принципа собственности», они должны формулировать законы публичного и частного права и умиротворять мир. «Точка опоры дана им». Таким образом, цель социализма, по Прудону, — освободить личность от эксплуатации, нищеты, угнетения, от порабощения буржуазией, государством, церковью. Социализм — единственно справедливый строй. Коммунизм «это — гнет и рабство». Он препятствует свободному развитию личности, ее способностей, нарушает равенство «тем, что равно вознаграждает труд и лень, талант-и глупость, чуть ли не порок и добродетель». Заметное влияние на развитие теории анархизма оказала книга «Единственный и его собственность» Макса Штирнера (1806— 1856 гг.)1. Он подвергает основательной критической проверке идеи, отношения, учреждения, навязанные людям обществом, государством, партиями, церковью. Бог заботится только о своем, пишет Штирнер, но так как он во всем, то все его дело чисто эгоистическое. Человечество видит только себя, заботится только о человечестве, знает только одно дело — свое собственное. В целях своего развития оно измучивает, заставляя служить себе, целые народы и отдельные личности. Таким образом, и его дело — чисто эгоистическое. Истина, свобода, гуманность, справедливость требуют также служения им. Трупы патриотов удобряют почву для процветания народа. Поэтому лучше всего не служить великим эгоистам, а самому стать эгоистом. Таково штирнеровское обоснование эгоцентризма. Единственная реальность — неповторимое «Я», которому противостоят государство и общество. «Государство всегда имеет лишь одну цель — ограничивать, связывать, субординировать отдельного, Делать его подчиненным чему-то общему». Оно — «убийца и враг самобытности. Мы — государство и я — враги», — пишет Штирнер. Всякую свободную деятельность государство старается затормозить и подавить. Ту же функцию, по его мнению, выполняет и право. Так
В противовес анархо-индивидуализму Штирнера Михаил Бакунин (1814 — 1876 гг.)1 развивал теорию анархо-коллективизма. Анархическая теория Бакунина сложилась к середине 60-х гг. В работах «Революционный катехизис», «Государственность и анархия» и др. он изложил свою доктрину. Она сводится к следующим основным пунктам: 1. Отрицание Бога, его культа и служения ему. Замена культа 2. Свобода есть абсолютное право всех взрослых мужчин и жен 3. «Свобода должна являться единственным устрояющим на
Наиболее значительные работы Бакунина: «Революционный катехизис» (1866 г.), «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868 г.), «Кнуто-германская империя» (1871 г.), «Государственность и анархия» (1873 г.). Отечества, могущества государств, национальной чести, прав исторической свободы, общественного блага». Государствоне меньшее зло, чем эксплуатация человека человеком, и все, что делает государство, — тоже зло. Независимо от формы любое государство стремится поработить народ насилием и обманом. «Макиавелли был тысячу раз прав, — писал Бакунин, — утверждая, что существование, преуспевание и сила всякогогосударства — монархического или республиканского все равно — должно быть основано на преступлении. Жизнь каждого правительства есть по необходимости беспрерывный ряд подлостей, гнусностей и преступлений против всех чужеземных народов, а также, иглавным образом, против своего собственного чернорабочего люда, есть нескончаемый заговор против благосостояния народа и против свободы его». Государство развращает и тех, кто облечен властью, делая их честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, и тех, кто принужден повиноваться власти, делая их рабами. Поэтому Бакунин обосновывает «безусловное исключение всякого принципа авторитета и государственной необходимости». 4. Совершить социальную революцию — значит разрушить все 5. По мнению Бакунина, коренное упразднение государства это Социальная организация будущего общества, по Бакунину, предполагает экономическое равенство и социальную справедливость, ибо «политическое равенство немыслимо без равенства экономического». Последнее означает «равенство средств для содержания, воспитания и обучения», применения способностей каждого индивида. Социальная организация будущего включает равенство мужчин и жен-Щин, упразднение легальной семьи, свободный брак, верховную опеку общества над детьми, их воспитание и обучение и т.п.
Анархистская теория Бакунина вызвала обширную литературу (в Западной Европе — К.Маркса, Ф.Энгельса, Р.Штаммлера; в России — Г.В.Плеханова, В.И.Ленина и др.), посвященную ее критике. Она легла в основу анархо-коммунизма, разрабатываемого в России в конце XIX — начале XX в. П.А.Кропоткиным. Date: 2015-09-19; view: 749; Нарушение авторских прав |