![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
ФОРМАЛЬНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА Г.ШЕРШЕНЕВИЧА
Сочетание формально-догматического подхода и философского позитивизма воплотилось в концепции права и государства Габриэля Шершеневича (1863—1912 гг.)1. В теории права и государства Шершеневич исходил из того, что «государство предшествует праву исторически и логически», «государство есть явление первичное, право — вторичное», государство является источником права. Поэтому он критически оценивал идею правовой связанности государства им же самим созданным правом. «Дело не в том, чтобы связывать государство правовыми нитками подобно тому, как лилипуты связывали Гулливера. Вопрос в том, как организовать власть так, чтобы невозможен был или был доведен до минимума конфликт между правом, исходящим от властвующих, и нравственными убеждениями подвластных». Он всецело разделял положение Иеринга о том, что «право есть хорошо понимаемая политика силы». Все власти в государстве опираются на государственную власть с ее изначальным авторитетом, из нее же они черпают свои силы, тогда как государственная власть опирается непосредственно на общественные силы. Таково государство с позиции социологии. «Понятие о государстве только одно — социологическое». Понятие о государ-
Осн. соч. Шершеневича: «Учебник русского гражданского права (1894 г.), «Общая теория права». Вып. 1—4 (1910—1912 гг.).
Что такое власть? По Шершеневичу, власть есть возможность навязывать свою волю другому или другим, заставлять сообразовывать свое поведение с волей властвующих. То же и государственная власть — «это способность властвующих делать свои веления фактором, определяющим поведение подчиненных, и в основе такой возможности лежит инстинкт самосохранения человека. Страх за свое благополучие и доверие к органам государственной власти, как наилучшему средству его обеспечения, составляет индивидуально-психологическую основу государственной власти». Чем обеспечивается правовой порядок против произвола государственной власти? По мнению ученого, — степенью готовности гражданина принести жертвы государству, зависящей от представления, что он теряет с этим государством. «Гражданин государства, которое обеспечивает ему личную и имущественную неприкосновенность, законность и свободу, защиту всюду, где бы он ни был, — готов на большие жертвы, чем гражданин того государства, которое относится к нему как к бесправному рабу. Первый будет защищать государство, как свой дом, второй — как дом своего господина». Таким образом, действия государственной власти находятся всецело под санкцией общественного мнения, т.е. в сфере морали. Понятие о праве, по Шершеневичу, сводится к понятию о положительном праве: «только то право, которое действует, но не то право, которое должно бы действовать». Основное понятие права — объективное право. Субъективное право — производное. Первое — совокупность правовых норм, второе — возможность осуществления своих интересов субъектом права. Изучая положительное право государства, считает ученый, должно исследовать догму права, т.е. основные понятия юридических наук — источники права, его нормы, правоотношения, применение права, юридическую ответственность, государство и общество. Сущностными чертами праваШершеневич называет следующие: 1) право предполагает поведение лица; 2) право обладает принудительным характером; 3) право всегда связано с государственной властью. Право, утверждал ученый, — это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. Другими словами: право — «это правила общежития, поддерживаемые государственной властью». Он был против расширительного толкования права, строго отграничивал его от понятия нравственности; концепцию естественного права считал не только научно несостоятельной, но и социально вредной. Нормы праваШершеневич считал выражением требований* обращенных государственной властью к подчиненным ей лицам. Она «оказывается над правом, а не под правом». Поэтому «нормы права — это требования государства». «Всякая норма права — приказ». Потому, правила, определяющие устройство и деятельность самой государственной власти (т.е. конституция), не могут иметь для нее правового характера, ибо «писаная Конституция есть фиксирование общественного взгляда на взаимное отношение элементов государственной власти». Такое правопонимание и получило название позитивистского, нормативного. Преобладающей формой права Шершеневич логично называет закон. «Под именем закона понимается норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке». Признаками закона он называет: 1) общее правило, рассчитанное на неограниченное количество случаев, в формальном смысле закон — акт законодательной власти; 2) норма права исходит непосредственно от государственной власти, является выражением воли органов власти; 3) эта воля должна выразиться в установленном заранее порядке. Ученый полагал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, международное и каноническое право. Изучать догму и технику права, считал Шершеневич, особенно важно для юриста-практика, стоящего вне идеологии и- политики права. Разработанная им теория права и государства на основе формально-догматического метода не утратила своего познавательного значения. Date: 2015-09-19; view: 894; Нарушение авторских прав |