Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФОРМАЛЬНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА Г.ШЕРШЕНЕВИЧАСочетание формально-догматического подхода и философского позитивизма воплотилось в концепции права и государства Габриэля Шершеневича (1863—1912 гг.)1. В теории права и государства Шершеневич исходил из того, что «государство предшествует праву исторически и логически», «государство есть явление первичное, право — вторичное», государство является источником права. Поэтому он критически оценивал идею правовой связанности государства им же самим созданным правом. «Дело не в том, чтобы связывать государство правовыми нитками подобно тому, как лилипуты связывали Гулливера. Вопрос в том, как организовать власть так, чтобы невозможен был или был доведен до минимума конфликт между правом, исходящим от властвующих, и нравственными убеждениями подвластных». Он всецело разделял положение Иеринга о том, что «право есть хорошо понимаемая политика силы». Все власти в государстве опираются на государственную власть с ее изначальным авторитетом, из нее же они черпают свои силы, тогда как государственная власть опирается непосредственно на общественные силы. Таково государство с позиции социологии. «Понятие о государстве только одно — социологическое». Понятие о государ- 1 Шершеневич Габриэль Феликсович — юрист, специалист по гражданскому и торговому праву. Родился в дворянской польской семье в Казани. Окончил юридический фак. Казанского ун-та. Защитил магистерскую и докторскую диссертации, профессор. Член кадетской партии, один из авторов ее программы. Осн. соч. Шершеневича: «Учебник русского гражданского права (1894 г.), «Общая теория права». Вып. 1—4 (1910—1912 гг.). стве Шершеневич сводит к трем основным признакам: 1) совокупность людей, объединенных по политическим мотивам; 2) пространство (территория), на которое распространяется действие государственной власти; 3) наличие государственной власти. Что такое власть? По Шершеневичу, власть есть возможность навязывать свою волю другому или другим, заставлять сообразовывать свое поведение с волей властвующих. То же и государственная власть — «это способность властвующих делать свои веления фактором, определяющим поведение подчиненных, и в основе такой возможности лежит инстинкт самосохранения человека. Страх за свое благополучие и доверие к органам государственной власти, как наилучшему средству его обеспечения, составляет индивидуально-психологическую основу государственной власти». Чем обеспечивается правовой порядок против произвола государственной власти? По мнению ученого, — степенью готовности гражданина принести жертвы государству, зависящей от представления, что он теряет с этим государством. «Гражданин государства, которое обеспечивает ему личную и имущественную неприкосновенность, законность и свободу, защиту всюду, где бы он ни был, — готов на большие жертвы, чем гражданин того государства, которое относится к нему как к бесправному рабу. Первый будет защищать государство, как свой дом, второй — как дом своего господина». Таким образом, действия государственной власти находятся всецело под санкцией общественного мнения, т.е. в сфере морали. Понятие о праве, по Шершеневичу, сводится к понятию о положительном праве: «только то право, которое действует, но не то право, которое должно бы действовать». Основное понятие права — объективное право. Субъективное право — производное. Первое — совокупность правовых норм, второе — возможность осуществления своих интересов субъектом права. Изучая положительное право государства, считает ученый, должно исследовать догму права, т.е. основные понятия юридических наук — источники права, его нормы, правоотношения, применение права, юридическую ответственность, государство и общество. Сущностными чертами праваШершеневич называет следующие: 1) право предполагает поведение лица; 2) право обладает принудительным характером; 3) право всегда связано с государственной властью. Право, утверждал ученый, — это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. Другими словами: право — «это правила общежития, поддерживаемые государственной властью». Он был против расширительного толкования права, строго отграничивал его от понятия нравственности; концепцию естественного права считал не только научно несостоятельной, но и социально вредной. Нормы праваШершеневич считал выражением требований* обращенных государственной властью к подчиненным ей лицам. Она «оказывается над правом, а не под правом». Поэтому «нормы права — это требования государства». «Всякая норма права — приказ». Потому, правила, определяющие устройство и деятельность самой государственной власти (т.е. конституция), не могут иметь для нее правового характера, ибо «писаная Конституция есть фиксирование общественного взгляда на взаимное отношение элементов государственной власти». Такое правопонимание и получило название позитивистского, нормативного. Преобладающей формой права Шершеневич логично называет закон. «Под именем закона понимается норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке». Признаками закона он называет: 1) общее правило, рассчитанное на неограниченное количество случаев, в формальном смысле закон — акт законодательной власти; 2) норма права исходит непосредственно от государственной власти, является выражением воли органов власти; 3) эта воля должна выразиться в установленном заранее порядке. Ученый полагал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, международное и каноническое право. Изучать догму и технику права, считал Шершеневич, особенно важно для юриста-практика, стоящего вне идеологии и- политики права. Разработанная им теория права и государства на основе формально-догматического метода не утратила своего познавательного значения.
|