Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разработка теории права. Социологические концепции права С. Муромцева, Н. Коркунова, М. КовалевскогоСоциологическое направление в теории права методологически исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами. Поэтому представители этого направления придавали важное значение изучению общественных интересов и отношений, исследованию психических и моральных основ государства и права. Немало сторонников концепции права как защищенного интереса по Иерингу было и в России. Профессор гражданского права Московского университета Сергей Муромцев (1850—1910 гг.)1 главное значение придавал правовым отношениям. _ ' Муромцев Сергей Андреевич - доктор русского права, публицист, общественный и политический деятель. Участвовал с начала 70-х гг. в либерально-^позицион- С.Муромцев полагал, что в основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д., на базе которых в обществе и возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется с помощью санкций: юридической, моральной, религиозной и др. К правовым он относил те отношения, которые складываются по поводу типичных для данного общества интересов отдельных лиц и их объединений. Эти отношения и интересы по мере признания обществом получают «неорганизованную защиту» со стороны общества и социальных групп. Ее недостаточность вынуждает при столкновении различных интересов обращаться к государственным органам, т.е. «организованной защите». Она вручается судьям, должностным лицам или общественным властям, действия которых облекаются в точные формы с указанием границ компетенции, определенной процедурой принятия решений и т.д. Такую организованную форму защиты ученый называл юридической. Она необходима только тем отношениям, которые требуют дополнительных гарантий от государства. Юридической же санкцией, считал Муромцев, обеспечивается часть отношений, признаваемая наиболее важной для интересов личности и государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения. По учению Муромцева, правовой порядок — это существующий порядок отношений в обществе. На него воздействуют ряд факторов: юридические нормы действующего законодательства, идеи справедливости, надежды на правопорядок будущего. Однако правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок, на содержание которого влияют интересы и отношения социальных групп. Юридические нормы, которые создает государство, заявлял ученый, не всегда соответствуют существующему в данном обществе правопорядку. Поэтому большие надежды на преодоление противоречий между юридическими нормами и правопорядком он возлагал на судебные и другие правоприменительные органы, способные постоянно приводить действующий правопорядок в соответствие со «справедливостью». Задача суда состоит в обеспечении полной гармонии между юридическими нормами и конкретным случаем в индивидуализировании права. Для этого судья должен «осуществить справедливость», т.е. «применить юридические нормы именно в той степени, в которой случай характеризуется типичными свойствами, служащими основанием нормы». Таким образом, суд, считал Муромцев, превратится в арбитра между законом и конкретным правоотношением и сможет в соответствии со своим право- ном движении. С 1877 г. — профессор Московского ун-та. Был редактором «Юридического вестника» (1879—1992 гг.). С 1905 г. — член ЦК кадетской партии, председатель I Государственной думы. Осн. труды Муромцева: «Очерки общей теории гражданского права» (1877 г.), «Определение и основное разделение права» (1879 г.), «Что такое догма права?» (1885 г.). сознанием проверять «жизненность» позитивного права, приводить закон в соответствие с «живым правом». Достоинство концепции Муромцева в том, что он защищал право как систему правоотношений, возникающих на основе конкретных интересов людей внутри гражданского общества. Созданное таким образом право нуждается в гарантиях государства от нарушений с помощью «организованной защиты». В этом процессе ученый главную роль отводил суду, основная задача которого состоит в юридической охране правовых интересов. Эта новая позиция в российском правоведении способствовала усвоению и распространению взгляда на право, который не отождествлял право с велениями верховной власти и содействовал более глубокому пониманию специфики права, его сущности и роли. Социально-психологическое толкование права и государственной власти давал профессор Николай Коркунов (1853—1904 гг.)1. Право, по определению Коркунова, есть не просто защита интересов, но их разграничение, инструмент обеспечения определенного порядка в процессе возникновения и урегулирования конфликта интересов. Юридические нормы разграничивают интересы различных субъектов в отличие от норм технических, указывающих средства достижения определенной цели, и правовых правил, дающих сравнительную оценку разных интересов одного и того же лица. «Подобно оценке интересов и для разграничения их человеческое сознание вырабатывает определенные нормы — нормы разграничения интересов, которые так же, как и нормы оценки, служат той же цели, совместному осуществлению всех разнообразных человеческих целей, — писал Коркунов. —...Следовательно, нормы разделения интересов определяют границу между правом и не правом и есть суть юридические нормы. Чтобы определить границы осуществления сталкивающихся интересов, право устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений и тем самым создает «важный порядок общественных отношений». Гражданское право, отмечал ученый, разграничивает интересы частных лиц, уголовное право — интересы обвинителя и подсудимого, гражданский процесс — истца и ответчика, государственное право — интересы всех участников государственного общежития от монарха до подданного. Международное право разграничивает интересы людей как участников международных отношений и как граждан конкретных государств. 1 Коркунов Николай Михайлович — юрист, специалист в области международного и государственного права. Окончил юридический фак. Петербургского ун-та (1876 г.). Защитил магистерскую диссертацию в 1893 г., докторскую — в 1894 г., преподавал в Петербургском ун-те, Военно-юридической академии и др. учебных заведениях. Осн. труды Коркунова: «Государственное право (теория)», (1877 г.), «Лекции по общей теории права» (1904 г.), «Русское государственное право» T.I—II. (1893— 1894 гг.). Основа права — в индивидуальном сознании, в котором Коркунов различает субъективный и одновременно социально-психологический аспекты. Однако в своем внешнем проявлении в качестве регулятора и обеспечителя должного и упорядоченного общественного отношения право действует и воспроизводится объективно (вне индивидуального и иного произвола). Учение Коркунова о праве сложилось под сильным влиянием социологических концепций, трактующих право как средство достижения согласованности интересов личности и общества, и модных в то время идей социальной психологии. Поэтому он рассматривал право и как «взаимное психическое воздействие людей», связывал общеобязательную силу закона с авторитетом веления органов власти, вызывающих «почти инстинктивное к себе повиновение». Государство, по Коркунову, — это не лицо, а лишь юридическое отношение властвования, в котором субъектами права являются все участники государственного общения, а объектом служит государственная власть как предмет пользования и распоряжения. Она основывается не на чьей-либо воле, а на коллективном сознании людей, на их психологическом единении. «Власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного». Таким состоянием постоянного властвования, опирающегося на добровольное подчинение, полагал ученый, является государство. «Государство есть общественный союз, представляющий собой самостоятельное и признанное властвование над свободными людьми». Такое определение не оставляло места для общепринятого понимания разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной властей. Сущность разделения властей, по мнению Коркунова, заключается в «надлежащем распределении функций властвования». Единство власти как сила, служащее объектом отношения, делает возможным лишь разделение распоряжения государственной властью. Характеризуя государственный строй самодержавной России, Коркунов отмечал устарелость российских законов «о правах гражданской свободы», «странный анахронизм», каким является бесправие личности перед административным произволом, полное отсутствие малейшей свободы общественной деятельности. «Государственный порядок несовместим с полным бесправием населения, так как при этом условии оно неизбежно вырождается в рабовладение». Выступая за правовое государство, ученый считал институты народного представительства и ответственное перед парламентом правительство факторами второстепенными. Он видел главную гарантию законности в конституционном праве независимого и несменяемого суда контролировать соответствие основным законом юридических правил, издаваемых государственной администрацией. В развитии социологического направления теории права заметное место принадлежит М.М.Ковалевскому. На методологическую основу учения Ковалевского влияние оказали доктрина О.Конта, эволюционная теория Г.Спенсера. Известную формулу Конта «порядок и прогресс» и выведенную Спенсером закономерность социально-политической эволюции он заменил более общим понятием «организация и эволюция». Порядок обеспечен лишь там, писал ученый в статье «Социология и сравнительная история права» (1902 г.), где общество образует «замиренную среду», основанную на общественной солидарности, сознании общности интересов и взаимной зависимости друг от друга. Требования солидарности, признанные обществом, становятся социальными нормами. Право, по Ковалевскому, это — «нормы, ставящие целью поддержание и развитие солидарности», «приводимые в жизнь организованной силой общества — государством» и обладающие принудительной силой. Он утверждает, что развитие права зависит от развития общества: «Оно одно и определяет собой различные трансформации права». Право, подчеркивал ученый, возникает раньше государства и независимо от него. Право «открывает обществу возможность самосохранения при наименьших пожертвованиях и государство, восставая против права, принимало бы тем самым меры против собственного существования». Поэтому государству «нет выбора, как признать его, что оно и делает в форме проводимых им положительных норм». Следовательно, понятие права в концепции Ковалевского имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности; 2) оно порождает позитивное право, имеющее нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства, выражает волю не отдельного класса, а целого общества. Оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивидов (в той степени, в какой государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами). М.Ковалевский считал личные права не зависящими от государства, которое их не может отменить «так как признание их является таким же требованием общественной солидарности, как установление самого факта государственного общежития». Он настойчиво обращал внимание на такое качество «всесословного» (т.е. гражданского) общества, как провозглашение гражданского и политического равенства, прав и свобод личности, юридических гарантий этих прав и свобод, которые, по его мнению, обусловливает «общенациональный характер» права, согласование интересов личности, групп, класса, общества в соответствии с социальной солидарностью. Политическое будущее человечества, утверждал Ковалевский, зависит от решения двух задач: установления справедливости и ее сочетания со свободой личности в физическом и нравственном проявлениях. Он был сторонником глубоких реформ, ведущих к утверждению гражданского общества. Революция как средство социального изменения вызывается ошибками правительства, кото- рые не удовлетворяют справедливые, естественные для своего времени, требования народа. «При медленности общественных изменений прогресс более надежен, чем при их быстроте. Эволюцию надо предпочитать революции или, выражаясь языком Конта, прогресс желателен только под условием сохранения порядка». Значительный интерес представляют взгляды Ковалевского на перспективы всемирного объединения государств, единой космополитической организации человечества. Эта идея вытекает из его концепции общественной солидарности и «замиренной среды». «Рост государственных порядков, — пишет ученый, — наглядно выступает в ускорившемся за последнее столетие развитии федерации или союзных государств». Если международный союз виделся ему составленным из автономных государств, заинтересованных в экономических связях и прочном мире, то европейская федерация — в виде «простого соглашения между самостоятельными государствами Европы» без общего правительства. Фактически здесь речь идет о конфедерации. Вслед за Контом Ковалевский распространяет сферу «замиренной среды» и на внешнюю политику.
|