Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политические и правовые учения немецкого и итальянского Просвещения
Социально-политические условия в Германии и Италии существенно отличались от обстановки в Нидерландах, Англии и Франции прежде всего наличием крепостнически-абсолютистских порядков, слабо консолидированной, робкой оппозиции. В раздробленной на сотни самостоятельных княжеств, терзаемой Духовными и светскими феодалами в Германии на исходе XVII в. зарождается немецкое Просвещение. Его мыслители многое сделали для систематизации и популяризации доктрины естественного права, разработанной в Нидерландах и Англии, преодоления негативного влияния теологии на юриспруденцию, противопоставления ему разумного начала. В государственно-правовой науке идеи Просвещения получили наибольшее развитие в учениях С.Пуфен-Дорфа, Х.Томазия и Х.Вольфа.
Прежде всего, Пуфендорф одним из первых немецких просветителей стремился отделить юридическую науку от религиозной схоластики. Право, утверждал мыслитель, должно согласовываться с законами разума и действующего законодательства, а государство не может возникнуть без свободного согласия людей. Синтезируя взгляды Г.Гроция, Б.Спинозы, Т.Гоббса, Пуфендорф трактует естественное право как совокупность нравственных норм, правил, объединяющих индивидов в их стремлении к жизни с ближними, себе подобными, т.е. в обществе. В естественном общежитии нет «войны всех против всех» (как считал Гоббс), есть мир, естественная свобода и равенство людей. Однако их необеспеченность правом, страх перед злом, эгоизм, а главное — стремление к свободе, к самосохранению, понуждают создать государство. Хотя инициатор создания государства Бог, по Пуфендорфу, однако, оно не может возникнуть без свободного согласия людей, их решения объединиться. Это решение есть действительная опора, правовая основа государства. Объединение людей закрепляется договором (pactum), выбор формы правления и обязанности правителя и подданных (первого — заботиться о благе народа, последних — подчиняться власти) — постановлением (decretum). С образованием государства люди утрачивают естественные права (кроме свободы убеждений и вероисповеданий как области их частной жизни), не допускается и сопротивление власти подданными. Лучшей формой правления Пуфендорф считал абсолютную монархию, хотя допускал наличие при монархе представительного сословного органа. Государство должно твердо поддерживать безопасность людей, порядок и спокойствие, не позволять церкви вмешиваться в мирские дела. Элементы рационального подхода к праву и государству у Пуфендорфа сочетались с оправданием крепостничества, как добровольного договора между господином и зависимым крестьянином, всесилия монарха. Последователь Пуфендорфа профессор Христиан Томазий (1655—1728 гг.) в своих научных работах и лекциях стремился к освобождению юриспруденции из тенет богословия. 2
2 Томазий Христиан (Кристиан) — юрист и философ-просветитель. Преподавал в Вслед за Пуфендорфом, Томазий утверждал: человек — существо общежительное, стремящееся к мирному общению и личному благу. Основа естественного права — мораль, предписывающая делать то, что соответствует разумной природе людей. Мораль соотносится с правом как внутренний и внешний мир человека. Противоречия между ними предотвращаются двумя средствами: советом и приказаниями. Первое убеждает, второе принуждает. Принуждение — признак права. Принудительная власть осуществляется государством. Государство, по Томазию, создается людьми, а не Богом. Это — «естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия. Границы воздействия государственной власти рассматриваются в 3-х измерениях — моральном, политическом и правовом. В сфере морали действует только совет: делай то, что ты желаешь, чтобы другие делали для тебя. В политике — совет и приказание: делай другим то, что ты желаешь, чтобы они делали для тебя. В праве действует только приказ: не делай другим то, чего ты не желаешь себе. Таким образом, право в государстве приобретает императивный (повелительный) и запретительный характер, здесь действует приказ государства. Однако мораль ограничивает сферу действия права — государство не должно посягать на духовную свободу личности, свободу убеждений. Мыслитель осуждал практику полицейского государства. Как и Пуфендорф, Томазий считал лучшей формой государства монархию. Основа власти монарха — согласие народа. Допускал его право на сопротивление в случае нарушения монархом условий общественного договора, допущения им очевидных несправедливостей. В отдаленной перспективе Томазий предвидел истинную человеческую общность, идеальный строй, порогом к которому будет отмена частной собственности и нравственное совершенство людей. Более консервативное истолкование естественно-правовых идей, аналогию полицейского государства допускал энциклопедист немецкого Просвещения, профессор естественного и международного права университета в Галле Христиан Вольф (1679—1754 гг.). 1 Нравственный закон, по Вольфу, делать добро и избегать зла. Он соответствует стремлению людей к совершенствованию души, тела, общества. Человек обязан следовать нравственному закону. Право проистекает из нравственных обязанностей. «Нет права, — писал мыслитель, — без нравственности обязательства, которое ему предшествует, в котором оно коренится и проистекает. Есть врожденные человеческие права, потому что есть врожденные человеческие
Позитивные законы, согласно Вольфу, — выражение естественного закона и содержащиеся в них права индивида есть мера свободы, нужная для исполнения обязанностей. Такая интерпретация смысла законодательства оправдывала дозирование государями своим подданным свободы, необходимой для исполнения их долга перед государством. Право у Вольфа — свобода действий для исполнения обязанностей. Его рамки определяются властью государства. Происхождение и сущность государства Вольф трактовал в духе своих предшественников как результат соглашения между семьями. Верховная власть — сложения воли его контрагентов. Жестокая правовая регламентация и контроль над общественной и личной жизнью, экономикой и воспитанием, семьей и религией под опекой мудрого нравственного монарха, считал немецкий просветитель, обеспечивает свободу индивидуальных дарований и счастливую жизнь подданным. Монарх должен использовать свою власть для общего блага, быть добродетельным, знать науку управления государством, не творить произвол. Претендовавший на роль передового монарха в Европе прусский король Фридрих II писал Вольфу, что задача королей — осуществлять идеи философов. Вольф подчеркивал пользу сословного представительства в монархиях, право народа на сопротивление власти при ее покушении на естественные законы. Таким образом, если в Англии и Франции естественно-правовая доктрина стала идейным оружием, смыслом лозунгов в борьбе против феодального абсолютизма, то в Германии она превратилась в средство рационализации существующего режима, пропаганды культа государства и правопорядка. Итальянские просветители Дж.Вико и Ч.Беккариа свою критику феодально-крепостнических порядков, влияния клерикализма на науки сочетали с оригинальной трактовкой учения о праве. Джамбаттиста Вико (1668—1744 гг.) в своем главном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.) первым среди мыслителей Нового времени развил философию истории, раскрыл объективный характер исторических закономерностей1.
Теорию круговорота исторических типов государства, разработанную Полибием, он экстраполировал на историю наций. Вико установил ее цикличность, закономерности восходящей смены государственно-правовых институтов. По его мнению, трем эпохам истории (божественной, героической, человеческой), аналогичным возрасту человека (детству, юности, зрелости), соответствуют безго- сударственность, подчинение жрецам; аристократическое государство; демократическая республика или представительная монархия. Согласно Вико, исторично не только государство, но и право. Он выдвинул плодотворную идею изменения правовых норм в ходе исторического развития общества и государства, тем самым на столетие опередил теоретиков исторической школы права. Среди итальянских просветителей XVIII в., осуждавших произвол и беззаконие феодалов и положивших начало «просветительно-гуманистическому» направлению уголовного права и процесса, был юрист и публицист Чезаре Беккариа (1738—1794 гг.).1 Его главный труд «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.) содержит критику феодального правосудия, уголовного судопроизводства и новые принципы уголовного права и процесса, основанные на идеях гуманизма и законности. Законы, по Беккариа, «не что иное, как договоры свободных людей», объединившихся в общество, чтобы пользоваться свободой сообща, спокойно и безопасно. «Совокупность всех частей свободы, пожертвованных на общее благо, — говорится в его произведении, — составила верховную власть народа, а суверен стал законным ее хранителем и распорядителем». Он должен был обеспечить людям общее благо, безопасность и справедливость. Основанные на ней законы государства должны иметь в виду «наивысшее счастье для максимально большего числа людей». Это — цель государственных законов. Итальянский просветитель возмущен тем, что законы на деле служат инструментом желаний феодальной верхушки: они несправедливы, закрепляют сословные привилегии, неравенство перед законом, право сильного. Существующие законы, писал он, «служат только для прикрытия насилия», помогают приносить народ «в жертву ненасытному деспотизму». Другой причиной несправедливых законов Беккариа называет частную собственность, дающей
Законность, по Беккариа, обеспечивается, во-первых, свободой граждан. Свободу он трактует как право делать все, что не противоречит законам. Это право он называет «священным политическим догматом». Во-вторых, соблюдение законов самими властями, без чего, по его убеждению, нет «законного общества». Всякое проявление власти человека над человеком, не вытекающее из абсолютной необходимости, является тираническим. Право издания законов, а равно и право наказания, полагает Беккариа, принадлежит лишь суверену как представителю общества, объединенного общественным договором. Право карать за преступления основывается на необходимости защищать от посягательств отдельных лиц общее благо. Мыслитель формулирует важные выводы: 1) Только законы могут устанавливать наказания за преступления и право их издания принадлежит только законодателю. 2) В интересах всех («и знатного, и самого убогого») соблюдать законы. Суверен может издавать лишь общие законы, но не может судить за их нарушения. Это — задача суда, выясняющего факты. 3) Наказание же, определяемое судом, не может выходить за пределы, установленные законом, иначе оно нарушает справедливость и условия общественного договора. 4) Власть толковать уголовные законы не может принадлежать судьям. Последние получают законы от суверена как хранителя общей воли и должны в точности применять закон. Беккариа против различения духа и буквы закона, поскольку оно ставило бы обвиняемого в полную зависимость от «страстей и слабостей судьи». Толкование закона —- дело законодателя. Злом считал Беккариа и темноту законов. Оно достигает крайних пределов, если законы, по его мнению, написаны «на чуждом народу языке», что делает зависимой свободу граждан. Чем больше лиц принимают законы (т.е. законодателей), считает итальянский просветитель, тем меньше преступлений. Ч.Беккариа выделяет преступления против общества, личной безопасности граждан как наиболее тяжкие, считает истинным мерилом преступлений вред, наносимый ими обществу. Причину преступности видел в социальных условиях, нищете людей и столкновении их интересов, порождаемых страстями. Цель наказания, согласно Беккариа, только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Оно должно быть соразмерно пре- туплению, производить наиболее сильное и длительное впечатление на душу, а не на тело преступника. Поэтому итальянский просветитель протестовал против распространенных в феодальной Европе пыток, мучительных наказаний, призывал к ограничению смертной казни. Он отстаивал равенство всех перед законом, возможность наказания только за деяния, определенные законом как преступные. Смертная казнь, считает Беккариа, не является правом, ибо не вытекает из условий общественного договора. Казнь — это «война нации с гражданином», она не является полезной, необходимой для общества. Он допускал применение смертной казни только в двух чрезвычайных случаях: 1) когда даже лишенный свободы гражданин своим могуществом и связями угрожает безопасности нации и установленному образу правления; 2) если его смерть будет единственным средством удержать других от совершения преступления. Мыслитель предлагал заменить смертную казнь пожизненным рабством. По его мнению, задача законов — смягчить нравы людей, а не подавать примеры жестокости. Аргументация Беккариа в пользу отмены смертной казни, гуманизации законодательства — практически первое в истории убедительное выступление такого рода. Лучше предупреждать преступления, чем наказывать, убежден Беккариа. В этом он видел главную цель всякого хорошего законодательства, являющегося искусством «вести людей к возможно большему счастью». Запрещать множество безразличных действий не значит предупреждать преступления. Он призывает к ясности законов, к тому, чтобы вся сила нации в них была сосредоточена на ее защите, ее движении от рабства к свободе. Предупреждению преступлений служат также, считает Боккариа, просвещение, знания, уважение законов со стороны и властей, и подданных, награждение и поощрение добродетели, совершенствование воспитания граждан. Идеи итальянского просветителя были восприняты классическим направлением уголовно-правовой науки и уголовным законодательством различных стран, стали выражением назревших потребностей общественного развития. Заметные отличия социально-политических условий в Германии и Италии предопределили и отличия в учениях о естественном праве, общественном договоре, верховной власти в государстве и др. Существенными достижениями немецких и итальянских просветителей стало развитие ими естественно-правовой теории, республиканско-демократических идей, классической теории уголовного права. Век Просвещения стал временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал в учениях о праве и государстве, в критике феодализма, феодального неравенства и деспотизма, веры в торжество разума, свободы и равенства, во всевластие народа и всесилие разумного закона. Доктринам естественного права, прав человека и гражданина, общественного договора, разделения Властей, теории демократии и др. были приданы классические фор-
мы. Весомым является вклад европейских просветителей в разработку принципов либерализма, защиту таких универсальных ценностей, как свобода, честь и достоинство человека, оберегаемых законами, в теорию правового государства. Новая философия права, политики, морали утверждала гуманистические, общечеловеческие ценности в политико-правовой мысли. Гуманистические политико-правовые идеи Просвещения идеологически подготовили Французскую революцию, ставшую точкой отсчета новой эпохи. Деятели революции первыми попытались реализовать великие идеи, развить их, учитывая новые и неожиданные повороты политических событий. Их опыт показал: 1) дистанция между теорией и практикой может быть весьма значительной, а результаты непредсказуемы; 2) игнорирование одних идей и гипербо-лизация других ведут к негативным результатам; 3) нигилизм в правопонимании и, особенно в правоприменении, нарушении прав человека и гражданина, неминуемо ведет к трагическим последствиям, в т.ч. и для самих идеологов революции. Уроки Французской революции станут предметом дальнейших теоретических поисков. Date: 2015-09-19; view: 982; Нарушение авторских прав |